Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
АОУ ВПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени А.С.ПУШКИНА»
Лужский институт (филиал)
Межфакультетская кафедра гуманитарных и естественнонаучных
дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по педагогике
Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе
Студентка
Проверил:
Оценка ______________
Дата __________ 20 г.
Подпись _____________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
В рамках
стандартов реализуется новый
подход к организации обучения,
который направлен на
Меняются
цели и содержание образования,
появляются новые средства и
технологии обучения, но при всем
многообразии урок остается
Перед современным
учителем в условиях внедрения
новых образовательных
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов начального общего образования является формирование универсальных учебных действий (УУД) младших школьников, другими словами – воспитание конкурентоспособной личности каждого ученика, готового к самореализации в современном обществе[1].
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
В связи с требованиями, предъявленными Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО), меняется технология образовательного процесса и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты их проектирования предложены в различных учебно-методических комплектах (УМК) и образовательных системах. Учитель вправе выбирать подход, который считается наиболее адекватным требованиям ФГОС НОО[2].
Ведущей категорией при организации образовательного процесса становится учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская – в зависимости от доминирующего вида деятельности), формирующая предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (УУД), личный опыт обучающегося, который и становится условием принятия духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и социальных норм. Учебная ситуация позволяет связать ведущие категории системного и деятельностного подходов, так как именно в ходе решения учебных ситуаций ребенок имеет возможность осознать и четко сформулировать цель, продумать и осуществить ее на практике, оценить результат своей деятельности.
Моделируя учебное занятие, учитель должен спланировать деятельность обучающихся и свои действия, направленные на организацию и помощь обучающимся в процессе решения ими задач урока. Меняется функция учителя: он перестает выступать в качестве источника информации, которую детям необходимо запоминать и воспроизводить при выполнении типовых заданий, но становится организатором деятельности учащихся, консультантом, помощником, который создает условия для формирования у них осознанных знаний и умений, УУД.
Структура организации учебных и внеурочных занятий, основанная на реализации принципов системно-деятельностного подхода, создает условия для решения задач воспитания через формирование у обучающегося личного опыта, а также постоянную рефлексию своей деятельности, самооценку достижений, постановку задач на перспективу. Данный подход является универсальным, дает четкий ориентир для проектирования уроков и внеурочных занятий в логике требований ФГОС и в то же время не исключает творчество учителя[2].
Русский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения русскому языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе, законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса[17]. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся исполнительностью, и встреча с уроком свободным. Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить».
Разнообразие форм и методов, применяемых в школе, указывают на эффективность ее развития. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать
роль использования
3. Представить
педагогический опыт по
Объект исследования – форма организации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования – реализация метода проектов как нетрадиционной формы обучения детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения.
Структура исследовании: курсовая работа состоит из введения, двух частей: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Урок - это основная организационная форма обучения. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Преподавание – это организационный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения [2].
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом. Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки усвоения новых знаний, совершенствование и применений знаний, обобщение и систематизация знаний, контроля и учета знаний, а также комбинированный урок.
Наряду с этими формами обучения в последние десятилетия широко используются и нетрадиционные или нестандартные уроки. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, деловые игры, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше осваивают программный материал [2].
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.