Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В рамках урока чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр включает
в себя следующие этапы:
1)обоснование требований к проведению
игры;
2)составление плана ее разработки;
3)написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
4)подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
5)Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
6)разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Возможный вариант структуры деловой
игры на уроке может быть таким:
- знакомство с реальной
ситуацией;
- построение ее имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Урок – ролевая игра
Специфика ролевой игры, в отличие от
деловой характеризуется более ограниченным
набором структурных компонентов, основу
которых составляют целенаправленные
действия учащихся в моделируемой жизненной
ситуации в соответствии с сюжетом игры
и распределенными ролями.
Уроки ролевые игры можно разделить по
мере возрастания их сложности на три
группы:
1) имитационные, направленные на
имитацию определенного
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы игровой ситуации;
3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т. д.
Методика разработки и проведения ролевых
игр предусматривает включение в полной
мере или частично следующих этапов: подготовительного,
игрового, заключительного и этапа анализа
ролевой игры.
На подготовительном этапе решаются
вопросы как организационные, так и связанные
с предварительным изучением содержательного
материала игры. Организационные вопросы:
распределение ролей, выбор жюри или экспертной
группы, формирование игровых групп, ознакомление
с обязанностями. Предваряющие: знакомство
с темой, проблемой, ознакомление с инструкциями,
заданиями, сбор материала, анализ материала,
подготовка сообщения, изготовление наглядности,
консультации.
Игровой этап характеризуется включением
в проблему и осознанием проблемной ситуации
в группах и между группами. Внутригрупповой
аспект: индивидуальное понимание проблемы,
дискуссия в группе, выявление позиций,
принятие решения, подготовка сообщения.
Межгрупповой сообщений групп, оценка
решения.
На заключительном этапе вырабатываются
решения по проблеме, заслушивается сообщение
экспертной группы, выбирается наиболее
удачное решение.
Проведение ролевой игры, как и всякой
другой, построенной на использовании
имитации, связано с преодолением трудностей,
заложенном в ее противоречивом характере.
Противоречивость ролевой игры заключается
в том, что в ней всегда должны иметь место
и условность, и серьезность. Кроме того,
она проводится в соответствии с определенными
правилами, предусматривающими элементы
импровизации. Если хотя бы один этих факторов
отсутствует, игра не достигает цели. Она
превращается в скучную инсценировку
в случае излишней регламентации и отсутствии
импровизации, или в фарс, когда играющие
утрачивают серьезность их импровизации
носят абсурдный характер.
Разумеется, никто не требует отмены
традиционного урока, как основной формы
обучения и воспитания детей. Речь идет
об использовании в разных видах учебной
деятельности нестандартных, оригинальных
приемов активизирующих всех учеников,
повышающих интерес к занятиям и вместе
с тем обеспечивающих быстроту запоминания,
понимания и усвоения учебного материала
с учетом, конечно, возраста и способностей
школьников.
Нужно сказать, что хотя это авторские
уроки, отражающие оригинальность мышления
и творческие способности отдельных талантливых
учителей, их формы, методы, приемы могут
успешно применять и преподаватели других
школьных дисциплин. Копировать нельзя,
использовать опыт можно и полезно.
К таким урокам нужно тщательно готовиться:
давать предварительные задания, объяснять
построение урока, роль и задачи каждого
ученика; готовить наглядные пособия,
карты, дидактический материал. Предусматривается
ход занятий с учетом уровня и особенностей
как класса в целом, так и отдельных школьников,
характера и способностей учеников, получивших
конкретное задание, последовательность
операций.
Рассмотрение целей и задач учебных занятий,
типологии и структуры урока и педагогических
требований к нему, особенностей состава
учащихся помогает осознать важность,
необходимость и сложность выбора путей
совершенствования организации обучения.
Уровень общественного развития обусловливает
усвоение больших объёмов знаний, усложнение
самостоятельной учебно-познавательной
деятельности учащихся, пересмотра содержания,
обогащения форм и методов обучения учения[15].
Взаимодействие структурных компонентов
урока, характер их связей вытекает из
законов, закономерностей и принципов
обучения.
Этим и обеспечивается возникновение
адекватных форм обучения. В последнее
десятилетие начали получать широкое
применение уроки развивающего обучения,
различные формы организации групповой,
коллективной и индивидуальной работы.
Именно те формы, которые развивают познавательную
активность, инициативу, творчество. Условия
появления познавательного интереса у
младших школьников, связано с их заинтересованностью
учебными предметами, поэтому необходимо
рассмотреть процесс формирования данного
интереса.
Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения в последнее время приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему учитель, а уметь применять их на практике.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
В Новое время это слово время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.
Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:
- использование метода
проектов предполагает
- обучение школьников
умениям и навыкам
- необходимым условием
для выполнения учащимися
- должны быть созданы
условия для оформления
- работа над проектом
является поводом для
Если у педагога возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно[10].
Каким же
требованиям должна
Во-первых, необходимо
наличие социально значимой
Во-вторых, выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
В-третьих, каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
В-четвертых, результатом работы над проектом должен быть представлен заказчику или представителям общественности достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.
Шестое «П» проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Важное правило – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конечный продукт.
Работу над проектом можно разбить на пять этапов. Поскольку говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы – решение проблемы.
Этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы.
Таблица 1.3
Этапы работы над проектом
№ п/п |
Название этапа работы над проектом |
1 |
2 |
1 |
Поисковый |
- моделирование идеальной (желаемой) ситуации; - анализ имеющейся информации; - определение и анализ проблемы; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации | |
2 |
Аналитический |
- постановка цели проекта; - определение задач проекта; - определение способа - анализ рисков; - составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; - анализ ресурсов; - планирование продукта; - анализ имеющейся информации; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации |