Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:49, дипломная работа
Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
1.1. Понятие игры и условия ее использования в начальной школе………7
1.2. Понятие и критерии качества успеваемости…………………………..13
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математи-ки……………………………………………………………….…………..21
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….45
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)……………………………..…………………..49
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный экспе-римент)…………………………………………………….……………………..80
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….88
28 |
20 |
12 |
22 |
Ответ:
18 |
16 |
26 |
28 |
20 |
12 |
14 |
24 |
22 |
Задание № 3 – Эстафета.
Продолжи числовой ряд ( допишите два числа)
А) 18, 9, 21, 15, ?, ?
Б) 28, 16, 32, 24, ?, ?
Ответ: А) 3, 12
Б) 36, 8
Задание № 4 – Прыжки в высоту.
Расставь знаки и скобки так, чтобы получились верные равенства.
4 4 4 4 = 1 4 4 4 4 = 6
4 4 4 4 = 2 4 4 4 4 = 7
4 4 4 4 = 3 4 4 4 4 = 8
4 4 4 4 = 4 4 4 4 4 = 9
4 4 4 4 = 5 4 4 4 4 = 10
Ответ:
4:4+4-4 = 1 (4+4):4+4 = 6
4:4+4:4 = 2 4+ 4- 4: 4 = 7
(4+4):4+4 = 3 4+4-4+4 = 8
(4-4)·4+4=4 4:4+4+4=9
(4·4+4):4=5 (44-4):4=10
Задание № 4 – Бег на короткие дистанции.
Проверка знания таблицы умножения на 3. Участники называют все числа от 1 до 30, но вместо чисел, делящихся на 3, говорят фразу “Не собьюсь”.
1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь, 7, 8, не собьюсь и т.д.
Задание № 6 – Бег с препятствиями
Решить задачи.
№1. На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника?
Ответ: 8 часов.
№2. 40 бабушек поехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом из которых поместились по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На оставшихся мотоциклах сидело по 2 бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?
Ответ: 19 мотоциклов.
Задание № 7 – Синхронное плавание.
№1. На сколько частей разделится лист бумаги четырьмя прямыми линиями, проходящими через одну точку.
Ответ: 8 частей.
№2. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырехугольной формы, а две – треугольной.
Задание № 8. – Фехтование ( конкурс капитанов)
Расположить карточки так, чтобы произведение возрастало.
7·8 |
7·4 |
9·6 |
6·6 |
9·8 |
Ч |
У |
А |
Д |
А |
7·6 |
8·3 |
8·6 |
8·7 |
9·6 |
С |
У |
П |
Х |
Е |
Ответ: После решения и расположения карточек с результатами в порядке возрастания должны получиться два слова “УДАЧА” и “УСПЕХ”.
Задание № 9 – Шахматисты.
Задачи на логическое мышление.
№1. Пять человек водили хоровод, держась за руки. В одном месте хоровод расцепился. Сколько рукопожатий осталось в хороводе?
Ответ: четыре.
№2. Великан жил на втором этаже девятиэтажного дома. Как-то ему захотелось жить повыше. Он перевернул дом и поставил его крышей вниз. На каком этаже оказалась его квартира?
Ответ: на восьмом.
Предложенная нами система развивающей работы с включением дидактических игр способствует устранению трудностей в обучении математике.
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный эксперимент)
На контрольном этапе эксперимента мы снова проанализировали успеваемость на уроках математики детей 2-х классов по результатам контрольных работ и оценок в журнале за третью четверть.
После проведения формирующего эксперимента мы получили следующие данные.
Таблица 4.
Анализ успеваемости по математике во вторых классах за третью четверть.
класс |
Кол-во учащ. |
Успевают на «5» (по преобладанию) |
Успевают на «4» (по преобладанию) |
Успевают на «3» (по преобладанию) |
Неуспевающие |
основные ошибки |
качество знаний |
2 «а» |
26 |
17 % |
52 % |
31 % |
0% |
вычитание – 4%; сложение – 3%; уравнение – 4%; порядок действий – 2%; сравнение – 4%; усвоение геометрического материала – 2%. |
69 % |
2 «б» |
24 |
18% |
46 % |
36 % |
0% |
вычитание –3 %; сложение – 3%; уравнение – 4%; порядок действий – 3%; сравнение – 4%; усвоение геометрического материала – 2%. |
64% |
Анализ показал, что минимум стандарта по математике во 2-х классах усвоили 93% учащихся, качество составило 71,2%. По прежнему основной пробел – вычислительные навыки – 24% учащихся допускают ошибки. На сравнение допускают ошибки 18 % учащихся. Усвоение геометрического материала – 12 %.
На контрольном этапе мы повторно провели диагностический срез, предложенный на этапе констатирующего эксперимента.
