Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Продолжение таблицы 1.3
1 |
2 |
3 |
Практический |
- выполнение плана работ; - текущий контроль | |
4 |
Презентационный |
- предварительная оценка - планирование презентации и
подготовка презентационных - презентация продукта | |
5 |
Контрольный |
- анализ результатов выполнения проекта; - оценка продукта; - оценка продвижения |
Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих и их творческой самореализации.
Существует
следующая классификация
1. По целям и задачам:
а) Практико-ориентированный проект.
Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинетов или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
б) Исследовательский проект.
По структуре он напоминает подлинно научное исследование.
Проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используют методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
в) Информационный проект.
Он направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
г) Творческий проект.
Проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т.п.
а) Монопроекты.
Они проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
б) Межпредметные проекты.
Эти проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
а) внутриклассные;
б) внутришкольные;
в) региональные;
г) межрегиональные;
д) международные.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
а) Мини-проекты (могут укладываться в один урок).
б) Краткосрочные проекты (требуют выделения 4-6 уроков).
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
в) Недельные проекты.
Проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходят при участии руководителя.
г) Годичные проекты.
Они могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время[10].
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1.Особенности использования
При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:
- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями;
- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей);
- наряду с
формированием умений по
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах[10].
Во-первых, это
сформированность у учащихся
ряда коммуникативных умений, лежащих
в основе эффективных
- умение спрашивать
(выяснять точки зрения других
учеников, делать запрос учителю
в ситуации «дефицита»
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать
свою точку зрения (понятно для
всех формулировать свое
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения
формируются с первых дней
нахождения ребенка в школе, когда
дети совместно с учителем
в учебных ситуациях «
Вторым показателем
готовности младших школьников
к проектной деятельности
Прежде всего
имеется в виду
- развитие
аналитико-синтетических
- сформированность
алгоритма сравнительного
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность
выделять общий способ
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной
зрелости» также относится
Целенаправленное
формирование как обобщенности
умственных действий, так и названных
качеств мышления
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно
оценивать свою работу и
- обоснованно
и доброжелательно оценивать
как результат, так и процесс
решения учебной задачи с
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется
особо подчеркнуть, что формирование
выделенных показателей
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным[5].
Таким образом,
можно сделать вывод, что использование
метода проектов в начальной
школе возможно, если учитель
при организации проектной
2.2.Анализ конспекта урока русского языка
Познакомившись и проанализировав открытый урок, разработанный учителем начальных классов Кобяковой Р. М. (см. прилож. 1), на тему «Орфограммы в корне слова. Составление алгоритма и схемы нахождения орфограммы в корне слова», можно прийти к выводу, что педагогу удалось провести интересный урок русского языка в 3 классе с использованием метода проекта, а также выполнить поставленную цель и задачи урока.
В начале урока учитель четко сформулировала тему проекта, сумела вызвать интерес учеников к ней (тем более, что тема для школьников была доступной).
На этапе погружения в проблему педагогом были созданы задачи проекта: определение и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
Погружение в проект получилось, потому что учитель понимает и разбирается в психолого-педагогических механизмах воздействия на учащихся.
На данном
мотивационном этапе учителем
заявляется общий замысел, создается
положительный мотивационный
На этапе
планирования работы по
На информационно – операционном этапе учащиеся выполняли проект, а педагог наблюдала, координировала, поддерживала учеников и сама являлась информационным источником.
На рефлексивно-оценочном этапе ученики представляли проекты, участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляли устную самооценку, и учитель тоже выступала участником коллективной оценочной деятельности.