Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Для завершения
работы и анализа проделанного
использовалась презентация, которая
являлась демонстрацией
Таким образом, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Каковы бы ни были опыт детей и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, роль учителя, несомненно, велика на мотивационном и рефлексивно-оценочном этапах. От того как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе (рефлексивно-оценочном) роль учителя особенно велика, поскольку ученикам порой не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, прийти к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
2.3.Рекомендации по
В работе над курсовой по педагогике я познакомилась с опытом работы учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ №2» Захаровой Н.А., которая анализирует свою педагогическую деятельность в школе и отмечает положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, а также и проблемы: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими заданиями, отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую (из учебной ситуации в жизненную).
Обдумав выше указанные проблемы, учитель дополнила урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности, при которой учащиеся погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. применять имеющиеся у них знания на практике. С этой целью Захарова Н.А. выбрала метод проектов.
Она считает,
что метод проектов не
По мнению педагога, мотивация: успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.
Формирование
умения вести себя в
Учитель предает огромное значение методу проектов, так как с помощью этого метода происходит самостоятельный творческий поиск, показывающий глубокое усвоение знаний и развитие личности. Ведь знания проявляются в нестандартной ситуации с использованием умений из разных образовательных областей, выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы. Благодаря учебной инициативе и самостоятельности, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Проектную деятельность учитель называет интересной работой, которая не вызывает у детей напряжения и спада мыслительных процессов.
Для организации
проектной деятельности
- активизация
проектной деятельности
- формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно-оценочных действий учащихся (самоконтроля и самооценки);
- развитие
творческих способностей
Педагог предлагает примерный план работы учителя по подготовке проекта:
Также Захарова Н.А. предлагает свои рекомендации, которые помогут начинающему учителю правильно и грамотно применять метод проектов в процессе обучения учащихся начальных классов.
Учитель пытается ответить на вопрос: « Каковы плюсы и минусы метода проекта в начальной школе?»
Плюсы проектной деятельности:
- навыки самообразования и самоконтроля;
- моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат;
- навыки групповой деятельности;
- индивидуальный подход;
- интерес к познавательной деятельности.
Минусы проектной деятельности:
- возрастает нагрузка на учителя;
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
- психологические коммуникативные проблемы;
- проблема субъективной оценки.
Несмотря на указанные отрицательные моменты, Захарова Н.А. считает, что метод проектов – это очень интересная работа, а за проектной работой в начальной школе большое будущее.
Опыт работы
по организации проектной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изученной научной литературы, которой пользовались при выполнении данной работы, можно сделать следующие выводы.
Выяснили, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
С позиций гуманизма цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самостоятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманистичности педагогической деятельности определяется тем, насколько она создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, развития её способностей к свободе, созиданию, творчеству.
Гуманизация
образования рассматривается
Гуманистическая
ориентация образования может
быть реализована в
Урок был и остается основной организационной формой обучения в школе. Ведь в основе урока заложены три постулата:
Эти постулаты невозможно отодвинуть на задний план при организации процесса обучения.
При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время
все более актуальным в
В последнее десятилетие значимо усилился
интерес к нетрадиционным урокам в начальной
школе. Это связано с различными преобразованиями,
происходящими в нашей стране, которые
создали определенные условия для перестроечных
процессов в сфере образования, создания
новых типов уроков, активного внедрения
в уроки различных педагогических методов
и способов развития интереса у детей
младшего школьного возраста, авторских
программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, а ещё и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Проведение нетрадиционных уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.
Считаем, что практиковать такие уроки следует, хотя отношение учителей к ним неоднозначно. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие — нарушение педагогических принципов. На мой взгляд, достоинства нетрадиционных уроков очевидны, но превращать их в главную форму работы вряд ли целесообразно. Ведь такие уроки требуют серьезной подготовки, что приводит к большим потерям времени учителя. Кроме того, на подобных уроках часто внешняя занимательность преобладает над серьезным познавательным трудом, что, конечно, может снизить результативность процесса обучения. Альтернативой этим недочетам должны стать педагогическое мастерство учителя и осознание им того, что межпредметные связи при систематическом и целенаправленном осуществлении — это объективное требование современного процесса обучения.