Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка
Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является
образование как целостный
В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.
Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.
2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;
3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.
Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:
1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;
2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;
3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.
Существуют теоретические и пра
1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;
2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;
3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;
4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;
5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
В настоящее время существует
множество разнообразных
Педагогическое наблюдение, как основной источник накопления знаний, фактов и сведений, применяется в любой исследовательской деятельности. Особенно этот прием важен в педагогической деятельности, когда иначе описать процесс невозможно.
Педагогический эксперимент – это научный метод исследования, который позволяет подтвердить или отвергнуть какие-либо теоретические выкладки опытным путем. Назначение целей педагогического эксперимента определяет следующие виды экспериментов:
1) констатирующий;
2) созидательно-преобразующий;
3) контрольный;
4) естественный.
Образование- Как педагогический термин слово «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци. Н. И. Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке. Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека. Такая трактовка образования существовала со 2-й половины XIX в., когда постепенно складывается мнение, что образование – это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.
В советской педагогике в 50—60-е гг. XX в. образование сначала рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем – как процесс и результат этой деятельности. Такое же определение этого понятия принимается в 1978 г. Также в Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-Ф3 сказано, что образование – это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного государством уровня (образовательного ценза). Получение образования – достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами». Наиболее удачной и убедительной является трактовка, разработанная Ю. Г. Фокиным в НИИ Высшего образования: «Образование – это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики, и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида».
В данном случае под социализацией имеется в виду количественное и качественное изменение общественно значимых убеждений, идеалов, свойств личности, которые необходимы для достижения определенного уровня успеха в социуме, обществе.
В современной педагогической науке категория образования рассматривается как система ценностей, система, процесс и результат, а вследствие этого, имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс и как результат.
Составные части содержания образования:
1) знания – являются сохраненной в памяти информацией, которая сопровождается умением воспроизводить эту информацию, а также, что очень важно, умением применять и обобщать теоретические знания и основные факты науки;
2) умения – это возможность применения знаний, которые приобретаются в результате обучения на практике. Знания и навыки являются составной частью умения;
3) навыки – это набор элементарных приемов практической деятельности, приемов контроля и регулирования этой деятельности.
Отношения включают в себя
эмоциональное отношение и
Фактор – это основательная причина, которая образована в свою очередь из следующих причин: влияние, действие, переменная, параметр, показатель и т. д.
Таким образом, различные
трактовки понятия образования
не противоречат, а дополняют, совершенствуют
друг друга и характеризуют
Среди социальных институтов
современного общества образование
играет одну из важнейших ролей.
Образование —
один из способов становления личности
путем получения людьми знаний, приобретения
умений и навыков развития умственно-познавательных
и творческих способностей через систему
таких социальных институтов, как семья,
школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида
к достижениям человеческой цивилизации,
ретрансляция и сохранение ее культурного
достояния.
Основной путь получения образования
— обучение и самообразование, т.е. если
знания, умения и навыки приобретаются
человеком самостоятельно, без помощи
других обучающих лиц. Функции образования:
- экономическая – это формирование
социально-профессиональной структуры
общества, где люди способны осваивать
научные и технические новшества и эффективно
использовать их в профессиональной деятельности;
- социальная – это социализация личности,
воспроизводство социальной структуры
общества. Образование — важнейший канал
социальной мобильности;
- культурная – это использование раннее
накопленной культуры в целях воспитания
индивида, развития его творческих способностей.
Социально-экономический
и политический строй, культурно-исторические
и национальные особенности определяют
характер системы образования.
Общие тенденции в развитии образования:
1) Демократизация системы образования
- во многих странах ликвидирована неграмотность,
массовое распространение получили среднее
и высшее образование. Образование стало
доступным для широких слоев населения,
хотя различия в качестве и типах учебных
заведений сохраняются.
2) Рост продолжительности образования
- современное общество нуждается в высококвалифицированных
специалистах, что удлиняет сроки обучения.
3) Непрерывность образования - в условиях
научно-технической революции работник
должен быть способным к быстрым переключениям
на новые или смежные виды работ, на новые
технологии.
4) Гуманизация образования - внимание
школы, педагогов к личности учащегося,
его интересам, запросам, индивидуальным
особенностям.
5) Гуманитаризация образования - повышение
роли общественных дисциплин в образовательном
процессе — таких как экономическая теория,
социология, политология, основы правовых
знаний.
6) Интернационализация процесса образования
- создание единой системы образования
для разных стран, интеграция образовательных
систем.
7) Компьютеризация процесса образования
- использование новых современных технологий
обучения, телекоммуникационных сетей
глобального масштаба.
Советская история педагогики,
объясняя происхождение воспитания,
опирается на учение классиков марксизма-ленинизма
о развитии общества и человека как
природного и социального существа.
Основным условием возникновения воспитания
была трудовая деятельность первобытных
людей и сформировавшиеся при этом общественные
отношения. Ф. Энгельс в своей классической
работе «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека» писал: «труд создал
самого человека». Биологические предпосылки
становления человека могли послужить
основой для перехода от животного состояния
к человеческому благодаря труду. Человеческое
общество возникло с того времени, как
началось изготовление человеком орудий
труда.
Трудовая деятельность первобытных людей,
направленная на удовлетворение их естественных
потребностей выживания и размножения,
преобразовала животного в человека, создала
человеческое общество, в котором формирование
человека стало определяться социальными
закономерностями. Применение примитивных
орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся
сознательное изготовление их повлекли
за собой необходимость передачи трудовых
знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.
Сначала это происходило в процессе трудовой
деятельности, всей бытовой и общественной
жизни. В дальнейшем воспитание становится
особой сферой деятельности и сознания
человека.
Воспитание в
первобытном обществе. На первой ступени развития
первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали
готовые продукты природы и занимались
охотой. Процесс добывания средств существования
был по-своему несложным и в то же время
трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая
борьба с природой могли осуществляться
только в условиях коллективных форм жизни,
труда и потребления. Все было общим, между
членами коллектива отсутствовали социальные
различия.
В первобытном обществе ребенок воспитывался
и обучался в процессе своей жизнедеятельности,
участия в делах взрослых, в повседневном
общении с ними. Он не столько готовился
к жизни, как это стало позже, сколько прямо
включался в доступную для него деятельность,
вместе со старшими и под их руководством
приучался к коллективному труду и быту.
Все в этом обществе было коллективным.
Дети тоже принадлежали всему роду, сначала
материнскому, затем отцовскому. В труде
и повседневном общении со взрослыми дети
и подростки усваивали необходимые жизненные
навыки и трудовые умения, знакомились
с обычаями, учились выполнять обряды,
сопровождавшие жизнь первобытных людей,
и все свои обязанности, полностью подчинять
себя интересам рода, требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми
мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении
оружия; девочки под руководством женщин
собирали и выращивали урожай, готовили
пищу, делали посуду и одежду.
На последних этапах развития матриархата
появились первые учреждения для жизни
и воспитания подрастающих людей—дома
молодежи, отдельные для мальчиков и девочек,
где под руководством старейшин рода они
готовились к жизни, труду, «посвящениям».
На стадии патриархальной родовой общины
появились скотоводство, земледелие, ремесло.
В связи с развитием производительных
сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело
более многосторонний и планомерный характер.
Дети приучались к уходу за животными,
земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость
в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего
поколения наиболее опытным людям. Наряду
с вооружением детей трудовыми умениями
и навыками они знакомили их с правилами
зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Появились зачатки военного
воспитания: мальчики учились стрелять
из лука, пользоваться копьем, ездить верхом
и т. д. В возрастных группах появилась
четкая внутренняя организация, выделились
вожаки, усложнилась программа «посвящений»,
к которым готовили молодежь специально
выделенные старейшины рода. Стало уделяться
больше внимания усвоению начатков знаний,
а с появлением письменности и письму.
5.Воспитание, шк и зарождение пед мысли в античности
Воспитание возникло в появлением чел. об-ва, а окончательно выделилось как спецефич. функция 40000 лет назад. ( в род. общине было кол-ое воспитание)
1.Др.Месапотамия: оригин. письменность – стилус, глина; монеты, колесо, мосты, парки. Центр писцового дела – храм. Храмовые шк(20-30 уч-в ; назывались шк dubba – дом таблички)
Дидактика: пример старших, повторение, беседа, диалог-спор, только мальчики!
2.Др. Египет: 3000 лет назад 1ые шк, письменность; индивид. обучение; читать, писать(быстро), считать; девочки-редко, в осн-дети жрецов. Им давали обр-ие, формир-ли дисципл-ость – десп. начало.
3.Др. Индия: идея об ученичестве как законом. этапе в жизни чека (1000г до н.э.)
Кастовое деление: жрецы(восп-е чистоты и праведности), воины(мужество и смелость), земледельцы(трудолюбие), слуги(покорность)
Уч-к жил в доме учителя; бесплатно (БЛАГОДАРНОСТЬ)
4.Др. Китай: Конфуций счит. осн. обучения чтение стра. книг(кнпиги песен, истории, перемен) Залог устойчивости гос-ва и блага об-ва – выполнение кажд. членом обязанностей, соотв. его общ. положению. (сыны неба – высшая врожд. мудрость, благор. мужи-опора гос-ва, простолюдины – слабы духом, ленивы.) Конфуц-во спос. утверждению культа образ. чека. Гос политика – забота об обр-ии
5.Др. Греция. СПАРТА: сист. воспитания – готовить воинов. Гос-во контрол сем восп-ие.
1. До 7 лет воспитывали мамы,
2. с 7 до 18 лет – агеллы (военно-физ. подготовка, умение бегать, метать диск, управлять, призирать рабов),
3. 8-20 лет – эфебии, затем войско. Девочки воспит. дома: физ. подготовка, упр-ие рабами
АФИНЫ: стремление к гармон. развитию личности, сочетание умств., нрав. и физ развитие чека, презрение к физ труду, рабам.
1. До 7 лет – дома: физ развитие, музыка.
2. 7-13: шк грамматика(чтение, письмо, чет) или шк кифориста(пение, музыка, лит-ра)
3. 13-18 шк. палестра(физ упражнения) или гимнасии (политика, философия)
4. 18-20 эфебия (военно-физ подготовка)
Девочки – сем. обучение гинекея
СОКРАТ: цель воспитания – познать себя, соверш. нрав-ти; эврист. беседа, майевтика
ПЛАТОН: Восп-ие организ. гос-ва, соотв. интересам философов и воинов; с 3 до 6 лет нужны воспитательницы; игра как ср-во восп-я. В-ие основано на презрении к физ. труду.
АРИСТОТЕЛЬ: В-е физ, нрав. и умств. Сем. и общ. в-е взаимосвяз. Цель в-я: развитие высших сторон души – разумной и волевой.
ДЕМОКРИТ: вопрос о природосообразности в-я; соеденение в-я с трудом.
6.Воспитание,школа и пед.мысль в феодальном обществе.
В феодальном обществе господствующими
сословиями были светские феодалы и
духовенство, владевшие всей землей
и эксплуатировавшие
Все содержание образования детей и взрослых
было пронизано религией. Религии всех
народов учили простых людей повиноваться
господам и служить их интересам. Христианство
с этой целью использовало учение о прирожденной
греховности человеческой природы, призывало
к воздержанию, аскетизму, умерщвлению
плоти для спасения души в будущей загробной
жизни.
В Иране, Сирии, Палестине, Египте и на
всем северном побережье Африки в VII—VIII
веках в результате арабских завоеваний
создалось большое государство, установившее
тесные экономические связи с Китаем,
Индией, Европой. Народы порабощенных
арабами стран были носителями более высокой
культуры, которую восприняли и завоеватели.
Помимо школ, при церквах в ряде городов
существовали высшие школы, где изучались
наряду с текстами священного писания
труды античных философов, поэтов и писателей.
В период крестовых походов благодаря
общению Востока и Запада ряд произведений
античного мира стал известен в Западной
Европе.