Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 04:27, реферат
Цель работы: Изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе. Задачи работы:
1. Показать основные черты нестандартных уроков.
2. Показать психолого- мотивационный аспект нестандартных уроков.
3. Описать различные виды нестандартных уроков, наиболее типичных для общеобразовательных школ.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы вопроса……………………………………..8
1. Сущность нестандартных уроков………………………………………..8
2. Психолого-мотивационный аспект нестандартных уроков…………9
Глава II. Разнообразие форм и видов нестандартных уроков…………...11
Формы и виды нестандартных уроков……………………………….11
Описание некоторых видов нестандартных уроков………………..13
2.1 Ролевая игра……………………………………………………………...13
2.2 Заседание школьного совета…………………………………………...16
2.3 Заседание учёного совета……………………………………………....17
2.4 Заседание парламента………………………………………………….18
2.5 Суд…………………………………………………………………………18
2.6 Пресс-конференция. Интервью. Телемост…………………………..19
2.7 Путешествие……………………………………………………………20
2.8 КВН. Конкурс. Викторина. Концерт ………………………………...21
2.9 Литературная прогулка. Литературная гостиная…………………22
2.10 Дискуссия………………………………………………………………..23
2.11 «Круглый стол»………………………………………………………...24
2.12 Радиопередача………………………………………………………….25
2.13 Телепередача……………………………………………………………26
2.14 Проект…………………………………………………………………..28
Глава III. Практические разработки некоторых видов нестандартных уроков……………………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………...59
Список литературы…………………………………………………………….61
Примечания……………………………………………………………………..63
4) применением нестандартных средств обучения;
5) распределением ролей;
6) взаимодействием участников процесса.
Основные характеристики нестандартных уроков иностранного языка в современных условиях:
Цели использования нетрадиционных форм урока:
Основная цель – повышение качества обучения, эффективности урока.
Задачи:
1. Развитие мыслительной активности.
2. Повышение коммуникативной направленности.
3. Развитие самостоятельности учеников.
4. Развитие творческой инициативы.
5. Усиление мотивации изучения английского языка.
6. Обеспечение связи
учебного материала с
2. Психолого- мотивационный аспект нетрадиционных уроков
Деля все факторы, определяющие
успешность обучения иностранному языку,
на методические, общепсихологические
и индивидуально- психологические,
важнейшим среди
Проблема мотивации в последнее время всё больше и больше привлекает внимание методистов по иностранному языку. Тем не менее в применении к изучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе проблема мотивации ещё далека от решения. Показателем нерешённости этой проблемы может быть хотя бы тот факт, что у большинства опрошенных старшеклассников (69%) интерес к занятию иностранным языком отсутствовал3.
Известно, что положительные эмоции,
повышая восприимчивость
Необходимо отметить,
что эмоциональная
Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний. Часто учащиеся своё отрицательное отношение к изучению английского языка объясняют тем, что не видят в нём практической ценности. Можно считать доказанным, что процесс формирования интереса определяется рядом объективных и субъективных факторов, к числу которых относятся авторитет учителя и практическое использование полученных знаний6. Действительно, одним из основных факторов, способствующих формированию интереса к изучению иностранного языка в средней школе является, как ни в какой другой дисциплине, личность и авторитет учителя, его умение интересно преподать предмет.
Спад интереса к изучению иностранного языка объясняется и тем, что в учебном процессе почти не используется такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Г.В. Рогова справедливо замечает:
«Дети на начальном
этапе обучения не могут осознать
необходимость знания
Именно проведение
уроков нестандартной формы
Глава II. Разнообразие форм и видов нестандартных уроков
1. Формы и виды нестандартных уроков
Нестандартные уроки также различаются между собой по форме и по видам.
Форма |
Разновидность нестандартного урока |
1. Соревнование |
конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина |
2. Основанные на видах общественной деятельности |
исследование, изображение, анализ, первенство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия |
3. Основанные на нетрадиционной подаче учебного материала |
урок мудрости, откровение, дублёр начинает действовать |
4. Основанные на публичных формах общения |
пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, «живая» газета |
5. Основанные на ориентации на фантазию |
сказка, сюрприз |
6.Основанные на имитации
общественно- культурных |
экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная |
7. Основанные на имитации
деятельности учреждений и |
суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро |
8. Основанные на переносе в урок форм внеклассной работы |
КВН, клуб знатоков, посиделки, концерт, «следствие ведут знатоки» |
9. Основанные на трансформации
традиционных способов |
лекция – парадокс, экскурсия – опрос, защита оценки, семинар, консультация |
2. Описание некоторых видов нестандартных уроков
2.1Ролевая игра
Одной из наиболее распространённых разновидностей нестандартных уроков (Н.У.) является ролевая игра.
По мнению О.И. Медведевой, ролевая игра как методический приём обучения иностранному языку получила широкое распространение в школьной практике. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения8.
Несмотря на большое количество публикаций, посвящённых теории ролевого общения, а также появление ряда учебников, построенных на основе речевых актов и широкого использования ролевых игр, многие вопросы этой сложной проблемы не получили ещё должного обоснования и однозначного решения.
Наибольшее распространение в отечественной и зарубежной теории ролевых игр получила классификация, разработанная социологом
У. Герхардтом, согласно которой роли делятся на статусные, позиционные и ситуационные.
Что касается ролевых отношений, то их принято делить на:
Ролевые отношения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.
«Участие в ролевой игре подразумевает тесное соединение умений учащихся с социокультурной реальностью изучаемого языка при непосредственном участии преподавателя, использовании учебных и других средств обучения»9. Построенная по такому принципу ролевая игра стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков.
Н.Н. Гез считает, что ситуация ролевого общения должна явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, связанной с решением каких-либо определённых проблем и коммуникативных задач.
Одним из спорных является вопрос о месте ролевых игр в учебном процессе и о характере подготавливающих их упражнений.
О различных решениях
данного вопроса
«Успешное исполнение ролей в этом случае обеспечивает учёт трёх моментов: ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций с учётом социо- культурной специфики общения; владение интонационными моделями, выражающие эмоции; понимание цели игры и содержания, которое необходимо в ней выразить»10.
Усвоение указанных положений является задачей этапа, подготавливающего ролевую игру.
Некоторые авторы, например
Маглстоун, высказывают мысль о
возможности использования
Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что авторы всех пособий рекомендуют проводить игры с самого начала обучения, так как в противном случае от игр не удаётся добиться желаемых результатов из-за барьера, возникающего при этой непривычной форме общения.
Велика и роль учителя в подготовке и проведении ролевых игр. «Роль» учителя, с точки зрения теории социальных ролей, - это позиционная роль, отражающая его профессиональное положение в обществе. Но на уроке учителю приходится проигрывать и многочисленные ситуационные роли, которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большой степени зависят от типа и формы организации урока: например, роль наблюдателя, роль контролёра, роль партнёра по общению, роль участника или организатора деятельности. Последняя роль является одной из самых важных, так как успех любой дела во многом зависит от того, насколько хорошо оно организовано, насколько точно его участники представляют себе цель и содержание.
На успешность игры влияет не только степень предварительной подготовки, но и сам процесс проведения. Учитель должен интересно и разнообразно организовывать работу с учётом возрастных особенностей учащихся и их интересов; создавать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре; быть предельно выдержанным, в том числе и в конфликтных ситуациях; показывать участникам игры, что он их ценит и уважает.
Английский методист К. Ливингстоун в своей книге «Role Play in Language Learning» рассуждает о достоинствах и недостатках такой формы организации урока. К первым он, как и многие другие методисты, относит вовлечение максимального количества учащихся в процесс игры, повышение интереса к изучению языка, а также и то, что при использовании ролевых игр не будет возникать проблем с дисциплиной на уроке. К недостатком этой формы он относит сложность организации некоторых ролевых игр и необходимость потратить огромное количество времени для подготовки учеников.
Информация о работе Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе