Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать, раскрыть сущность нетрадиционного обучения, определить педагогические условия развития познавательной активности младших школьников при использовании нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
Задачи исследования: 1.Рассмотреть основные понятия исследования: «нетрадиционное обучение», «традиционное обучение», «проектная деятельность».
2. Обосновать роль использования нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе.
3. Представить педагогический опыт по внедрению метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….....................................................................................................8
1.1.Сущность традиционного и нетрадиционного обучения…………………..8
1.2.Метод проектов как одна из форм нетрадиционного обучения….………38
ГЛАВА II. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…..45
2.1.Особенности использования метода проектов в начальной школе………45
2.2.Анализ конспекта урока русского языка…………………………………...48
2.3.Рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Pedagogika_kursovaya1(1).doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)



 

VII. Практическое применение алгоритмов.

Учитель раздает карточки со словами: дожди, листок, роса; сад, нож, рыбка, прятки; радостный, чудесный, честный.

Дети определяют, к какому правилу относится каждое слово, используя алгоритм и схему.

VIII. Самоанализ проектной деятельности.

Оцениваются положительные и отрицательные моменты проектной деятельности, проекта.

Учитель. – Как вы думаете, смогут ли по данному алгоритму и схеме работать другие дети?

Довольны ли вы своей работай в группе?

 Как работала ваша  группа? 

IX. Итоги урока.

Учитель. - Над какой проблемой работали на уроке? С какими орфограммами работали? Как проверить безударную гласную в корне? Как проверить звонкие - глухие согласные в корне? Как проверить непроизносимые согласные в корне?

 X. Домашнее задание: запишите по 3 слова на каждую орфограмму,                           подберите  проверочные слова.

   XI. Рефлексия деятельности - закончи фразу. (Слайд 11)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Памятка для учителя № 1.

  1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и  систематичной.
  2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
  3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
  4. Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться,  поверить в себя каждому ученику.
  5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
  6. Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
  7. В начальной школе  должен преобладать индивидуальный проект, когда  ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка № 2

  1. Успешность осуществления проектной деятельности зависит от профессиональной и мотивационной готовности учителя.
  2. Большое количество проектов, единовременно организуемых учителем, значительно снижает их качество.
  3. Учитель должен четко объяснить ребенку суть предстоящей работы, заключающейся в самостоятельном решении лично значимой проблемы.
  4. Родитель, который поможет ребенку в работе над проектом, тоже должен быть ознакомлен с сутью проектного метода.
  5. Объем теоретического материала должен быть ограничен. Упор сделан должен быть на практическую деятельность, которая дает полезные новообразования.
  6. Презентация должна быть ограничена по времени, оригинальна. В начальной школе целесообразно привлекать родителей к работе над проектом. Однако при этом необходимо соблюдать ряд советов.

Памятка для родителей.

  1. Покажите  пример детям в своем стремлении к  новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
  2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
  3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
  4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
  5. Меньше наставлений, прямых инструкций.
  6. Не сдерживайте инициативу.
  7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
  8. Не раздражайтесь.
  9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
  10. Учите доводить дело до конца.

 

 

Памятка для учителей  и родителей.

  1. Ставьте перед учеником ясную цель его работы.
  2. Работа должна быть интересна не родителям, учителю, а ученику. Лучше выбирать тему из содержания учебных предметов
  3. Давайте ученику интересное дело, результаты которого он может предвидеть.
  4. Стремитесь сами подходить ко всему творчески и учить этому ребенка.
  5. Открывать в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  6. Учите добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  7. Не торопитесь сами с вынесением оценочных суждений и учите этому детей.
  8. Учите детей действовать  независимо.
  9. Научите детей чувствовать недостаток информации и не бояться об этом заявить.
  10. Учите прогнозировать.
  11. Создавайте ситуации, где ребенок сможет применить полученные навыки в решении познавательных задач.
  12. Нужно помнить: познавательная активность – это успешная  учебная мотивация.

Правила презентации для ученика:

  1. Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
  2. Найди удобное положение тела и место для рук.
  3. Спокойно посмотри на слушателей.
  4. Назови тему.
  5. Заинтересуй слушателей выступлением.
  6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
  7. Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
  8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли  осмыслить то, что услышали.
  9. Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

  1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
    • Почему начали работу над проектом?
    • Решили ли вы проблему?
    • Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
    • Что не доделано, а может быть можно изменить.
  2. Помогите оценить процесс проектирования.
  3. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
  4. Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
  5. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
  6. Не следует превращать презентацию проектов в  соревнование. Лучше выделить номинации. 
     

 

    

 

 

 

     

 

 

 

     


Информация о работе Использование нетрадиционных форм обучения в процессе преподавания русского языка в начальной школе