Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Pedagogika_kursovaya1(1).doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.3

1

2

3

Практический

 

- выполнение плана работ;

- текущий контроль

4

Презентационный

 

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и  подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта

5

Контрольный

 

- анализ результатов выполнения  проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения


 

      Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих и их творческой самореализации.

     Существует  следующая классификация проектов:

1. По целям и задачам:

а) Практико-ориентированный проект.

     Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинетов или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б) Исследовательский проект.

     По структуре он напоминает подлинно научное исследование.

    Проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используют методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект.

     Он направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

    Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект.

    Проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.

  1. По предметно-содержательной области:

а) Монопроекты.

    Они проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты.

    Эти проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  1. По характеру контактов между участниками:

а) внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

    Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

  1. По продолжительности:

а) Мини-проекты (могут укладываться в один урок).

б) Краткосрочные проекты (требуют выделения 4-6 уроков).

     Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты.

    Проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходят при участии руководителя.

г) Годичные проекты.

     Они могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

2.1.Особенности использования метода  проектов в начальной школе

     При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

     - темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;

     - длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями;

     - целесообразно  в процессе работы над темой  включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей);

     - наряду с  формированием умений по отдельным  элементам проектной деятельности  у обучающихся на традиционных  занятиях, начиная со 2 класса (таких  как целеполагание, формулирование  вопросов, рефлексия, планирование  действий и т.д.), возможно проведение в 3 классе во 2-ом полугодии одного проекта, в 4 классе – двух проектов. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную деятельность можно организовать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.

    

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

     По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах[10].

     Во-первых, это  сформированность у учащихся  ряда коммуникативных умений, лежащих  в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

     - умение спрашивать (выяснять точки зрения других  учеников, делать запрос учителю  в ситуации «дефицита» информации  или способов действий);

     - умение управлять  голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

     - умение выражать  свою точку зрения (понятно для  всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

     - умение договариваться (выбирать в доброжелательной  атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

     Данные умения  формируются с первых дней  нахождения ребенка в школе, когда  дети совместно с учителем  в учебных ситуациях «открывают»  и доступно для себя формулируют  необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

     Вторым показателем  готовности младших школьников  к проектной деятельности выступает  развитие мышления учащихся, определенная  «интеллектуальная зрелость».

     Прежде всего  имеется в виду сформированность  обобщенности умственных действий  как интегративной характеристики, включающей в себя:

     - развитие  аналитико-синтетических действий;

     - сформированность  алгоритма сравнительного анализа;

     - умение вычленять  существенный признак, соотношение  данных, составляющих условие задачи;

     - возможность  выделять общий способ действий;

   - перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

     При этом  качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

     К «интеллектуальной  зрелости» также относится наличие  у младших школьников таких  качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

     Целенаправленное  формирование как обобщенности  умственных действий, так и названных  качеств мышления осуществляется  с 1-ого по 4-ый класс в процессе  работы над становлением у  учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

     В качестве  третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

     - адекватно  оценивать свою работу и работу  одноклассников;

     - обоснованно  и доброжелательно оценивать  как результат, так и процесс  решения учебной задачи с акцентом  на положительное;

     - выделяя  недостатки, делать конструктивные  пожелания, замечания.

     Требуется  особо подчеркнуть, что формирование  выделенных показателей готовности  учащихся начальной школы к  проектной деятельности является  необходимым условием для становления  субъективности младшего школьника  в процессе обучения.

     Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным[5].

     Таким образом, можно сделать вывод, что использование  метода проектов в начальной  школе возможно, если учитель  при организации проектной деятельности  учитывает особенности осуществления данного метода в младших классах.

 

 

2.2.Анализ конспекта урока русского языка

     Познакомившись и проанализировав открытый урок, разработанный учителем начальных классов Кобяковой Р. М. (см. прилож. 1), на тему «Орфограммы в корне слова. Составление алгоритма и схемы нахождения орфограммы в корне слова», можно прийти к выводу, что педагогу удалось провести интересный урок русского языка в 3 классе с использованием метода проекта, а также  выполнить поставленную цель и задачи урока.

     В начале  урока учитель четко сформулировала тему проекта, сумела вызвать интерес учеников к ней (тем более, что тема для школьников была доступной).

     На этапе погружения в проблему педагогом были созданы задачи проекта: определение и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.

     Погружение в проект получилось, потому что учитель понимает и разбирается в психолого-педагогических механизмах воздействия на учащихся.

      На данном  мотивационном этапе учителем  заявляется общий замысел, создается  положительный мотивационный настрой, а ученики обсуждают проблему и предлагают свои собственные идеи по ее решению.

     На этапе  планирования работы по решению  задачи проекта учитель сумела  организовать детей в группы  и определила их цели и задачи, которые группы решали  параллельно. Школьники сумели выработать способы совместной деятельности.    

     На информационно  – операционном этапе учащиеся выполняли проект, а педагог наблюдала, координировала, поддерживала учеников и сама являлась информационным источником.

     На рефлексивно-оценочном этапе ученики представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляли устную самооценку, и учитель тоже выступала участником коллективной оценочной деятельности.

Информация о работе Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе