Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 08:58, реферат
Изучение интеллектуального недоразвития имеет длительную историю, в которой мы выделим 3 периода. Первый период характеризовался попытками классификации интеллектуальной недостаточности. Второй период в основном был описательным с развитием подходов к определению количественной оценки степени задержки развития психики. Третий период это период интенсивного развития исследований по изучению причин умственной отсталости. В этот период были уточнены многие биологические, главным образом генетические, факторы, приводящие к умственной отсталости, что позволило достичь и определенных успехов в ее профилактике.
Введение
Глава 1. Основные этапы развития учения об умственной отсталости
1.1 Отношение к умственной отсталости и развитие учения об умственной отсталости с древности и средние века
1.2 Влияние французской революции на развитие учения об умственной отсталости
1.3 Развитие учения о проблеме умственной отсталости 19 - 20век. Основные направления учения об умственной отсталости
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный
университет им. Н.Ф. Катанова».
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Реферат
История изучения лиц с умственной отсталостью
Абакан 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Основные этапы развития учения об умственной отсталости
1.1 Отношение к умственной
1.2 Влияние французской революции
на развитие учения об
1.3 Развитие учения о проблеме
умственной отсталости 19 - 20век. Основные
направления учения об
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Изучение интеллектуального
В зарубежной литературе существует несколько подходов к определению умственной отсталости, основанных главным образом на данных психометрического исследования.
В отечественной специальной
Любая вредность, действующая на еще не до конца сформированный организм, приводит к общей или частичной задержке его развития. Длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонениям в его дифференцировании, а, следовательно, и к нарушениям в психическом развитии ребенка. Выраженность и формы умственной отсталости зависят от времени влияния повреждающих биологических и неблагоприятных социальных факторов, локализации и распространенности болезненного процесса, а также его интенсивности.
Умственная отсталость характеризуется общими клиническими признаками. Основной признак - общее недоразвитие всех сложных форм психической деятельности. При этом патологическом состоянии - врожденном или приобретенном в возрасте до 3-х лет - страдают интеллект, мышление, восприятие, память, внимание, речь, двигательная и эмоционально-волевая сферы.
Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. Поэтому отличительной чертой умственной отсталости от приобретенного слабоумия является то, что умственная отсталость представляет собой не снижение функций психики вследствие психического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаях приобретенного слабоумия болезненное расстройство психической деятельности возникает у полноценного до этого человека, причем во время обследования удается выявить остатки прежних навыков и знаний. У лиц с приобретенным слабоумием речь более развита, уровень абстрактного мышления более высок, имеется резкое несоответствие между интересами и устремлениями больного до развития слабоумия и после этого.
При умственной отсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека. Привести к повреждению головного мозга, обусловливающему умственную отсталость, могут различные факторы, действующие на зародыш и плод в периоде внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии. Различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов - все это может быть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственной отсталости являются тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы.
Умственная отсталость широко распространена среди населения всего мира, в зависимости от различных причин принято считать, что ею страдают от 1% до 5% людей. Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена.
Говоря о понятии «умственная отсталость» необходимо разобраться, вникнуть, как и откуда возникло это понятие. Для этого нужно целиком окунуться в историю этой проблемы.
Цель моей работы - дать исторический обзор зарождения, становления и развития учения о такой проблеме как умственная отсталость.
Актуальность выбранной темы - Эта работа - самая первая ступенька в ознакомлении с проблемой «умственная отсталость», т.к. изучая какую - либо проблему, необходимо знать, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило и чем это явление стало сейчас.
Практическая значимость - Данная работа по этой проблеме может быть использована педагогами в своей обучающей и организационной практической деятельности, в частности для ознакомления учеников старших классов и студентов с понятием «умственная отсталость».
Данная работа состоит из :
1) Введения;
2) Одной главы;
3) Заключения;
4) Списка используемой литературы.
Глава 1. Основные этапы развития учения об умственной отсталости.
1.1 Отношение к умственной отсталости и развитие учения об умственной отсталости с древности и средние века
Еще с древнейших времен в обществе существовали аномальные люди. Вплоть до 6 в.до н.э. еще не было научного объяснения психической деятельности. Отношение к таким людям на протяжении веков тоже было разным.
Существуют данные о первобытном обществе, где слабые и не участвующие в процессе добывания пищи люди, погибали, либо их убивали.
В Древней Греции (особенно в Спарте), где много столетий создавался культ здорового тела, люди, и в первую очередь дети, имеющие ярко выраженные физические отклонения от нормы, просто уничтожались.
В Древнем Риме тоже происходило детоубийство детей - уродов, причем это считалось нормально. Римский философ Сенека высказывал по этому поводу, что убивая детей, которые появились на свет хилыми и безобразными, мы таким образом отделяем негодное от здорового. Такое же отношение к аномальным детям было и в Индии до 19века. Детей - уродов оставляли в джунглях на произвол судьбы. Однако общество еще и находило выгоду от существования слабоумных. «Дураков» держали на богатых дворах для потехи гостей и хозяев. Либо слабоумных при монастырях обучали просить милостыню, что шло на пользу церкви.
Начиная с 6в.до н.э. появляются первые попытки найти естественное объяснение психическим заболеваниям. Это период формирования древней греко - римской медицины. Это Пифагор (6в.до н.э.), Гиппократ(5-4в.до н.э.), Герофил (4в. До н.э.). Они создали и в дальнейшем развивали «мозговую теорию». С деятельностью мозга они связывали не только рассудок, эмоции, но и считали мозг главным органом нервной системы. Также они считали возможным определять степень развития ума и способностей по площади поверхности мозга, разнообразию и глубине мозговых извилин.
В период раннего и позднего средневековья (5 - 14в.) на пути развития науки и культуры встала церковь, религиозная идеология, подавлявшая свободную мысль и преследовавшая научные знания. Уничтожается и древнее естественное объяснение психической деятельности человека. Начинается время демонологической трактовки нарушений психической деятельности. Появляются и различные религиозные воззрения на слабоумных людей. Одни религии считают слабоумных «детьми бога», а другие (в основном католическая религия) - «детьми дьявола». Душевные заболевания рассматриваются как одержимость злым духом. Начинается период расправ над ведьмами. Многие душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции, будучи отнесены к «одержимым нечистой силой или злым духом». По всей Европе пылали костры, в которые бросали стариков, детей и женщин, чье поведение было ненормальным из-за душевных болезней. Также уничтожались и врачи.
А вот в славянских государствах
на слабоумных (юродивых) смотрели как
на «божьих людей», окружая их ореолом
святости. Православная церковь оправдывала
существование детей - идиотов и
калек божьей волей, побуждая людей
творить милостыню во имя бога,
якобы эта милость нужна
Несмотря на все сложности того времени происходило развитие тенденций, которые все более укреплялись во взглядах врачей и ученых. Наука боролась с церковью, что дало развитие научных знаний. Поднимая архивы древних греков и римлян теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств. Ученые стали посещать монастыри и тюрьмы, где находились душевнобольные и наблюдать за ними. Врачи стремились понять душевный мир психически больных и слабоумных.
Профессор медицины Б.Ф.Платтер (16 - 17в.) наблюдая за аномальными людьми, был одним из первых психиатров, кто дал первую классификацию душевнобольных. В основу своей классификации он положил признаки, характеризующие различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния человека. Все симптомы Б.Ф.Платтер связал с анатомо-физиологической этиологией - это травмы головы, наследственность, отравления наркотиками, старость и другие факторы. Он также был первым психиатром, выделившим среди душевных заболеваний форму, характеризующуюся стойким нарушением интеллекта. В дальнейшем эта форма стала называться слабоумием.
1.2 Влияние французской революции на развитие учения об умственной отсталости
18век - французская революция дала начало новой исторической эпохе. Она оказала огромное влияние на дальнейшее развитие во всех областях знаний. С XVIII в. началось изучение и анализ выраженных нарушений умственного развития (психиатры -Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл). Основной задачей было определить связь интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценить глубину этих нарушений.
Первые попытки гуманного
1. состояние, близкое к
2. состояние, при котором есть
некоторые понятия и
3. глупость - состояние, если имеются разум и речь,
4. имбецилизм - состояние, при котором
у субъекта наблюдается
Проблемой идиотии как особого состояния, при котором умственные способности никогда не проявлялись или же не развивались в течение жизни продолжал заниматься ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840). До него врачи считали идиотию болезнью, такой же как безумие. Но Эскироль впервые указывал, что идиотия - это не болезнь, а состояние, характеризующееся тем, что при нем умственные способности никогда не проявлялись или же не развились в течении жизни. Эскироль впервые разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Он ввел понятия «аменция» и «деменция» для обозначения врожденного или приобретенного слабоумия, и понятие «имбецилизм» - для обозначения более легкой формы идиотии. Для обозначения одной из степеней слабоумия ввел термин «умственная отсталость». Эскироль считал, что идиотия - это врожденное слабоумие, а умственная отсталость - приобретенное. В своей классификации в качестве ведущего симптома он выделил состояние речи слабоумных и показатели, выражающие эмоциональные качества. Он делал попытки установить взаимосвязь между симптомами слабоумия. Эскироль положил начало клиническому и психологическому изучению слабоумия. Основные его положения о слабоумии легли в основу всех последующих исследований и учений в этой области. Многие психиатры пытались выделить отдельные формы врожденного слабоумия. Одной из первых, основанных на клинических критериях, классификаций была группировка форм психического недоразвития в зависимости от нарушений темперамента.
Информация о работе История изучения лиц с умственной отсталостью