Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Pedagogika_kursovaya1(1).doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

     Для завершения  работы и анализа проделанного  использовалась презентация, которая  являлась демонстрацией результата  решения проблемы. На этапе презентации (я предполагаю) учащиеся продемонстрировали умение сжато излагать мысли, готовить наглядность, а также обобщили, резюмировали продукты проекта и дали им оценку.

     Таким образом, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

     Каковы бы  ни были опыт детей и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, роль учителя, несомненно, велика на мотивационном и рефлексивно-оценочном этапах. От того как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе (рефлексивно-оценочном) роль учителя особенно велика, поскольку ученикам порой не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали и исследовали, прийти к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

 

 

 

2.3.Рекомендации по использованию  метода проектов в образовательном  процессе начальной школы

     В работе над курсовой по педагогике я познакомилась с опытом работы учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ №2» Захаровой Н.А., которая анализирует свою педагогическую деятельность в школе и отмечает положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, а также и проблемы: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе, разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими заданиями, отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую (из учебной ситуации в жизненную).

     Обдумав выше  указанные проблемы, учитель дополнила  урочную систему организации  учебного процесса новой формой деятельности, при которой учащиеся погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. применять имеющиеся у них знания на практике. С этой целью Захарова Н.А. выбрала метод проектов.

    Она считает, что метод проектов не противоречит  традиционным способам обучения, а наоборот помогает активизировать учеников так, что у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.

     По мнению  педагога, мотивация: успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок.

     Формирование  умения вести себя в нестандартной  ситуации, оценка и применение  своих собственных знаний, видение  результата своих действий позволяет ребенку стать более уверенным в своих силах, т.е. он учится учиться.

     Учитель предает огромное значение методу проектов, так как с помощью этого метода происходит самостоятельный творческий поиск, показывающий глубокое усвоение знаний и развитие личности. Ведь знания проявляются в нестандартной ситуации с использованием умений из разных образовательных областей, выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы. Благодаря учебной инициативе и самостоятельности, происходит  их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

     Проектную  деятельность учитель называет  интересной работой, которая не вызывает у детей напряжения и спада мыслительных процессов.

     Для организации  проектной деятельности учащихся  младших классов учитель определила  следующие основные цели:

     - активизация  проектной деятельности учащихся;

     - формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно-оценочных действий учащихся (самоконтроля и самооценки);

     - развитие  творческих способностей учащихся  не только на уроках, но и  через спектр практически направленных  мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.

     Педагог предлагает  примерный план работы учителя  по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
  3. Привлечение специалистов (библиотекаря, социального педагога и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов деятельности.
  7. Домашние задания. Задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

     Также Захарова Н.А. предлагает свои рекомендации, которые помогут начинающему учителю правильно и грамотно применять метод проектов в процессе обучения учащихся начальных классов.

                                     Общие подходы к этапам проекта:

  1. Всегда следует начинать с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы должны выдвигаться учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.п.) Учитель  может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследованиям, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Защита проектов.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

     Учитель пытается  ответить на вопрос: «  Каковы  плюсы и минусы метода проекта  в начальной школе?»

     Плюсы проектной  деятельности:

     - навыки самообразования  и самоконтроля;

     - моделируется  реальная технологическая цепочка: задача – результат;

     - навыки групповой  деятельности;

     - индивидуальный  подход;

     - интерес  к познавательной деятельности.

     Минусы проектной  деятельности:

     - возрастает нагрузка на учителя;

     - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

     - психологические  коммуникативные проблемы;

     - проблема  субъективной оценки.

     Несмотря на указанные отрицательные моменты, Захарова Н.А. считает, что метод проектов – это очень интересная работа, а за проектной работой в начальной школе большое будущее.

     Опыт работы  по организации проектной деятельности  школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ ««Лямбирская СОШ №2» позволил составить ряд памяток для учителей, родителей и учащихся, которые можно взять на вооружение начинающим педагогам по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы (см. прилож. 2).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       На основе изученной научной литературы, которой пользовались при выполнении данной работы, можно сделать следующие выводы.

     Выяснили, что  ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

     С позиций гуманизма цель педагогической деятельности состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самостоятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире. Мера гуманистичности педагогической деятельности определяется тем, насколько она создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, развития её способностей к свободе, созиданию, творчеству.

     Гуманизация  образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Смыслом образования становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

     Гуманистическая  ориентация образования может  быть реализована в соответствующих  формах образовательного процесса, которые предполагают высокую  степень индивидуализации и дифференциации  обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.

     Урок был и остается основной организационной формой обучения в школе. Ведь в основе урока заложены три постулата:

  1. Урок есть часть жизни ребенка.
  2. Урок есть открытие истины, поиск и осмысление истины совместной деятельности детей и учителя.
  3. Человек является наивысшей ценностью, выступая в роли цели, но никогда, не выступая в роли средства.

     Эти постулаты невозможно отодвинуть на задний план при организации процесса обучения.

     При разработке федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

     В настоящее время  все более актуальным в образовательном  процессе становится использование  в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. 
    В последнее десятилетие значимо усилился интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников. 

     Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, а ещё и дает существенные сдвиги в умственном развитии.

     Проведение нетрадиционных уроков свидетельствует о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

     Считаем, что практиковать такие уроки следует, хотя отношение учителей к ним неоднозначно. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие — нарушение педагогических принципов. На мой взгляд, достоинства нетрадиционных уроков очевидны, но превращать их в главную форму работы вряд ли целесообразно. Ведь такие уроки требуют серьезной подготовки, что приводит к большим потерям времени учителя. Кроме того, на подобных уроках часто внешняя занимательность преобладает над серьезным познавательным трудом, что, конечно, может снизить результативность процесса обучения. Альтернативой этим недочетам должны стать педагогическое мастерство учителя и осознание им того, что межпредметные связи при систематическом и целенаправленном осуществлении — это объективное требование современного процесса обучения.

Информация о работе Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе