История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

Файлы: 1 файл

ist_ped_12 (2).docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

Воспитание светских феодалов. По-другому воспитывались сыновья рыцарей — «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе». 
Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. 
До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т. п.; по достижении 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже — чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей. 
Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

8. Пед теория Я.А.Коменского.

Учился в братской шк., «Великая дидактика» 1632; «открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», «Панеофическая шк»

Цель воспитания – подготовить  чека к вечной жизни Путь к вечному  блаженству – в познании мира, в  умении владеть вещами и самим  собой

Осн. задачи воспитания:

-познание себя и окр. мира(умств. в-я строится на чув опыте)

-управление собой (нрав. в-е)

-стремление к Богу(дух, религ в-е)

Ступени обр-я:

1.до 6  - Мат шк

2. 6-12 – Отрочество (шк родного языка)

3.  12-18 Юность (шк лат. яз, гимназия)

4.18-24 Возмужалость (академии)

Идеи:-идея всеобщего нач. обр-я

-теория дошк, нач в-я

-идея нач. шк на родном языке

-введение кл-уроч. сист.

-уст. понятия шк год, деление на четверти, каникулы

Принципы:

-пр наглядности(нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях)

-пр систем. обучения

пр последовательности (снач. разв. чув-ва, потом память, мышление, язык и руку)

-пр прочности знаний

Задачи ннав. в-я: скромность, послушание, опрятность, аккур-ть, вежливость, трудолюбие

 

7. Зарожд. Идеи о всестор. Развит. Л. в пед.эпохи Возрождения (рабле,Т.Мор,Т.кампанелла)

  Анализируя характер и цели воспитания в предшествующие эпохи, нельзя не отметить, что разделение труда и, как следствие этого, возникновение имущественного расслоения общества привели к тому, что у различных классов начало складываться различное отношение к физическому труду. Аристократическая прослойка общества, обладавшая политической властью и экономическим могуществом, чуждалась физичес-кой работы и целиком посвящала себя духовной жизни. Уделом же большинства населения был физический труд. Так возникла противоположность между людьми умственного и физического труда. Этот процесс с течением времени углублялся и расширялся. От производительного труда отрывались люди, работавшие в сфере управ-ления, исполнения правосудия, находившиеся на военной службе и т.д. Все это так или иначе отражалось на воспитании. Оно стало характеризоваться дуализмом (двойственностью) и односторонностью. Сущность дуализма заключалась в том, что имущие и неимущие классы получали совершенно различное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним. Представители аристократической верхушки общества получали преимущественно интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание, оторванное от физического труда. Воспитание же низших сословий и классов ограничивалось главным образом подготовкой к физическому труду, выработкой практических умений и навыков и фактически не связывалось с умственным и эстетическим воспитанием.  Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного физического труда давало им возможность заниматься искусством, наукой и гимнастическими упражнениями. Именно рабство явилось основой для расцвета античной науки и культуры. В античной Греции зародилась и формула «калокагатии» или «калокагат-хии» (от греч. слов «калос кай агатос» – прекрасный в духовном и физическом отношениях), которая положила начало разработке в педагогике идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности.  
 Однако длительное время эта идея носила ограниченный характер. Она включала в себя главным образом интеллектуальное развитие личности и развитие культуры тела и осуществлялась только по отношению к детям состоятельной прослойки общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В эпоху  Возрождения (XIV-XVI вв.) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она  трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Даже лучшие представители  эпохи Возрождения не преодолели ис-торической ограниченности в подходе к идее всестороннего развития личности и не связывали эту идею с устранением порабощающего разделения труда. Они не могли подняться до понимания необходимости воссоединения умственного и физического труда как основы полноценного развития личности, ибо в самом обществе для этого не было объективных условий.  Исключение в этом смысле составляли лишь Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, которые, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с воссоединением образования и воспитания с производительным трудом.  
В дальнейшем эту идею выдвигали французские просветители XVIII в. – Гельвеций, Дидро, Руссо и др. Но и они мыслили ее только как умственное и нравственное развитие и не связывали с производительным трудом, так как для этого еще не было необходимых социально-экономических предпосылок.  
Таким образом, в течение длительного времени идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания носила по существу, характер общих благожелательных деклараций и не была научно обоснована. Подчеркнем: как для практического осуществления этой идеи, так и для ее теоретического обоснования еще не было соответствующих общественно-экономических условий. 

9. Пед.концепция Джона Локка.Дать анализ книги «Мысль о воспит.»

Творчество философа и  педагога Джона Локка (1632-1704 гг. )

 Дж.Локк по своему подошел к решению конкретных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, о целях, задачах, содержании обучения, методах обучения. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием, прежде всего, внешнего чувственного опыта.  По теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. «Многие думают, что есть прирожденные идеи, которые душа получает при своем зарождении и приносит вместе с собой в мир. При этом, ссылаясь на то, что они у всех людей имеют одинаковое общее значение. Но этот факт ошибочен. На самом деле ни в теории, ни в практике нет таких основных положений, которые бы признавались всеми бы. Если бы идеи были прирожденными, то все должны были знать их с самого раннего детства.  Без размышления никто не приходит к сознанию общих начал, первые пробуждения познания вообще не суть, общие положения касаются только частных впечатлений. А последние являются гораздо позже в сознании человека, а, следовательно, бывают, не прирожденны, а приобретены опытом, Этот опыт двояк: или он происходит через познание внешних предметов посредством органов чувств - ощущение, либо он есть результат внутренней деятельности нашей души - рефлексия». «В уме нет ничего такого, чтобы не было прежде в чувственном восприятии, наш ум или душа от природы есть пустое пространство, белая бумага, на которой ничего не написано, все понятия и идеи происходят из опыта» - вот сущность тех убеждений, которых придерживался Джон Локк. 

Цель воспитания: воспитать нравственно воспитанного, физически и умственно развитого джентльмена (светское - элитарное образование). Дж.Локк был сторонником принципа: в здоровом теле – здоровый дух. Побольше свежего воздуха, побольше телесных упражнений, умеренность сна, устранение вина и всяких пряных и наркотических веществ в пище детей, поменьше лекарств, голова и ноги в холоде - условия гигиены, делающие тело крепким и способным служить душе. В духовном отношении дети должны воспитываться как самостоятельные, разумные существа. Следует детей приучать к самообладанию и самоотвержению. Не менее важно образование практического ума: вежливости, такта, благовоспитанности, любви к хорошей репутации. Средства: похвала и порицание. Задачи воспитания:1. Физическое воспитание 2. Этически-нравственное воспитание 3. Умственное воспитание 4. Трудовое воспитание.

Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Но умственное развитие должно подчиняться формированию характера. Нравственность зависит от воли и умения сдерживать свои желания. Воля развивается при преодолении трудностей. Следует удовлетворять любознательность детей, их стремление к бескорыстному знанию. Даже то, что детям надо выучить, в начале не должно иметь характера обязательного урока. Лучше когда учащиеся сами попросят учителя (тем самым показывается роль мотива). В обучении следует возбуждать самостоятельность. В набор дисциплин Джон Локк включил: латинский язык, французский язык, арифметику, географию, историю, танцы, фехтование, делопроизводство, философию, религию, рисование, ремесла (садоводство, путешествия), музыку, навыки социального поведения (хорошие манеры, знание света). Дж. Локк придавал воспитанию и обучению огромное значение. «Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся тем, что они есть - благодаря воспитанию. Оно и создает огромную разницу между людьми».

Обучение, по Локку - процесс формирования общественных и нравственных устоев личности. Он размышлял о практическом направлении обучения «для деловых занятий в реальном мире». Джон Локк был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. Вот почему он предлагает разные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов для верхов и ограниченное поощрением трудолюбия и религиозности воспитания неимущих (детей рабочих) в рабочих школах, где  дети с 3 до 14 лет приучались к физическому труду. А лучшее воспитание в семье. Таковы взгляды на воспитание и обучение Джона Локка.

10.Гуманист. идеи свобод. И естеств.воспит. Ж-Ж.Руссо

Cреди французского Просвещения особенно ярко  выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.).

В своем главном труде «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.) Руссо подверг критике существующую практику организации воспитания. Показал кастовость, ограниченность воспитания и обучения в аристократической среде, когда ребенок находится в пансионате в отрыве от родителей.

Руссо предлагал сделать  воспитание естественным и природосообразным. Главным естественным правом человека Руссо признавалось право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания.

Средство нового воспитания – свобода или природная жизнь  вдали от искусственной культуры. Главное и сложное искусство  наставника – ничего не делать с  ребенком – парадокс теории свободного воспитания Руссо. Он считал, что на ребенка воздействуют три фактора  воспитания: природа (развивает чувства  и способности), люди (учат, как ими  пользоваться), общество (обогащает  опыт человека). Действуя все вместе, эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Главная задача воспитателя  – привести в гармонию действие этих трех сил. Наилучшим воспитателем Руссо считал такого, который предоставлял бы воспитаннику возможность самостоятельного накопления жизненного опыта. Центральным  пунктом педагогической теории Руссо  является естественное воспитание –  развитие ребенка с учетом возраста на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное  развитие. При естественном воспитании отказываются от ограничений, установленных  наставником, отучают от слепого  повиновения. На смену искусственных  наказаний приходят естественные последствия неверных поступков детей.

В естественном воспитании с  одной стороны учитываются детские склонности и потребности, а с другой стороны не упускается из виду необходимость готовить ребенка к общественным отношениям и обязанностям. Внутренняя мотивация педагогического процесса - стремление ребенка к самосовершенствованию. Составной частью концепции естественного воспитания ребенка является идея отрицания воспитания, которое предполагает ограничения в педагогическом процессе. Задачи воспитания: развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Особое место отводилось физическому воспитанию - средство для установления гармонии между человеком, природой и социумом для формирования нравственных идеалов.

С раннего детства следует  вести интенсивную закалку ребенка. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были расчи-таны на условия жизни близкие к среде, близкие к природе, ручному труду. Ручной труд (огородничество, столярное дело, кузнечное дело и т.д.) - незаменимое средство воспитания. «Каждый должен овладеть каким-либо ремеслом, чтобы в будущем иметь возможность зарабатывать на жизнь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Идеи развивающего  обучения Песталоцци

Мировоззрение – идеалистическое, имело прогрессивный 
характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими 
стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и 
диалектические положения. 
*воспитание и образование должны быть 
достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших 
рычагов социального преобразования общества. 
*Важнейшим средством воспитания и развития человека 
является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а 
также формирует нравственность.  
Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке. 
Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в 
него от рождения самим творцом. 
Центром всего воспитания является формирование нравственности человека. 
Цель воспитания-  развить все 
природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть 
разносторонним и гармоническим.Основной принцип воспитания- это согласие 
с природой + целенаправленное воспитание. 
Воспитание ребенка должно начаться с

первого дня появления его на свет: "час рождения

ребенка есть первый час его обучения". Природосообразное 
воспит., начатое в семье должно за тем продолжаться в школе. 
Все многообр. силы подрастающего человека должны развиваться, по 
Песталоцци, естеств. путем: любовь к людям, ум, физическое развитие, труд. 
Осуществление идеи развивающего обучения в теории элементарного 
образования И. Г. Песталоцци 
Центром педагогической системы-  теория элементарного 
образования (процесс воспитания от простого к сложному). 
Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и 
трудовое, нравственное, умственное образование.

Взгляды Песталоцци на умственное образование  определяются также его 
гносеологической концепцией( восприятие из чувственных познаний). 
Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на 
наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям.

Информация о работе История педагогики