Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Pedagogika_kursovaya1(1).doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

     Говоря о  нетрадиционных формах проведения  урока, нельзя забывать об использовании  метода проектов.

     «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

     Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. 

     Такие формы  проведения занятий «снимают»  традиционность урока, оживляют  мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение  к подобным формам организации  учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева Л.А. Модель формирования универсальных учебных действий при обучении русскому языку в школе. //Начальная школа. – М., 2013. - №9.

2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. //Начальная школа. – М., 1998. - №4.

3. Бахир В.К. Развивающее обучение. //Начальная школа. – М., 2007. - №9.

4. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. //Педагогика. – М., 2008. - №2.

5. Василовская А.И. Метод  проектов на уроках в начальной  школе [Электронный ресурс]. Режим  доступа: festival.1september.ru

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. //Педагогика. – М., 2000. - №3.

7. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроке. //Начальная школа. – М., 2009. - №6.

8. Ефремов О.Ю. Педагогика: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2009.

9. Занкова Л.В. Обучение и развитие. //Начальная школа. – М., 1975.

10. Засоркина Н.В., Шатилова М.Ю., Полянина Н.Б.., Андреева Е.А., Щербакова С.Г., Шавейко О.А. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В.Засоркина [ и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2010.

11. Информационные ресурсы  Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18

12. Кокарева З.А., Игнатьева А.С. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. //Начальная школа. – М., 2013. - №7.

13. Кульневич С.А., Лакоценина Т.Н. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2004.

14. Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. – СПб, 2010.

15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

16. Пахомова Н.Ю. Проектное  обучение – что это? // Методист. – М., 2004. - №1.

17. Ритерман Т.П. Педагогика: Полный курс / авт.-сост. Т.П. Ритерман. – М.: АСТ, 2009.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. //Народное образование. – М., 1998.

19. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. //Педагогика. – М., 2003. - №1.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Открытый урок по русскому языку

с использованием современных образовательных технологий 

(информационно-коммуникативные  технологии); метода проектов.

3 класс

УМК «Начальная школа XXI века».

Тема: «Орфограммы в корне слова. Составление алгоритма и схемы нахождения орфограммы в корне слова».

Урок разработала: учитель начальных классов Кобякова Р.М.

 

Цель: формировать умения распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.

Задачи:

Образовательная: закрепление знаний о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; анализировать языковой материал, находить в словах изученные орфограммы; составить алгоритм проверки орфограмм;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение вырабатывать определенные рекомендации и следовать им;

Воспитывающая: работать в группах, пользоваться продуктами совместной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, для схемы фигуры.

Использованная лит-ра: «Проектная деятельность в начальной школе» М.К.Господникова и др., Волгоград: «Учитель», 2009.

Планируемые достижения учащихся:

- первичные навыки распознавания  орфограмм

- умение работать с  дополнительной литературой;

Продолжительность: урок – 45 мин.

 

Авторский медиапродукт: презентация к уроку (мультимедийное сопровождение – 15 мин).

Метод обучения: Словесный, практический, наглядный.

Средства обучения: Мультимедийная установка, экран, компьютер.

Методический паспорт проекта:

•          По содержанию – предметный.

•          По уровню усвоения учебного материала – итоговый проект.

•          По форме организации – групповой.

•          По срокам выполнения - краткосрочный.

•          По результатам выполнения – практический.

План урока:

  1. Организационный момент                                  1 мин
  2. Формулирование темы и цели урока.                 3 мин

          Актуализация знаний.

     3. Обдумывание  проекта                                           2 мин

     4. Работа групп по составлению алгоритма 

        нахождения и проверки  орфограмм.                    10 мин

     5.  Физкультминутка.                                                 2 мин

     6.  Апробирование  алгоритма и схемы.                   10 мин

7.  Практическое  применение алгоритмов.              10 мин 

8. Самоанализ  проектной деятельности.                  2 мин

9.  Итоги урока.                                                           1 мин

10.  Домашнее  задание.                                              1 мин

11.Рефлексия.                                                              3 мин

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Дети рассаживаются  по группам.

Учитель. - Здравствуйте, ребята! Сегодня вы не просто ученики, а вы учёные. Учёные исследуют какие-либо явления в природе, в жизни людей и выводят законы. Мы с вами на уроке русского языка также как и они будем исследовать наш язык и попробуем вывести законы.

   Каждая группа  – это творческая лаборатория. То есть вы должны работать  вместе, прислушиваясь к мнению  каждого. И вывести сообща закон, который будут использовать другие ребята.

II. Формулирование темы и цели урока.

Актуализация знаний.

Учитель.- Ребята, попробуйте дать ответ на мой вопрос: « Что такое ОРФОГРАММА?» слайд 1 («опасное» место в слове, часть слова, где могу допустить ошибку, слабая позиция гласного/согласного звука в слове).

Учитель. - Итак, посмотрите на экран:

   2 слайд.

Этот гласный звук

Причиняет много мук!

Как писать Г о/а РА, ТР а/о ВА

И слова М о/а РЯ, Д е/и ЛА?

Учитель. - О какой орфограмме идёт речь?

Учащиеся. - Безударный гласный в корне.

3 слайд.

Эти же согласные – самые опасные!

Как писать:

ДуП/Б, ЗуП/Б, ГлаС/З ?

ВареШ/Жка, круШ/Жка ?

Учитель. - О какой орфограмме идет речь?

Учащиеся. - Парные звонкие и глухие согласные.

4 слайд.

Есть у нас опасные –

 Хитрые согласные!

Шапочку наденут –

Невидимкой станут!

Как не ошибиться,

правильно писать:

СО ? НЦЕ, ЧУ?СТВО, ПРАЗ ? НИК ?

Учащиеся. - Непроизносимые согласные.

5 слайд ( знак вопроса).

Учитель. - Ребята, что общего в этих трех правилах?

Учащиеся. - В этих словах орфограмма в корне слова.

Учитель. - Какая проблема будет решаться в ваших лабораториях?

6 слайд. (проблема).

Проблема:  распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.

III. Обдумывание проекта проходит в форме «мозгового штурма».

Учитель.- Что можно придумать для того, чтобы мы могли «видеть» «опасные» места в словах?

(Дети предлагают свои  идеи: можно придумать игру, сочинить  стихотворение, рассказ и.т.д. Учитель  подводит к мысли о необходимости  выведения инструкции, алгоритма, схемы  нахождения орфограмм.)

Учитель. – Итак, чтобы видеть «опасные» места в словах, нам необходимо составить алгоритм (правило) нахождения этих орфограмм в словах. Вот этим и займется «творческая лаборатория».

1 группа – безударные  гласные.

2 группа – парные  согласные.

3 группа – непроизносимые согласные.

IV. Работа групп по составлению алгоритма нахождения и проверки орфограмм.

7 слайд.

Правила работы в группе :

- внимательно слушаем  друг друга;

- сделал сам – помоги  другу;

- работаем тихо - не мешаем  другим;

- рабочее место содержим в порядке.

   В «творческой  лаборатории» появляются слова: вода, трава, гриб, лодка, звёздный, местный.

   Каждая группа  отбирает те слова, которые подходят  к их проблеме.

1. Определяют орфограммы  в словах. 

2. Составляют алгоритм  нахождения орфограммы в корне слова.

3. Изображают схему к  данным алгоритму.

4.Апробирование алгоритма  и схемы.

V. Физминутка.

Учитель.- Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете отдыхать. Я буду называть «волшебные» слова – группа, которая услышит свою орфограмму в слове, начинает двигаться – плыть, летать, прыгать (моряк, дубки, известный, леса, пирожки, радостный).

VI. Апробирование алгоритма и схемы.

Из каждой группы выходят по 2 человека, которые испытывают свой алгоритм нахождения орфограммы, при этом опираются на составленную схему.

Слайд 8, 9, 10.

 



Проблема

Безударные гласные.

 

Парные звонкие и глухие согласные.

Непроизносимые согласные.

 

 

Как проверить орфограммы в корне слова?

 

 

1. Ставим ударение в слове.

2. Выделяем корень.

3. Если гласный звук в корне безударный, то будем из родственных слов искать проверочное слово.

4. Нужно изменить слово или  подобрать родственное, в котором  безударный гласный стоит в  сильной позиции - ударный.

 

Схема

 

1.      ' 

 

2. 

 

3.      

           ___

 

          

             '

4.

 

 

 

 

 

 

1. Выделяем корень в слове.

2. Если в корне согласный звук  в слабой позиции или рядом  с глухим стоит суффикс к, то его нужно проверять.

 

3. Нужно изменить слово или  подобрать родственное, чтобы после  согласного стоял гласный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

1.

 

 

2.   или    к   

 

 

3.

 !

 

 

 

 

 

 

 

1.Выделяем корень в слове.

2. Если слышим в слове сочетание  согласных звуков [сн], [зн], [рц], [нц], то эти слова надо проверять.

3. Нужно подобрать родственное слово, чтобы согласный звук ясно слышался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

1.

 

 

2. [сн], [зн], [рц], [нц].

 

 

3.

Информация о работе Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе