Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Говоря о
нетрадиционных формах
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы
проведения занятий «снимают»
традиционность урока, оживляют
мысль. Однако необходимо отметить,
что слишком частое обращение
к подобным формам организации
учебного процесса
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.А. Модель формирования универсальных учебных действий при обучении русскому языку в школе. //Начальная школа. – М., 2013. - №9.
2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. //Начальная школа. – М., 1998. - №4.
3. Бахир В.К. Развивающее обучение. //Начальная школа. – М., 2007. - №9.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. //Педагогика. – М., 2008. - №2.
5. Василовская А.И. Метод
проектов на уроках в
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. //Педагогика. – М., 2000. - №3.
7. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроке. //Начальная школа. – М., 2009. - №6.
8. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.
9. Занкова Л.В. Обучение и развитие. //Начальная школа. – М., 1975.
10. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б.., Андреева Е.А., Щербакова С.Г., Шавейко О.А. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В.Засоркина [ и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2010.
11. Информационные ресурсы
Интернет: http//doob-054.narod.ru/
12. Кокарева З.А., Игнатьева А.С. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. //Начальная школа. – М., 2013. - №7.
13. Кульневич С.А., Лакоценина Т.Н. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2004.
14. Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. – СПб, 2010.
15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
16. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. – М., 2004. - №1.
17. Ритерман Т.П. Педагогика: Полный курс / авт.-сост. Т.П. Ритерман. – М.: АСТ, 2009.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. //Народное образование. – М., 1998.
19. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. //Педагогика. – М., 2003. - №1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Открытый урок по русскому языку
с использованием современных образовательных технологий
(информационно-
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века».
Тема: «Орфограммы в корне слова. Составление алгоритма и схемы нахождения орфограммы в корне слова».
Урок разработала: учитель начальных классов Кобякова Р.М.
Цель: формировать умения распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.
Задачи:
Образовательная: закрепление знаний о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; анализировать языковой материал, находить в словах изученные орфограммы; составить алгоритм проверки орфограмм;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение вырабатывать определенные рекомендации и следовать им;
Воспитывающая: работать в группах, пользоваться продуктами совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, для схемы фигуры.
Использованная лит-ра: «Проектная деятельность в начальной школе» М.К.Господникова и др., Волгоград: «Учитель», 2009.
Планируемые достижения учащихся:
- первичные навыки
- умение работать с дополнительной литературой;
Продолжительность: урок – 45 мин.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку (мультимедийное сопровождение – 15 мин).
Метод обучения: Словесный, практический, наглядный.
Средства обучения: Мультимедийная установка, экран, компьютер.
Методический паспорт проекта:
• По содержанию – предметный.
• По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект.
• По форме организации – групповой.
• По срокам выполнения - краткосрочный.
• По результатам выполнения – практический.
План урока:
Актуализация знаний.
3. Обдумывание
проекта
4. Работа групп по составлению алгоритма
нахождения и проверки орфограмм. 10 мин
5. Физкультминутка.
6. Апробирование
алгоритма и схемы.
7. Практическое
применение алгоритмов.
8. Самоанализ
проектной деятельности.
9. Итоги урока.
10. Домашнее
задание.
11.Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Дети рассаживаются по группам.
Учитель. - Здравствуйте, ребята! Сегодня вы не просто ученики, а вы учёные. Учёные исследуют какие-либо явления в природе, в жизни людей и выводят законы. Мы с вами на уроке русского языка также как и они будем исследовать наш язык и попробуем вывести законы.
Каждая группа – это творческая лаборатория. То есть вы должны работать вместе, прислушиваясь к мнению каждого. И вывести сообща закон, который будут использовать другие ребята.
II. Формулирование темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Учитель.- Ребята, попробуйте дать ответ на мой вопрос: « Что такое ОРФОГРАММА?» слайд 1 («опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).
Учитель. - Итак, посмотрите на экран:
2 слайд.
Этот гласный звук
Причиняет много мук!
Как писать Г о/а РА, ТР а/о ВА
И слова М о/а РЯ, Д е/и ЛА?
Учитель. - О какой орфограмме идёт речь?
Учащиеся. - Безударный гласный в корне.
3 слайд.
Эти же согласные – самые опасные!
Как писать:
ДуП/Б, ЗуП/Б, ГлаС/З ?
ВареШ/Жка, круШ/Жка ?
Учитель. - О какой орфограмме идет речь?
Учащиеся. - Парные звонкие и глухие согласные.
4 слайд.
Есть у нас опасные –
Хитрые согласные!
Шапочку наденут –
Невидимкой станут!
Как не ошибиться,
правильно писать:
СО ? НЦЕ, ЧУ?СТВО, ПРАЗ ? НИК ?
Учащиеся. - Непроизносимые согласные.
5 слайд ( знак вопроса).
Учитель. - Ребята, что общего в этих трех правилах?
Учащиеся. - В этих словах орфограмма в корне слова.
Учитель. - Какая проблема будет решаться в ваших лабораториях?
6 слайд. (проблема).
Проблема: распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.
III. Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма».
Учитель.- Что можно придумать для того, чтобы мы могли «видеть» «опасные» места в словах?
(Дети предлагают свои
идеи: можно придумать игру, сочинить
стихотворение, рассказ и.т.д. Учитель
подводит к мысли о
Учитель. – Итак, чтобы видеть «опасные» места в словах, нам необходимо составить алгоритм (правило) нахождения этих орфограмм в словах. Вот этим и займется «творческая лаборатория».
1 группа – безударные гласные.
2 группа – парные согласные.
3 группа – непроизносимые согласные.
IV. Работа групп по составлению алгоритма нахождения и проверки орфограмм.
7 слайд.
Правила работы в группе :
- внимательно слушаем друг друга;
- сделал сам – помоги другу;
- работаем тихо - не мешаем другим;
- рабочее место содержим в порядке.
В «творческой лаборатории» появляются слова: вода, трава, гриб, лодка, звёздный, местный.
Каждая группа отбирает те слова, которые подходят к их проблеме.
1. Определяют орфограммы в словах.
2. Составляют алгоритм нахождения орфограммы в корне слова.
3. Изображают схему к данным алгоритму.
4.Апробирование алгоритма и схемы.
V. Физминутка.
Учитель.- Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете отдыхать. Я буду называть «волшебные» слова – группа, которая услышит свою орфограмму в слове, начинает двигаться – плыть, летать, прыгать (моряк, дубки, известный, леса, пирожки, радостный).
VI. Апробирование алгоритма и схемы.
Из каждой группы выходят по 2 человека, которые испытывают свой алгоритм нахождения орфограммы, при этом опираются на составленную схему.
Слайд 8, 9, 10.
Проблема |
Безударные гласные.
|
Парные звонкие и глухие согласные. |
Непроизносимые согласные.
|
Как проверить орфограммы в корне слова?
|
1. Ставим ударение в слове. 2. Выделяем корень. 3. Если гласный звук в корне безударный, то будем из родственных слов искать проверочное слово. 4. Нужно изменить слово или подобрать родственное, в котором безударный гласный стоит в сильной позиции - ударный.
Схема
1. '
2.
3. ___
' 4.
|
1. Выделяем корень в слове. 2. Если в корне согласный звук в слабой позиции или рядом с глухим стоит суффикс к, то его нужно проверять.
3. Нужно изменить слово или подобрать родственное, чтобы после согласного стоял гласный.
Схема
1.
2. или к
3. !
|
1.Выделяем корень в слове. 2. Если слышим в слове сочетание согласных звуков [сн], [зн], [рц], [нц], то эти слова надо проверять. 3. Нужно подобрать родственное слово, чтобы согласный звук ясно слышался.
Схема 1.
2. [сн], [зн], [рц], [нц].
3. |