Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 04:27, реферат

Описание работы

Цель работы: Изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе. Задачи работы:
1. Показать основные черты нестандартных уроков.
2. Показать психолого- мотивационный аспект нестандартных уроков.
3. Описать различные виды нестандартных уроков, наиболее типичных для общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы вопроса……………………………………..8
1. Сущность нестандартных уроков………………………………………..8
2. Психолого-мотивационный аспект нестандартных уроков…………9

Глава II. Разнообразие форм и видов нестандартных уроков…………...11
Формы и виды нестандартных уроков……………………………….11
Описание некоторых видов нестандартных уроков………………..13
2.1 Ролевая игра……………………………………………………………...13
2.2 Заседание школьного совета…………………………………………...16
2.3 Заседание учёного совета……………………………………………....17
2.4 Заседание парламента………………………………………………….18
2.5 Суд…………………………………………………………………………18
2.6 Пресс-конференция. Интервью. Телемост…………………………..19
2.7 Путешествие……………………………………………………………20
2.8 КВН. Конкурс. Викторина. Концерт ………………………………...21
2.9 Литературная прогулка. Литературная гостиная…………………22
2.10 Дискуссия………………………………………………………………..23
2.11 «Круглый стол»………………………………………………………...24
2.12 Радиопередача………………………………………………………….25
2.13 Телепередача……………………………………………………………26
2.14 Проект…………………………………………………………………..28

Глава III. Практические разработки некоторых видов нестандартных уроков……………………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………...59

Список литературы…………………………………………………………….61

Примечания……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении ино.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

4) применением нестандартных  средств обучения;

5) распределением ролей;

6) взаимодействием участников  процесса.

Основные характеристики нестандартных уроков иностранного языка в современных условиях:

  • Комплексность в решении практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей (при этом практические цели выступают как ведущие).
  • Коммуникативная направленность процесса обучения.
  • Наличие мотивации изучения иностранного языка.
  • Выбор оптимальных для данного класса приёмов и методов обучения.
  • Использование таких нетрадиционных форм деятельности учащихся, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в овладении иностранным языком.
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке для общения и речевого партнёрства между учителем и учащимися и учениками друг с другом.
  • Наличие и использование различных средств обучения, в том числе и технических.

Цели использования  нетрадиционных форм урока:

Основная цель – повышение  качества обучения, эффективности урока.

Задачи:

1. Развитие мыслительной  активности.

2. Повышение коммуникативной  направленности.

3. Развитие самостоятельности  учеников.

4. Развитие творческой  инициативы.

5. Усиление мотивации  изучения английского языка.

6. Обеспечение связи  учебного материала с жизненными  ситуациями.

 

2. Психолого- мотивационный аспект нетрадиционных уроков

Деля все факторы, определяющие успешность обучения иностранному языку, на методические, общепсихологические  и индивидуально- психологические, важнейшим среди общепсихологических  факторов исследователи считают  мотивацию, которая определяется как  «система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности»2.

Проблема мотивации  в последнее время всё больше и больше привлекает внимание методистов по иностранному языку. Тем не менее  в применении к изучению иностранного языка в средней общеобразовательной школе проблема мотивации ещё далека от решения. Показателем нерешённости этой проблемы может быть хотя бы тот факт, что у большинства опрошенных старшеклассников (69%) интерес к занятию иностранным языком отсутствовал3.

Известно, что положительные эмоции, повышая восприимчивость анализаторов и возбудимость нервных центров  в коре головного мозга, оказывают  благотворное влияние на усвоение любого школьного предмета. Однако проблема эмоционального сопровождения процесса усвоения иностранного языка, эмоциональной привлекательности занятий иностранным языком стоит особенно остро, выделяя этот предмет из всех других учебных дисциплин школьного цикла. «Преподаватель иностранного языка, больше чем преподаватель любого другого предмета, обязан активно вмешиваться в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать по возможности возникновение у учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности» 4.

Необходимо отметить, что эмоциональная привлекательность  учебного процесса, способствуя развитию у учащихся эпизодического интереса, несомненно оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка, превращая положительные эмоциональные реакции в устойчивую склонность.  Постоянное использование одного лишь учебника, одних и тех же типов упражнений, так или иначе связанных с учебником, первоначально воспринимавшихся как новый вид учебной деятельности, ослабляет положительные эмоции, а часто и упраздняет их. В результате однообразно поступающей информации и однотипных упражнений учащиеся из активных участников учебного процесса становятся пассивными созерцателями его.  Таким образом, «делая уроки английского  увлекательными, учитель поддерживает высокий мотивационный уровень»5.

Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет  субъективное восприятие школьниками  значимости приобретаемых знаний. Часто  учащиеся своё отрицательное отношение  к изучению английского языка  объясняют тем, что не видят в  нём практической ценности. Можно считать доказанным, что процесс формирования интереса определяется рядом объективных и субъективных факторов, к числу которых относятся авторитет учителя и практическое использование полученных знаний6.  Действительно, одним из основных факторов, способствующих формированию интереса к изучению иностранного языка в средней школе является, как ни в какой другой дисциплине, личность и авторитет учителя, его умение интересно преподать предмет.

Спад интереса к изучению иностранного языка объясняется и тем, что в учебном процессе почти не используется такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Г.В. Рогова справедливо замечает:

 «Дети на начальном  этапе обучения  не могут осознать  необходимость знания иностранного  языка. Задача учителя заключается в том, чтобы не только рассказать, какое значение имеет знание английского для любого образованного человека, но и стимулировать желание изучать язык… Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения и получения информации» 7.

