Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Pedagogika_kursovaya1(1).doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

     С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу [3].

    В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении.

      Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач. Если вспомнить не удается, ученик чаще всего оставляет задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.

     Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе.

     Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.

     Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.

     Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы [15].

     В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого – найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовывать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого – с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными  и в то же время эффективными.

     В настоящее время нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый познавательный интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания по конкретным предметам.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционная форма урока (НФУ)?

     В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

     Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного обучения или учебные занятия в «режиме интерактива» (от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка).

    По мнению О.В. Трофимовой: «...сам термин «нетрадиционная форма урока» требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о «нетрадиционном уроке», в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой «традиционного обучения?» говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный»[19]?

 В учебном пособии Подласого И.П. «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа «Поле чудес» и т. д.[15] Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу.

 Г.В. Селевко  рассматривает НФУ как «технологии», «нетрадиционные технологии урока». Он характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах». Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть[18].

Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока «можно определить как технологию локального (модульного) уровня» (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями. [19]

Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2. (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко [18].

 

Таблица 1.1

Традиционные и нетрадиционные формы урока

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

1

2

3

Концептуальная основа

Субъект – объективные взаимодействия в системе «учитель – ученик»

Субъект – субъектные позиции в системе «учитель – ученик»

Содержательная часть

Цели

Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами

Развитие личности учащихся

Содержание учебного материала

Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер

Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Процессуальная часть

Организация учебного процесса

Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование

Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование и т.п.


 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

 

Методы и формы учебной деятельности школьников

 

Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение

 

Преимущественно продуктивный характер учебной деятельности:

развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции

Методы и формы работы учителя

Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников

Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала

Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках

Совместная работа учителя и учащегося в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности


Окончание таблицы 1.1

1

2

3

Диагностика учебного процесса

Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся

Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя

Рефлексивная деятельность учителя и учащихся


 

Таблица 1.2

 Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков

Элементы

Традиционный урок

Нетрадиционный урок

Концептуальная основа

Недостатки:

субъект – объектные взаимодействия в системе «учитель-ученик», изоляция учащихся от коммуникативного диалога друг с другом

Достоинства:

субъект – субъективные позиции в системе «учитель – ученик», возможность коммуникативного (интерактивного) диалога между учащимися.

Содержательная часть

Цели

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся

Содержание учебного материала

Достоинства: наибольший объем информации, систематичность

Достоинства: более глубокое изучение учебного материала.

Недостатки: меньший

объем изучаемого материала


 

 

Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

Процессуальная часть

Достоинства: четкая структура урока.

Недостатки: шаблонность, однообразие

Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности.

Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса

Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления

Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельности школьников

Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя

Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы учителя

Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками

Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала.

Диагностика учебного процесса

Достоинства: предсказуемость, контролируемость результатов обучения

Недостатки: слабая обратная связь

Достоинства: сильная обратная связь

Недостатки: трудности в прогнозировании и диагностики результатов обучения


 

     Приведенные выше исходные данные (см. табл. 1.1, 1.2) позволяют заключить, что при планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности), а также, что достоинства нестандартных форм урока доминируют над недостатками.

Информация о работе Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе