История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

Файлы: 1 файл

ist_ped_12 (2).docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»

Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.

Предмет педагогики

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает  сущность, закономерности, тенденции  и перспективы развития педагогического  образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации  образования, формы и методы, которые  совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы  их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Технологическая функция  также осуществляется на трех уровнях  реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;

2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.

Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать. Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:

1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;

2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;

3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;

4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;

5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

В настоящее время существует множество разнообразных научных  методов педагогики. Основными из них являются:

Педагогическое наблюдение, как основной источник накопления знаний, фактов и сведений, применяется в любой исследовательской деятельности. Особенно этот прием важен в педагогической деятельности, когда иначе описать процесс невозможно.

Педагогический эксперимент – это научный метод исследования, который позволяет подтвердить или отвергнуть какие-либо теоретические выкладки опытным путем. Назначение целей педагогического эксперимента определяет следующие виды экспериментов:

1) констатирующий;

2) созидательно-преобразующий;

3) контрольный;

4) естественный.

  1. Социально-философские основы образования.

Образование- Как педагогический термин слово «образование» ввел в 1780 г. основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци. Н. И. Новиков в таком же значении применил категорию «образование» в русском языке. Понятие «образование» рассматривалось в довольно широком значении как результат всех педагогических воздействий на человека. Такая трактовка образования существовала со 2-й половины XIX в., когда постепенно складывается мнение, что образование – это не только состояние, но и процесс, совокупность педагогической деятельности, посредством которой достигается образование.

В советской педагогике в 50—60-е гг. XX в. образование сначала рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а затем – как процесс и результат этой деятельности. Такое же определение этого понятия принимается в 1978 г. Также в Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-Ф3 сказано, что образование – это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенного государством уровня (образовательного ценза). Получение образования – достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами». Наиболее удачной и убедительной является трактовка, разработанная Ю. Г. Фокиным в НИИ Высшего образования: «Образование – это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики, и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида».

В данном случае под социализацией  имеется в виду количественное и  качественное изменение общественно  значимых убеждений, идеалов, свойств  личности, которые необходимы для  достижения определенного уровня успеха в социуме, обществе.

В современной педагогической науке категория образования  рассматривается как система  ценностей, система, процесс и результат, а вследствие этого, имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс и  как результат.

Составные части содержания образования:

1) знания – являются сохраненной в памяти информацией, которая сопровождается умением воспроизводить эту информацию, а также, что очень важно, умением применять и обобщать теоретические знания и основные факты науки;

2) умения – это возможность применения знаний, которые приобретаются в результате обучения на практике. Знания и навыки являются составной частью умения;

3) навыки – это набор элементарных приемов практической деятельности, приемов контроля и регулирования этой деятельности.

Отношения включают в себя эмоциональное отношение и определение  оценки различных сторон жизни и  деятельности человека. В свою очередь, творческая деятельность предполагает появление новых знаний, навыков, умений и отношений.

Фактор – это основательная причина, которая образована в свою очередь из следующих причин: влияние, действие, переменная, параметр, показатель и т. д.

Таким образом, различные  трактовки понятия образования  не противоречат, а дополняют, совершенствуют друг друга и характеризуют образование  как целенаправленный процесс обучения для достижения результата развития личности.

  1. Социально-экономич. И культ.-истор. Характер образования.

Среди социальных институтов современного общества образование  играет одну из важнейших ролей.  
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.  
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.  
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т.е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. Функции образования:  
- экономическая – это формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности;  
- социальная – это социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности;  
- культурная – это использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.  
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.  
Общие тенденции в развитии образования:  
1) Демократизация системы образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.  
2) Рост продолжительности образования - современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения.  
3) Непрерывность образования - в условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.  
4) Гуманизация образования - внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.  
5) Гуманитаризация образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.  
6) Интернационализация процесса образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.  
7) Компьютеризация процесса образования - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Происхождение воспитания. Воспитание в первоб. Общ-ве.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма  о развитии общества и человека как  природного и социального существа. 
Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда. 
Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.  
Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

Воспитание в  первобытном обществе. На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе — люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия. 
В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших. 
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду. 
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям». 
На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

5.Воспитание, шк и зарождение пед мысли в античности

Воспитание возникло в  появлением чел. об-ва, а окончательно выделилось как спецефич.  функция 40000 лет назад. ( в род. общине было кол-ое воспитание)

1.Др.Месапотамия: оригин. письменность – стилус, глина; монеты, колесо, мосты, парки. Центр писцового дела – храм. Храмовые шк(20-30 уч-в ; назывались шк dubba – дом таблички)

Дидактика: пример старших, повторение, беседа, диалог-спор, только мальчики!

2.Др. Египет: 3000 лет назад 1ые шк, письменность; индивид. обучение; читать, писать(быстро), считать; девочки-редко, в осн-дети жрецов. Им давали обр-ие, формир-ли дисципл-ость – десп. начало.

3.Др. Индия: идея об ученичестве как законом. этапе  в жизни чека (1000г до н.э.)

Кастовое деление: жрецы(восп-е чистоты и праведности), воины(мужество и смелость), земледельцы(трудолюбие), слуги(покорность)

Уч-к жил в доме учителя; бесплатно (БЛАГОДАРНОСТЬ)

4.Др. Китай: Конфуций счит. осн. обучения чтение стра. книг(кнпиги песен, истории, перемен) Залог устойчивости гос-ва и блага об-ва – выполнение кажд. членом обязанностей, соотв. его общ. положению. (сыны неба – высшая врожд. мудрость, благор. мужи-опора гос-ва, простолюдины – слабы духом, ленивы.) Конфуц-во спос. утверждению культа образ. чека. Гос политика – забота об обр-ии

5.Др. Греция.  СПАРТА: сист. воспитания – готовить воинов. Гос-во контрол сем восп-ие.

1.      До 7 лет  воспитывали мамы,

2.       с 7 до 18 лет – агеллы (военно-физ. подготовка, умение бегать, метать диск, управлять, призирать рабов),

3.      8-20 лет  – эфебии, затем войско. Девочки воспит. дома: физ. подготовка, упр-ие рабами

                          АФИНЫ: стремление к гармон. развитию личности, сочетание умств., нрав. и физ развитие чека, презрение к физ труду, рабам.

1.     До 7 лет –  дома: физ развитие, музыка.

2.     7-13: шк грамматика(чтение, письмо, чет) или шк кифориста(пение, музыка, лит-ра)

3.     13-18 шк. палестра(физ упражнения) или гимнасии (политика, философия)

4.     18-20  эфебия (военно-физ подготовка)

Девочки – сем. обучение гинекея

СОКРАТ: цель воспитания – познать себя, соверш. нрав-ти; эврист. беседа, майевтика

ПЛАТОН: Восп-ие организ. гос-ва, соотв. интересам философов и воинов; с 3 до 6 лет нужны воспитательницы; игра как ср-во восп-я. В-ие основано на презрении к физ. труду.

АРИСТОТЕЛЬ: В-е физ, нрав. и умств. Сем. и общ. в-е взаимосвяз. Цель в-я: развитие высших сторон души – разумной и волевой.

ДЕМОКРИТ: вопрос о природосообразности в-я; соеденение в-я с трудом.

6.Воспитание,школа и пед.мысль в феодальном обществе.

В феодальном обществе господствующими  сословиями были светские феодалы и  духовенство, владевшие всей землей и эксплуатировавшие подвластных  им крестьян. Идеологическим оплотом  господствующих групп феодального  общества была церковь. Ф. Энгельс указывает, что в западных странах, проходивших  стадию феодального развития, «монополия на интеллектуальное образование досталась  попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 360). 
Все содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Религии всех народов учили простых людей повиноваться господам и служить их интересам. Христианство с этой целью использовало учение о прирожденной греховности человеческой природы, призывало к воздержанию, аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни. 
В Иране, Сирии, Палестине, Египте и на всем северном побережье Африки в VII—VIII веках в результате арабских завоеваний создалось большое государство, установившее тесные экономические связи с Китаем, Индией, Европой. Народы порабощенных арабами стран были носителями более высокой культуры, которую восприняли и завоеватели. 
Помимо школ, при церквах в ряде городов существовали высшие школы, где изучались наряду с текстами священного писания труды античных философов, поэтов и писателей. В период крестовых походов благодаря общению Востока и Запада ряд произведений античного мира стал известен в Западной Европе.

Информация о работе История педагогики