 Именно проведение  уроков нестандартной формы помогает  решить   проблему мотивации.  Необходимо стремиться  к тому, чтобы ученики получали максимум  удовольствия от работы на  таких уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разнообразие  форм и видов нестандартных уроков

1. Формы и виды нестандартных  уроков

Нестандартные уроки  также различаются между собой  по форме и по видам.

Форма

Разновидность нестандартного урока

1. Соревнование 

конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина

2. Основанные на видах  общественной деятельности

исследование, изображение, анализ, первенство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия

3. Основанные на нетрадиционной  подаче учебного материала

урок мудрости, откровение, дублёр начинает действовать

4. Основанные на публичных  формах общения

пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, «живая» газета

5. Основанные на ориентации  на фантазию

сказка, сюрприз

6.Основанные на имитации  общественно- культурных мероприятий

экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная

7. Основанные на имитации  деятельности учреждений и организаций

суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро

8. Основанные на переносе  в урок форм внеклассной работы

КВН, клуб знатоков, посиделки, концерт, «следствие ведут знатоки»

9. Основанные на трансформации  традиционных способов организации  уроков

лекция – парадокс, экскурсия – опрос, защита оценки, семинар, консультация


 

 

 

 

2. Описание  некоторых видов нестандартных  уроков

2.1Ролевая игра

Одной из наиболее распространённых разновидностей нестандартных уроков (Н.У.) является ролевая игра.

По мнению О.И. Медведевой, ролевая игра как методический приём  обучения иностранному языку получила широкое распространение в школьной практике. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения8.

Несмотря на большое  количество публикаций, посвящённых  теории ролевого общения, а также  появление ряда учебников, построенных  на основе речевых актов и широкого использования ролевых игр, многие вопросы этой сложной проблемы не получили ещё должного обоснования и однозначного решения.

Наибольшее распространение  в отечественной и зарубежной теории ролевых игр получила классификация, разработанная социологом

У. Герхардтом, согласно которой роли делятся на статусные, позиционные и ситуационные.

Что касается ролевых  отношений, то их принято делить на:

  • симметричные - коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: брат- сестра, учитель- учитель, ученик – ученик; ситуации их общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста.
  • ассиметричные – участники общения характеризуются различными социальными признаками: ученик – учитель, подчинённый – начальник; ситуации их общения направлены на обучение строить речевое поведение в соответствии с ролью и статусом партнёра. 

Ролевые отношения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

«Участие в ролевой  игре подразумевает тесное соединение умений учащихся с социокультурной реальностью изучаемого языка при непосредственном участии  преподавателя, использовании учебных и других средств обучения»9. Построенная по такому принципу ролевая игра стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков.

Н.Н. Гез считает, что  ситуация ролевого общения должна явиться  стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, связанной с решением каких-либо определённых проблем и коммуникативных задач.

Одним из спорных является вопрос о месте ролевых игр  в учебном процессе и о характере  подготавливающих их упражнений.

О различных решениях данного вопроса свидетельствуют  расхождения как в организации  материала в современных учебниках, так и методических рекомендациях. Для создания ролевых ситуаций широко используются рисунки, описание ситуации, инструкции и довольно длительная и тщательная языковая подготовка. Именно по этому большинство авторов считает целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы над темой, поскольку не все учащиеся окажутся способными, без предварительной подготовки, к свободной импровизации в ролевой игре.

«Успешное исполнение ролей в этом случае обеспечивает учёт трёх моментов: ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций с учётом социо- культурной специфики общения; владение интонационными моделями, выражающие эмоции; понимание цели игры и содержания, которое необходимо в ней выразить»10.

Усвоение  указанных  положений является задачей этапа, подготавливающего  ролевую игру.

Некоторые авторы, например Маглстоун, высказывают мысль о  возможности использования ролевых  игр на всех этапах изучения темы,  дозируя при этом  учебный материал.

Следует подчеркнуть  и то обстоятельство, что авторы всех пособий рекомендуют проводить игры с самого начала обучения, так как в противном случае от игр не удаётся добиться желаемых результатов из-за барьера, возникающего при этой непривычной форме общения.

Велика и роль учителя  в подготовке и проведении ролевых  игр. «Роль» учителя, с точки зрения теории социальных ролей, - это позиционная роль, отражающая его профессиональное положение в обществе. Но на уроке учителю приходится проигрывать и многочисленные ситуационные роли, которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большой степени зависят от типа и формы организации урока: например, роль наблюдателя, роль контролёра, роль партнёра по общению, роль участника или организатора деятельности. Последняя роль является одной из самых важных, так как успех любой дела во многом зависит от того, насколько хорошо оно организовано, насколько точно его участники представляют  себе цель и содержание.

На успешность игры влияет не только степень предварительной подготовки, но и сам процесс проведения. Учитель должен интересно и разнообразно организовывать работу с учётом возрастных особенностей учащихся и их интересов; создавать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре; быть предельно выдержанным, в том числе и в конфликтных ситуациях; показывать участникам игры, что он их ценит и уважает.

Английский методист К. Ливингстоун в своей книге  «Role Play in Language Learning» рассуждает о достоинствах и недостатках такой формы организации урока. К первым он, как и многие другие методисты, относит вовлечение максимального количества учащихся в процесс игры, повышение интереса к изучению языка, а также и то, что при использовании ролевых игр не будет возникать проблем с дисциплиной на уроке. К недостатком этой формы он относит сложность организации некоторых ролевых игр и необходимость потратить огромное количество времени для подготовки учеников.

Информация о работе Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе