Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
В практике используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:
-подготовка методических
-выступление на уроке
-организация родителями
Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.
В практике получила распространение такая форма, как проведение открытых занятий для родителей. Цель их может быть различной: показать способы обучения учащихся, которые целесообразно знать родителям при оказании помощи детям в учебе; привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка. В зависимости от доминирующей цели и выбирается структура занятия, но в любом случае учитель продумывает, как показать с лучшей стороны детей, особенно обратить внимание на тех, чьи родители присутствуют на уроке.
Целесообразно выслушать мнение родителей, ответить на их вопросы, подготовить вопросы для взрослых и детей с целью обсуждения занятия. В зависимости от возраста детей и особенностей урока, обсуждение может проводиться с участием родителей и детей. Родители могут выразить свое мнение, пожелание учителю в устной или письменной форме. При проведении таких занятий можно привлекать родителей к высказыванию оценок, ответов на вопросы, выступлению, выполнению совместных заданий с ребенком. Вряд ли возможно часто проводить такие уроки, но, безусловно, их эффективность велика.
Необходимо стимулировать и пропагандировать участие родителей в учебной деятельности детей. В этой связи целесообразно оценивать результаты совместного творчества, представлять их на выставках, поощрять благодарственными письмами родителей и детей.
Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами школы. В то же время их реальное участие обучении и воспитании ребенка существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий педагога по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков [3]. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков русского языка в начальной школе:
1.Уроки «погружения»
2.Уроки - деловые игры
3.Уроки - пресс- конференции
4.Уроки- соревнования
5.Уроки типа КВН
6.Театрализованные уроки
7.Компьютерные уроки
8.Уроки с групповыми формами работы
9.Уроки взаимообучения учащихся
10.Уроки творчества
11.Уроки- аукционы
12.Уроки, которые ведут учащиеся
13.Уроки-зачеты
14.Уроки- сомнения
15.Уроки - творческие отсчеты
16.Уроки- формулы
17.Уроки- конкурсы
18.Бинарные уроки
19.Уроки- обобщения
20.Уроки- фантазии
21.Уроки- игры
22.Уроки- «суды»
23.Уроки поиска истины
24.Уроки- лекции «Парадоксы»
25.Уроки- концерты
26.Уроки- диалоги
27.Уроки «Следствие ведут знатоки»
28.Уроки - ролевые игры
29.Уроки- конференции
30.Интегрированные уроки
31.Уроки семинары
32.Уроки – «круговая тренировка»
33.Межпредметные уроки
34.Уроки- экскурсии
35.Уроки – игры «Поле чудес»[18].
Рассмотрим теоретическое содержание
нескольких нетрадиционных форм различных
уроков.
Интегрированный урок
Идея интеграции стала в последнее время
предметом интенсивных теоретических
и практических исследований в связи с
начавшимися процессами дифференциации
в обучении. Её нынешний этап характерен
как эмпирической направленностью – разработкой
и проведением учителями интегрированных
уроков, так и теоретической – созданием
и совершенствованием интегрированных
курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные
предметы, изучение которых предусмотрено
учебными планами общеобразовательных
заведений. Интеграция дает возможность,
с одной стороны, показать учащимся «мир
в целом», преодолев дисциплинарную разобщенность
научного знания, а с другой – высвобождаемое
за этот счет учебное время использовать
для полноценного осуществления профильной
дифференциации в обучении.
Иначе говоря, с практической точки зрения
интеграция предполагает усиление межпредметных
связей, снижение перегрузок учащихся,
расширение сферы получаемой информации
учащимися, подкрепления мотивации обучения.
Методической основой интегрированного
подхода к обучению являются формирование
знаний об окружающем мире и его закономерностей
в целом, а также установление внутрипредметных
связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком
называют любой урок со своей структурой,
если для его проведения привлекают знания,
умения и результаты анализа изучаемого
материала методами других наук, других
учебных предметов. Не случайно, поэтому
интегрированные уроки именуют еще межпредметными,
а формы их проведения самые разные: семинары,
конференции, путешествия и.т.д.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию ступеней интеграции, которая в свою очередь имеет следующий вид:
- конструирование
и проведение урока двумя и более учителями
разных дисциплин;
- конструирование и проведение
интегрированного урока одним учителем,
имеющим подготовку по соответствующим
дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов [2].
Театрализованный урок
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократический тип отношения, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Непосредственно на самом уроке учитель
лишается авторитарной роли обучающего,
ибо он выполняет лишь функцию организатора
представления. Оно начинается, как правило,
со вступительного слова ведущего, обязанности
которого необязательного возлагать на
учителя.
Само представление после информативной
части может быть продолжено постановкой
проблемных заданий, которые непосредственно
подключают в активную работу на уроке
остальных учащихся. В заключительной
части представления, еще в стадии разработки,
желательно предусмотреть этап подведения
итогов связанную с ним тщательную подборку
критериев оценок, учитывающих все виды
деятельности учащихся на уроке. Их основные
положения должны быть заранее известны
всем ребятам. Отметим, что надобно запланировать
достаточно времени для проведения заключительного
этапа театрализованного урока, не подводить
итоги в спешке, по возможности повторить
и обобщить использованный в представлении
материал, а также оценить знания учащихся.
Разумеется, предлагаемая структура применяется
как один из вариантов при конструировании
театрализованных уроков, многообразие
которых определяется, прежде всего, содержанием
используемого материала и выбором соответствующего
материала. [7]
Основу урока-соревнования составляют
состязания команд при ответах на вопросы
и решении чередующихся заданиях, предложенных
учителем.
Форма проведения таких уроков самая
различная. Это поединок, бой, эстафета,
соревнования, построенные по сюжетам
известных игр: «КВН», «Брейн Ринг», «Счастливый
случай», «Звездный час» и. т.д.
В организации и проведении уроков-соревнований
выделяют три основных этапа: подготовительный,
игровой, подведение итогов. Для каждого
конкретного урока эта структура детализируется
в соответствии с содержанием используемого
материала и особенностей сюжета состязаний.
В качестве примера остановимся на специфике
организации и проведения боя команд по
учебному предмету на уроке.
Для участия в соревнованиях класс разбивается
на две-три команды. Каждой команде даются
одни и те же задания с таким расчетом,
чтобы число заданий было равно числу
участников команд. Выбираются капитаны
команд. Они руководят действиями своих
товарищей и распределяют, кто из членов
команд. Они руководят действиями своих
товарищей и распределяют, кто из членов
команд будет отстаивать решение каждого
задания в бою.
Дав время на обдумывание и поиск решений,
жюри, состоящее из учителя и учащихся,
не вошедших составы команд, следят за
соблюдением правил соревнования и подводят
итоги состязаний.
Открывается бой конкурсом капитанов, который не приносит баллов, но дает той команде, капитан которой победит, право осуществить вызов или передать эту возможность соперникам.
В дальнейшем команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается, то вызванная команда выставляет участника, рассказывающего решение, а ее противники оппонента, ищущего в этом решении ошибки и недочеты. Если вызов будет не принят, то уже, наоборот. Кто-то из членов вызывающей команды рассказывает решение, а оппонирует его член вызванной команды.
Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель ил член жюри. В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом [3].
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Правилами определяется порядок действия и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игровые
действия способствуют познавательной
активности учащихся, дают им возможность
проявить им способности, применить знания
и умения для достижения целей игры.
Учитель, руководя игрой, направляет
ее в нужное дидактическое русло, при необходимости
активизирует ее ход, поддерживает интерес
к ней.
Основой дидактической игры, которая
пронизывает собой ее структурные элементы,
является познавательное содержание.
Оно заключается в усвоении тех знаний
и умений, которые применяются при решении
учебной проблемы, поставленной игрой.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает прежде в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны. И при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т. п.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщении дидактические игры.
Дидактические игры становятся эффективных средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий [3].