Анализ успеваемости, с учетом отмеченных нами критериев в параграфе 1.3. по 2 «а» и по 2 «б» классам представлен в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты контрольного среза
Критерии |
Уровни сформированности | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
1.Сравнение чисел и объектов: А) сравнение предметов по размеру, цвету; Б) сравнение предметов по форме; В) сравнение чисел и групп предметов («больше», «меньше», «столько же») |
20% 21% 19% |
42% 43% 43% |
38% 36% 38% |
Итого по критерию: |
|||
2.Выполнение арифметических действий: А) тренировка в устном счёте; Б) вычислительные навыки (прибавление, вычитание); В) вычислительные навыки (умножение и деление) |
19% 22% 14% |
40 % 46% 41% |
40% 32% 45% |
3. Усвоение геометрического материала: А) распознавание предметов по форме; Б) определение отличительных признаков геометрических фигур; В) умение пользоваться линейкой и циркулем |
26% 22% 26% |
48% 46% 48% |
26% 32% 26% |
4. Определение порядка чисел и действий А) Временные представления: «раньше», «позже», «до», «после», «за»; Б) понимание порядкового значения чисел |
22% 26% |
48% 48% |
40% 26% |
|
По результатам итоговых контрольных работ
за третью четверть ученики получили оценки:
"5" - 49,8%
"4" - 33,3%
"3" - 16,6%
На контрольном этапе видно, что результаты
улучшились. С помощью дидактических игр
мы активизировали младших школьников,
у них повысился интерес к математике,
желание решать все новые и новые задания.
Таким образом и успеваемость стала выше.
Хотя конечно некоторые пробелы в математических
знаниях у учеников вторых классов присутствуют.
Выводы по второй главе
Таким образом, экспериментальную часть нашего исследования мы организовали в три этапа. На констатирующем этапе мы провели первичный анализ успеваемости на уроке математики детей 2 «а» и 2 «б» классов. Основными показателями успеваемости были оценки в журнале и результаты контрольных работ за первую четверть. Мы выявили, что не все дети успешно справляются с заданиями по математике. Многие допускают ошибки.
Анализ показал, что минимум стандарта по математике во 2-х классах усвоили 81% учащихся, качество составило 62,8%. Основной пробел – вычислительные навыки – 35% учащихся допускают ошибки. На сравнение допускают ошибки 29 % учащихся. Усвоение геометрического материала – 24 %.
По результатам контрольных работ ученики
двух классов получили оценки:
"5" - 33,3%
"4" - 16,6%
"3" - 33,3%
"2" - 16,6%.
Только 4 из учеников смогли решить задания
правильно без ошибок. Два ученика – написали
контрольную работу на 2. По результатам
констатирующего этапа эксперимента заметно,
что ученики слабо решают задания, они
не достаточно подготовлены.
На формирующем этапе эксперимента мы подобрали систему дидактических игр, способствующих формированию математических представлений, умений и навыков. Дидактические игры являлись составным компонентом и входили в структуру урока. А также мы разработали шесть уроков-игр. Формирующий эксперимент осуществлялся в течение второй и третьей четверти.
На контрольном этапе эксперимента мы снова проанализировали качество успеваемости детей на уроках математики, ориентируясь на те же критерии. В результате мы получили следующие показатели:
Минимум стандарта по математике во 2-х классах усвоили 93% учащихся, качество составило 71,2%. По-прежнему, основной пробел – вычислительные навыки – 24% учащихся допускают ошибки. На сравнение допускают ошибки 18 % учащихся. Усвоение геометрического материала – 12 %.
По результатам контрольных работ ученики
получили оценки:
"5" - 49,8%
"4" - 33,3%
"3" - 16,6%.
На контрольном этапе видно, что результаты
улучшились. С помощью дидактических игр
мы активизировали младших школьников,
у них повысился интерес к математике,
желание решать все новые и новые задания.
Таким образом, гипотеза
выдвинутая в начале
Заключение
Качество успеваемости младших школьников на уроках успеваемости зависит от множества критериев. Среди них выделяются соответствующие знания по математике, умения применять их в практической деятельности при решении задач; беглость и гибкость мысли; оригинальность, способность решать задачи и другие.
Среди рассмотренных критериев успеваемости по математике нами были выделены 4 наиболее важных для оценки минимума усвоенных знаний:
Формирование выделенных критериев и оценка успеваемости на уроках математики рассматривались на материале начального курса математики (вторые классы).
Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование и разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
В нашем исследовании было выдвинуто предположение о том, что повышение качества успеваемости младших школьников по математике будет успешным, если:
Для проверки эффективности рассмотренных и предложенных нами материалов с позиции формирования выделенных критериев успеваемости на уроках математики, была проведена их апробация, которая проходила с участием учеников 2 «а» и 2 «б» классов на базе МОУ СОШ № 4, апробация состояла из 3-х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Данные констатирующего этапа эксперимента показали недостаточный уровень сформированности математических представлений, умений и навыков у младших школьников.
Апробация разработанного комплекса математических игр проходило на уроках математики в течение второй и третьей четверти. В уроки были включены разные виды математических дидактических игр, содержание которых было направлено на формирование выделенных критериев. А также нами были проведены шесть самостоятельных уроков в форме игры.