Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 04:27, реферат

Описание работы

Цель работы: Изучить теоретические источники и практический опыт по проблеме использования нестандартных форм урока при обучении иностранному языку в школе. Задачи работы:
1. Показать основные черты нестандартных уроков.
2. Показать психолого- мотивационный аспект нестандартных уроков.
3. Описать различные виды нестандартных уроков, наиболее типичных для общеобразовательных школ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы вопроса……………………………………..8
1. Сущность нестандартных уроков………………………………………..8
2. Психолого-мотивационный аспект нестандартных уроков…………9

Глава II. Разнообразие форм и видов нестандартных уроков…………...11
Формы и виды нестандартных уроков……………………………….11
Описание некоторых видов нестандартных уроков………………..13
2.1 Ролевая игра……………………………………………………………...13
2.2 Заседание школьного совета…………………………………………...16
2.3 Заседание учёного совета……………………………………………....17
2.4 Заседание парламента………………………………………………….18
2.5 Суд…………………………………………………………………………18
2.6 Пресс-конференция. Интервью. Телемост…………………………..19
2.7 Путешествие……………………………………………………………20
2.8 КВН. Конкурс. Викторина. Концерт ………………………………...21
2.9 Литературная прогулка. Литературная гостиная…………………22
2.10 Дискуссия………………………………………………………………..23
2.11 «Круглый стол»………………………………………………………...24
2.12 Радиопередача………………………………………………………….25
2.13 Телепередача……………………………………………………………26
2.14 Проект…………………………………………………………………..28

Глава III. Практические разработки некоторых видов нестандартных уроков……………………………………………………………………………32

Заключение……………………………………………………………………...59

Список литературы…………………………………………………………….61

Примечания……………………………………………………………………..63

Файлы: 1 файл

Реферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении ино.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

Нужно отметить, что некоторые  авторы, в том числе и К. Ливингстоун, понимают под ролевой игрой и разыгрывание коротких сценок, и дискуссий на тему, чтение по ролям, инсценирование текстов и т.д. Н.И. Гез не согласен с этим и выделяет перечисленные выше виды в отдельные, самостоятельные группы.

         Существует много разновидностей ролевых игр. Наиболее интересные из них – заседание учёного или школьного совета; заседание парламента (при изучении тем, связанных с политическим устройством, с реформами в различных областях и т.д.); пресс-конференция; интервью; телемост; следствие; суд.

 

2.2 Заседание школьного совета

 

       Это наиболее близкая для детей форма организации  занятия. На таких уроках обычно обсуждаются наиболее значимые для детей вопросы и проблемы, связанные с их школьной жизнью, с жизнью класса. На таком уроке учителю не придётся проводить дополнительную работу по мотивации школьников к изучению данной темы, так как они с огромным интересом будут обсуждать то, что их волнует. Проводить уроки в виде заседания школьного совета уместно при завершении изучения тем «Школа», «Проблемы молодёжи» на среднем и старшем этапах обучения.

      Такие  занятия обычно организуются  следующим образом: на повестку  заседания выставляется вопрос  или проблема.  Она может быть  реальной (существующей в данной  школе) или вымышленной. Например, школа получила премию от спонсоров и задача школьного совета – решить, на что потратить эти деньги. Класс делится на группы, в которых выделяются роли: спонсоры, директор школы, родители, библиотекарь, школьный доктор. Каждая группа предлагает различные варианты использования денежных средств: группа, предлагающая разделить эти деньги между лучшими учениками, потратить на ремонт здания школы, на обновление библиотеки и т.д. Каждая группа должна подготовить выступление, доказывающее рациональность именно их варианта траты денег. На уроке выступают   представители каждой группы, обсуждаются все предложения и принимается коллективное решение. Данный вид работы позволяет учителю оценить степень усвоенности лексического материала по теме, умения детей анализировать ситуацию, высказываться по проблеме, обобщать ранее изученный материал и делать выводы. Также здесь затрагивается и серьёзный воспитательный аспект: умение детей работать в группах и принимать коллективное решение.

 

2.3 Заседание учёного совета

 

        При данном виде организации урока формируется и развивается умение вести диалог с использованием специфической научной лексики. Такие уроки обычно проводятся на старшем этапе обучения иностранному языку.       Ученикам предлагается смоделировать заседание совета учёных, предметом обсуждения которых  является проблема научного характера: феномен Снежного человека; НЛО; тайна Бермудского треугольника; зарождение жизни на земле. Роли распределяются заранее. Данные явления могут обсуждаться по-разному:  представителями одной или нескольких научных школ, представителями различных профессий. Класс можно разделить на группы: современные учёные,    учёные «старой школы», писатели и публицисты, занимающиеся данной проблемой и т.д. Чтобы заниматься обсуждением научных проблем, быть компетентным в постановке вопросов и ответах на них, нужны дополнительные знания. Учитель должен оказывать большую помощь ученикам в подготовке к таким мероприятиям: помочь в распределении ролей, определить круг литературы для подготовки, если требуется, проконсультировать детей на предмет обсуждения, оказать непосредственную помощь слабым ученикам в подготовке текста их выступлений по теме заседания. При проведении игры учитель может быть как непосредственным участником заседания, так и сторонним наблюдателем за ходом  игры.

 

 

 

 

2.4 Заседание парламента

 

Это один из наиболее сложных  для учеников видов организации  уроков,  но он является очень продуктивным при изучении политического устройства своей страны и стран изучаемого языка, при анализе реформ, происходящих в различных сферах жизни общества (при изучении экономического, политического и социального устройства и развития России и стран изучаемого языка).

На таких уроках дети обсуждают законопроекты. Они должны быть тщательно  продуманы, сформулированы и адаптированы для понимания школьников. Результатом игры становится  принятие или отклонение законопроекта.

Проведение таких уроков требует тщательной подготовки. Ученики  знакомятся с деятельностью учреждения, с полномочиями представителей парламента. Им предлагается подготовить проект выступления в парламенте от лица представителей различных партий, групп, слоёв, деятелей по теме законопроекта. На заседании парламента они зачитывают речь и вступают в полемику с оппонентами. Здесь возможны два варианта обсуждения: дебаты или дискуссия.  

Задача учителя - помочь детям найти газетные статьи и  другие материалы для написания  речи. При проведении игры учителю  рекомендуется принимать в ней  активное участие, заняв роль председателя парламента, координировать и направлять деятельность учащихся в ходе мероприятия.

2.5  Суд

 

Этот вид Н.У. интересен  тем, что он формирует умение давать оценку различным фактам, событиям, деятельности личностей. Предметом  обсуждения могут стать как события  из истории изучаемого языка, так и исторические личности; герои прочитанных на иностранном языке произведений и рассказов; герои просмотренных учебных фильмов; деятели политики; звёзды эстрады и т.д.

Организация такого урока  полностью имитирует деятельность судебного заседания. Класс делится на членов суда (судья и присяжные – заседатели), назначается прокурор, адвокаты, подсудимый, свидетели обвинения и защиты, зрители. Зрители могут вмешиваться  в ход судебного разбирательства во второй части заседания, они оценивают действия всех лиц. От учащихся на таком уроке требуется глубокое владение материалом, умение создавать образ своего персонажа, умение давать нравственные оценки деятельности и  событий, обосновывать их. 

 

2.6 Пресс-конференция.   Интервью.   Телемост

     

        Н.А. Буртаева, учитель- методист  школы № 31 г. Москвы, отводит  в своей работе большое внимание проведению таких видов Н.У., как пресс-конференция, интервью, телемост на старших этапах обучения. Она разработала поэтапный план подготовки и проведения этих видов Н.У.

Подготовка к их проведению включает отработку целого комплекса  речевых навыков и умений.

      Подготовка  включает в себя несколько  этапов:

1. Выбирается одна  газетная статья для всей группы. Она и определяет  содержание  предстоящей беседы. Учащиеся должны прочитать её в классе без словаря, выделить в ней основное содержание, изложить его более простыми словами. Особое внимание должно обращаться учителем на интересные и нужные лексические единицы, встречающиеся в тексте статьи.

2. Учащиеся сами выбирают из газет статьи в рамках темы, прорабатывают их. Каждый делает это индивидуально, исходя из своих возможностей.

   Первые два  этапа работы с газетой направлены  на обучение умению передавать  основное содержание прочитанного  и выбирать нужный языковой материал.

3. Этап, связанный с  переходом к обучению высказывать  своё отношение к прочитанному. Учащимся предлагается объяснить  свою позицию, сказать, как  они сами предполагают решить  ту или иную проблему.

        Высказываются разные точки зрения. Каждый учится активно реагировать на полученную информацию. Ученики учатся использовать в речи различные разговорные клише (I think, I hope, I am sure, I am sorry to say, I am afraid I can not agree with you, etc.)

4. На этом этапе  формируется умение задавать вопросы, логически развивающие беседу. Ученики примеряют на себя роль журналистов.

        Успех урока – интервью и  пресс–конференции будет напрямую  зависеть от степени сформированности  у учеников умения задавать  вопросы. Формирование этого умения тоже проходит через несколько этапов. Вначале учащиеся вместе с учителями анализируют интервью, напечатанные в газетах. Учитель обращает внимание на то, что вопрос часто предваряется высказыванием какой- либо позиции. Затем школьники учатся брать интервью у «журналистов», «общественных деятелей», «кинозвёзд» и т.д.

        Телемост – наиболее сложная  разновидность Н.У., так как он  отличается спецификой проблематики (в реальной жизни телемосты  чаще всего проводятся на международном  уровне, например, - между лидерами государств).

         Успешность проведения таких  видов Н.У. зависит от того, насколько хорошо дети разбираются  в проблемах внутренней и международной  жизни, насколько хорошо освоили  необходимую лексику и грамматику, насколько владеют английским языком. Таким образом, подготовка к таким мероприятиям нужна очень серьёзная, и часто она занимает целую учебную четверть.

 

    1. Путешествие

 

              Путешествие как разновидность  Н.У. чаще всего используется  на начальном этапе обучения. Воображаемое путешествие можно совершать во времени и в пространстве  по карте, по макету города, по серии картин или без зрительной опоры. Урок – путешествие требует особо тщательной подготовки от учителя. Он должен продумать единый сюжет (сценарий урока). Все задания, предлагаемые учителем,  должны быть подчинены идее путешествия. Для создания духа путешествия учитель может использовать наглядные и другие средства обучения.

       В том случае, если даже элемент «путешествия» будет включён в традиционный урок, он приобретёт необычность и увлекательность.

 

    1. КВН.  Конкурс.  Викторина.  Концерт

 

        Данные разновидности Н.У. основаны  на переносе в урок форм  внеклассной работы. Они являются  одними из интереснейших видов  работы, так как во многих из  них присутствует элемент соревнования.

Когда дети играют в пьесе, исполняют песни,  декламируют  стихотворения, участвуют в конкурсах  и играх, всё это доставляет им большое эстетическое наслаждение  и способствует углублению языковых знаний11.

Эти мероприятия также  содействуют реализации трёх основных целей: практической, образовательной и воспитательной.

Для реализации практической цели необходимо в процессе мероприятия  активизировать знания, умения и навыки учащихся. Для этого  конкурсные задания должны базироваться в основном на программном материале, доступном для их понимания.

С образовательной целью  полезно при проведении таких  мероприятий давать детям информацию о традициях, достопримечательностях и знаменитых людях стран изучаемого языка.

Что касается реализации воспитательной цели при подготовке и проведении таких Н.У., то она заключается в создании возможностей для проявления индивидуальных способностей детей, а также воспитании умения работать в коллективе, принимать коллективные решения.

Таким образом, подготовка и проведение таких мероприятий способствуют расширению кругозора учащихся, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса12. Они также развивают художественные способности, содействуют сплочению коллектива и развивают взаимовыручку.

Целесообразно проводить  конкурсы, КВНы, викторины для классов  одной параллели.

Концерт – не менее  интересный вид мероприятия.  Подготовка к нему - большая и кропотливая работа. Обычно к концертам начинают готовиться за два месяца. Учителям приходится не только готовить концертную программу, обычно приуроченную к какому-либо празднику, но и работать индивидуально с чтецами, солистами – певцами, актёрами, помогать оформителям зала  и декораторам.

Для начальных и средних  этапов обучения наиболее удобная форма  проведения мероприятий по английскому  языку – игровая эстафета, в  которой номера художественной самодеятельности чередуются с играми и конкурсами (типа КВН). Обычно целью игровых конкурсов является показать  что учащиеся усвоили за определённый отрезок времени.

На старшем этапе  успешно проходят мероприятия, связанные  с инсценировкой сказок и пьес.

 

2.9 Литературная прогулка.   Литературная гостиная

 

Это мероприятия, посвящённые творчеству какого-либо английского или американского писателя, обычно приуроченные к его юбилею.

Учителя обычно готовят  с несколькими ведущими краткое  вступительное слово, доступное  для понимания слушающих. Далее  выступают докладчики с сообщениями о жизни и творчестве писателя.  Учащиеся очень устанут, если всё это время будут напряжённо слушать и стараться понять услышанное. С целью разрядки А.Л. Димент предлагает разбить сообщения об авторе на несколько логически законченных частей и чередовать их с пьесами и другими  номерами: художественного слова, пения, игр, танцев и т.д. «Даже если они не на тему мероприятия, они нисколько не нарушат его целостности и идейной направленности. Без этой эмоциональной разрядки эффективность  такого занятия уменьшится»13.

Время таких «литературных  прогулок» должно быть строго ограничено для разных этапов обучения (от 45 мин  для 2-ого класса – до 2-х часов  для старших классов).

 

2.10 Дискуссия

 

      Дискуссия  – один из наиболее сложных  видов Н.У. Он требует тщательной подготовки как учителя, так и учеников. Учитель должен тщательно подойти к разработке круга проблем, которые можно будет вынести на обсуждение. Проблемы должны способствовать столкновению различных мнений, а, следовательно, развитию дискуссии. Проблемы должны вызывать интерес у школьников, желание участвовать в необычном уроке14. Но одного желания мало, дети должны обладать определёнными знаниями, умением самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке. Весь языковой материал, который потом будет включён в дискуссию, должен быть предварительно хорошо усвоен учащимися, поэтому подготовка к ней длится, как правило,  не менее 1 месяца. Сама подготовка к такому уроку активизирует познавательную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность в поисках нужной информации, даёт учащимся возможность оценить свой уровень владения английским языком, применить знания и умения в новой ситуации 14.

Информация о работе Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе