Использование игр на уроках в начальной школе как средство повышения качества успеваемости по математике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 20:49, дипломная работа

Описание работы

Цель — теоретическое обоснование, разработка комплекса математических игр, как средства повышения качества успеваемости по математике в начальной школе.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме использования игр как средства повышения качества успеваемости младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игр.

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты использования игр на уроках в начальной школе как средства повышения качества успеваемости по математике……7
1.1. Понятие игры и условия ее использования в начальной школе………7
1.2. Понятие и критерии качества успеваемости…………………………..13
1.3. Критерии подбора игр и их использование на уроках математи-ки……………………………………………………………….…………..21
Выводы по первой главе………………………………………………………..43
Глава 2. Методика использования игр на уроках математики в начальной школе с целью повышения качества успеваемости по предмету………….45
2.1. Анализ успеваемости по предмету до использования игр (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………….45
2.2. Методика использования дидактических игр на уроках математики (формирующий эксперимент)……………………………..…………………..49
2.3. Оценка влияния игр на успеваемость по предмету (контрольный экспе-римент)…………………………………………………….……………………..80
Выводы по второй главе………………………………………………………..83
Заключение………………………………………………………………………85
Библиографический список…………………………………………………….88

Файлы: 1 файл

вкр.doc

— 539.50 Кб (Скачать файл)

Учитель поощряет тех, кто больше придумал предложений и правильно их составит.

ИГРА «КАК СОСЧИТАТЬ КРОЛИКОВ»

Дидактическая задача: закреплять навык счета предметов, умение соотносить элементы двух множеств, закреплять знания Понятий «столько же», «больше», «меньше».

Оборудование: демонстрационный материал — плакат, картонные Еж, Буратино, Сорока.

Содержание. Вывешивается плакат. Выше выставляются Еж, Буратино, Сорока.

Учитель говорит, что Ежу, Буратино и Сороке поручили сосчитать в клетках кроликов, а чтобы они не бегали, посоветовали дать каждому морковь. Подумайте, кто правильно посчитал? Кто ошибся и почему?

Учитель поощряет тех, кто правильно обосновал ответ.

  1. Выполнение арифметических действий:

Данный критерий формируется через развитие следующих умений:

А) тренировка в устном счёте:

Задачи в стихах:  
* Ёжик по лесу пошёл  
   На обед грибы нашёл:  
   5 –под берёзой  
   3 – у осины  
   Сколько их будет в плетённой корзине?

* В нашем классе два Ивана, 
  Две Татьяны, два Степана, 
  Три Катюши, три Галины. 
  Пять Андреев, три Полины, 
  Восемь Львов, четыре Саши, 
  Пять Ирин и две Наташи, 
  И всего один Виталий. 
  Сколько всех мы насчитали?

* Как-то рано поутру 
   Птицы плавали в пруду. 
   Белоснежных лебедей, 
   Втрое больше, чем гусей, 
   Уток было восемь пар, 
   Вдвое больше, чем гагар. 
   Сколько было птиц всего, 
   Если нам еще дано, 
   Что всех уток и гусей, 
   Столько, сколько лебедей?

Б) прибавление и вычитание:

Математический футбол

Дидактическая задача: Закрепление приёмов  прибавления и вычитания чисел.

Оборудование: Рисунки мячей, на обратной стороне которых записаны примеры:

6 : 3

 

9 : 3

 

10 – 4

 

6 + 4

10 – 6

 

2 + 4

 

4 +  3

 

7 – 3

9 х  4

 

9 х 8

 

7 + 3

 

10 – 8


Слева и справа на доске – рисунки футбольных ворот.

Содержание игры: Участники игры делятся на 2 команды. Ученики  должны  правильно ударить мяч (решить пример). В  игре  участвуют  поочерёдно  игроки  каждой команды, которые загоняют мяч  то в правые, то в левые ворота. Выигрывает  та  команда, которая допустит  меньшее  число  ошибок. (Забьёт больше голов).

Волшебные цифры

Дидактическая задача: Закрепление приёмов  прибавления и вычитания чисел.

Содержание игры: Учащиеся находят значение выражений и составляют пословицу.

7 – 6

 

9 – 5

 

Ответ 1 – примерь

 

Ответ 4 – один

3 + 2

 

4 +2

 

Ответ 2 – семь

 

Ответ  5 – раз

10 – 9

 

9 – 6

 

Ответ 3 – отрежь

 

Ответ 6 – раз


(Семь раз примерь, один раз отрежь)

7 – 6

 

9 – 7

 

Ответ 1 – одно

 

Ответ 4 – срубишь

10 – 5

 

10 – 7

 

Ответ 2 – десять

 

Ответ 5 – дерево

8 – 4

     

Ответ 3 – посади

   

(Одно дерево срубишь – десять посади).

Прочитайте и отгадайте загадку

Для этого  надо использовать только те числа, которые входят в таблицу умножения.

59 
о

64 
ю

27 
в

49 
а

71 
р

32 
а

24 
к

51 
и

42 
л

10 
ю

69 
р

72 
е

45 
Т

13 
р

48 
в

29 
и

56 
в

31 
к

12 
о

25 
д

17 
а

81 
е

35 
о

21 
н

37 
т

16 
А

30 
ж

54 
и

19 
л

15 
в

28 
е

57 
г

63 
т

20 
н

36 
е

23 
р

14 
т

18 
к

40 
л


 

Ответ:

В воле она живёт, 
Нет клюва, а клюёт.  
(Рыба)

В) умножение и деление:

Математическая радуга

Дидактическая задача:

  • Способствовать формированию интереса к урокам математики;
  • Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, сложения и вычитания;
  • Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Ход игры: перед вами игровое поле Математической радуги. Выбрав ячейку определённого цвета  и выполнив правильно задание, вы можете получить разноцветную фишку. В конце игры фишки складываются в виде радуги. Постройте свою радугу!

Вариант 1.

Дети выбирают задание на определённое количество баллов (по степени трудности) и выполняют его. Если ответ правильный, то фишка определённого цвета идёт в классную копилку.

Вариант 2.

Класс делится на команды. Игра проходит в виде соревнования. Каждая группа может построить свою радугу.

«Математический футбол»

Дидактическая задача: закрепление навыков умножения и деления.

Волшебные цифры

Дидактическая задача: Закрепление приёмов  прибавления и вычитания чисел.

  1. Усвоение геометрического материала:

Данный критерий формируется через развитие следующих умений:

А) различать предметы по форме:

  

Из каких геометрических фигур состоит рисунок кошки?  
Какой фигурой представлено тело?  
Сколько треугольников?

ИГРА «ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ?»

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме, различать главную часть предмета, развивать конструкторские способности.

Оборудование: 1. Дидактический материал — карточки с изображением неоконченных рисунков, карандаш; 2. Демонстрационный материал — карточка с изображением «карандаша».

Содержание. Учитель раздает детям карточки, где изображена главная часть предметов (пунктиром изображены недостающие части). Дети заканчивают рисунок. Учитель говорит, что в конце работы «карандаш» проверит, кто лучше справился с заданием, и объявляет лучшего конструктора класса.

Можно дать и такое задание: Художник дорисовал картинки. Был круг — стала матрешка. Рисуй дальше мяч, солнышко, яблоко и т. д. Выигрывает тот, кто за определенное время придумал больше рисунков и выполнил их правильно и красиво. Лучшие работы показываются классу. Можно показать и плакат-образец, вывесив его на доске.

ИГРА «ЗАКРОЕМ ОКОШЕЧКИ»

Дидактическая задача: закреплять умение производить счет предметов и образовывать группы, в которых столько же предметов, сколько в данной; повторять знания понятий: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг».

Оборудование: 1. Дидактический материал — геометрические фигуры; 2. Демонстрационный материал — плакат с изображением домиков.

Содержание. На доске вывешивается плакат. Учитель предлагает рассмотреть, какой формы окна в домиках, посчитать, сколько их и из своих наборов геометрических фигур подобрать столько же и таких же по форме фигур, чтобы помочь зверюшкам, которые здесь живут, «закрыть окошки», т. к. наступила зима, и подул холодный ветер. Дети выполняют самостоятельно. В конце задается вопрос; «Сколько же всего окон и сколько положили на партах всего фигур, сколько прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов.

Что можно сказать о количестве окон и фигур, о количестве кругов и треугольников, кругов и прямоугольников?»

Учитель называет тех, кто все сделал правильно и правильно ответил на вопросы.

Б) определять отличительные признаки геометрических фигур:

ИГРА «ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОЖИ ФИГУРЫ»

Дидактическая задача: учить видеть в геометрических фигурах признаки, которыми они отличаются.

Оборудование: 1. Листы бумаги, разбитые на 9 больших квадратов, набор геометрических фигур малых размеров; 2. Дидактический материал — плакат с изображением геометрических фигур.

Содержание. Вывешивается плакат вида. Даются задания: положить на своих листах фигуры так, как на плакате. Далее из имеющегося у каждого учащегося набора геометрических фигур необходимо разместить в пустые клетки нужные по форме фигуры, причем так, чтобы круги все были одинакового цвета, а треугольники разных цветов.

Выигрывает тот, кто все сделал первым и правильно. Этот ученик подходит к доске и на плакате вставляет в клетки фигуры так, как он сделал у себя на листе.

ИГРА «ФИГУРЫ ДРУЖАТ»

Дидактическая задача: закрепить умение видеть в фигурах разное и одинаковое, группировать их по одному признаку.

Оборудование: 1. Дидактический материал — наборы геометрических фигур; 2. Демонстрационный материал — геометрические фигуры.

Содержание. Учитель на доске в два ряда выставляет фигуры. Детям предлагается сделать это же на партах, а затем сказать, что геометрические фигуры могут дружить по форме, но цвету, по величине. Сегодня у нас подружились фигуры по форме. Дети самостоятельно меняют местами фигуры. Спросить, сколько таких фигур. Фигуры дружат по цвету. Правильно их расположить. Ответить на вопрос об их числе.

Фигуры дружат по величине. Правильно их расположить.

Учитель эти задания предлагает последовательно.

Поощряет тех, кто все делает правильно. Просит обосновывать свои действия и выводы о числе фигур в каждом ряду. Определяет, кто самый внимательный в классе. Говорит, что с ним всегда будут дружить геометрические фигуры.

ИГРА «МЫШКА СЛОНУ ЗАДАЛА ЗАДАЧУ»

Дидактическая задача: закреплять умение видеть у предметов два одинаковых признака и по этим признакам группировать предметы.

Оборудование: 1. Дидактический материал — наборы геометрических фигур; 2. Демонстрационный материал — вырезанные из картона слон и мышка или нарисованные на карточках геометрические фигуры.

Содержание. Учитель выставляет на доске фигуры. Рядом ставит Мышку и Слона и говорит:

«Мышка дала Слону задание: в один ряд поставить все фигуры одинаковые по форме и цвету. Слон выполнил задание так, как сделано на доске. Правильно ли Слон все сделал? Если нет, найти его ошибки и помочь их исправить».

Дети у себя за партами делают сначала, как у Слона, затем исправляют ошибки. По окончании работы учитель проверяет, требует обосновать ответ.

Кто первым исправил ошибки, имеет право выставить Слону оценку. Можно использовать и другие варианты группировки фигур.

В) уметь пользоваться линейкой и циркулем:

ИГРА «ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ХВАТАЕТ?» (см. выше)

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме, различать главную часть предмета, развивать конструкторские способности, закреплять умение пользоваться линейкой и циркулем.

ИГРА «МЫШКА СЛОНУ ЗАДАЛА ЗАДАЧУ»

Дидактическая задача: закреплять умение видеть у предметов два одинаковых признака и по этим признакам группировать предметы, закреплять умение пользоваться линейкой и циркулем.

ИГРА «РИСУЕМ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Дидактическая задача: закреплять умение различать предметы по форме, различать главную часть предмета, развивать конструкторские способности, закреплять умение пользоваться линейкой и циркулем.

  1. Определение порядка чисел и действий

Данный критерий формируется через развитие следующих умений:

А) ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: «РАНЬШЕ», «ПОЗЖЕ», «ДО», «ПОСЛЕ», «ЗА»

ИГРА «ВСПОМНИМ СКАЗКУ»

Дидактическая задача: формировать простейшие временные представления: «до», «после», «сначала», «потом».

Информация о работе Использование игр на уроках в начальной школе как средство повышения качества успеваемости по математике