Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка
Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
Важнейшей основой обучения является наглядность.
Процесс обучения- от части к целому.
Необходимо наряду с умением мыслить развивать
у детей и практические
навыки. Песталоцци предполагал создать
особую "азбуку умений", которая содержала
бы физические упражнения в области простейших
видов трудовой
деятельности: бить, носить, бросать, толкать,
махать, бороться и т.п.
Овладев такой азбукой, ребенок мог бы
всесторонне развить свои
физические( «элементарное физ. обр.).
Заключительной составляющей элементарного
образования по Песталоцци
является "нравственное элементарное
образование, целью которого является
правильное всестороннее и гармоническое
развитие нравственных задатков
человека, необходимое ему для обеспечения
самостоятельности нравственных
суждений, и привитие ему определенных
нравственных навыков".
Нравственное воспитание у Песталоцци
тесно связано с религиозным.
Критикуя обрядовую религию, Песталоцци
говорил о религии естественной,
которую он понимает как развитие у людей
высоких моральных чувств.
Опираясь на свои идеи развивающего обучения
и элементарного образования,
Песталоцци положил начало научной разработке
методики первоначального
обучения родному языку, арифметике, геометрии,
географии.
12. Дидактика развивающего
и воспитывающего обучения
Важнейшим принципом воспитания Дистервег
считал вслед за Песталоцци
природосообразность. Природосообразность
воспитания–
это следование за процессом естественного
развития человека, это учет
возрастных и индивидуальных особенностей
школьника. Он призывал учителей
тщательно изучать своеобразие детского
внимания, памяти, мышления; он
видел в психологии "основу науки о
воспитании". Д. указывал на необходимость
изучения массовой
практики воспитания детей и работы мастеров
педагогического труда.
В дополнении к принципу природосообразностиДистервег
выдвинул
требование о том, чтобы воспитание носило
культуросообразный характер. Дистервег
подчеркнул необходимость установления
тесной связи между воспитанием и духовной
жизнью общества.
Одним из основных требований- развитие
в детях самодеятельности.Как и Песталоцци,
Дистервег полагал, что главной задачей
обучения
является развитие умственных сил и способностей
детей. Но он сделал
значительный шаг вперед по сравнению
с Песталоцци, указав, что
формальное образование неразрывно связано
с материальным.
Обучение должно способствовать всестороннему
развитию человека и его нравственному
воспитанию. Большое место отводил Дистервег
в образовании детей отечественной истории
и географии, родному языку и литературе.
Особенно высоко ценил
он естественные и математические науки,
в которых видел важное средство интеллектуального
развития детей, и считал что эти науки
должны преподаваться во всех типах общеобразовательной
школы.
Дистервег создал дидактику развивающего
обучения, ее основные требования
он изложил в виде законов и правил обучения.
Правила обучения, относящиеся к ученику,
к субъекту.
Обучай природосообразно! Руководствуйся
при обучении естественными ступенями
развития
подрастающего человека! Начинай обучение,
исходя из уровня развития ученика, и продолжай
его
последовательно, непрерывно, без пропусков
и основательно!
Не учи тому, что для ученика, пока он это
учит, еще не нужно, и не учи
тому, что для ученика впоследствии не
будет более нужно!Обучай наглядно!
Переходи от близкого к далекому, от простого
к сложному, от более
легкого к более трудному, от известного
к неизвестному!
Веди обучение не научным, а элементарным
способом!
Преследуй всегда формальную цель или
одновременно формальную и
материальную; возбуждай ум ученика посредством
одного и того же
предмета, по возможности разносторонне,
а именно: связывай знание с
умением и заставляй его упражняться до
тех пор, пока выученное не
сделается достоянием подсознательного
течения его мыслей!
Никогда не учи тому, чего ученик еще не
в состоянии усвоить!
Заботься о том, чтобы ученики не забывали
того, что выучили! Не муштровать, не воспитывать
и образовывать, а заложить общие основы
человеческого, гражданского и национального
образования! Считайся с индивидуальностью
твоих учеников.Никогда не останавливайся!
Большое значение Дистервег придает сознательному
усвоению изучаемого материала. Много
внимания Дистервег уделяет закреплению
материала. Он выдвигает правило: "Заботься
о том, чтобы ученики не забывали того,
что выучили".
13. Идея воспитывающего
обучения в педагогической
ГербартВ центре его педаг. сист. два вопроса: сист. восп-я и процесс обуч. Обуч. не только развивает интеллект, но и нравственно. Обуч. – гл. ср-вовосп. Гербарт впервые вводит пон. воспитывающее обучение. Чел. – слож. синтез природных дарований и влияния окружающей среды От природы в чел. заложены силы, наход. во взаимодействии. Две противоп-ти в развитии чел.: что не нужно делать и что должно гармонизировать в воспитании. В воспитании Г. выделяет 2 части:1) управление - управление природой чел., подавление «детской резвости».2) собственно восп-е.- приобщение реб. к к-ре, науке, восп-ие нрав-ти, добродетели. Сущность чел. прояв-ся в поступках, необ-мо помочь совершать их. Г. выделяет идею свободы (реб. соизмеряет поступки с их нужностью и полезностью), идея совершенства (восп. д. развивать стороны интереса к природе личности, религии), идея благожелательности ( ребенок должен рассуждать, чтобы его поступки не ущемляли интересы других людей), идея права (знакомство с обязанностями и правами ), идея справедливости. Цели воспитания: 1) необход. – руков. каждый раз, формирование воли,мышления, ступень к реализации возможных целей 2) возмож. – перспективные, устремленные в будущее, позволяющие сподвигнуть на самообразование. Для реализации целей подходят все средства.(даже угроза, надзор, гнев, физическое наказание. Обучение – главное средство воспит. Ступени процесса обучения на поступательной основе 1) ясность восприятия – первонач. знакомство с предматами, формирует ясные представления.; познание в состоянии покоя 2) ассоциация (осмысление) – установление связей, закономерностей между признаками предметов (анализ, синтез) развитие мышления 3) система – приведение в упорядоч. систему впечатлений, выделение существ. 4) метод – применение на практике. Г. заложил основы научной педагогики.
14. Реформаторская педагогика 19-20 века.
(от лат.преобразование) Реформаторская педагогика" всегда соседствует с такими терминами, как "официальная педагогика" или "нормативная педагогика". В ситуациях, когда официальная педагогика отстает от темпов социокультурных изменений и развития науки и, соответственно, перестает отвечать требованиям современности, создается благоприятная почва для произрастания различных реформаторских педагогических идей и опыта воспитания и обучения. Здесь следует обратить внимание на то, что все новое постепенно становится привычным, традиционным, а порой и устаревшим. Примеры этого можно найти во всех областях жизни и отраслях знания. То же самое происходит и с реформаторскими педагогическими идеями, концепциями и моделями.
Как показывает анализ историко-педагогического
процесса, усиление педагогических исканий
и реформы в образовании
Реформаторскаяпедагогика стави
Экспериментальная педагогика и ее направления (А.Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк).
Педагоги-прагматисты (европейские последователи Д.Дьюи, включая Г.Кершенштейнера), основываясь на идеях либерализма и философии прагматизма (который в варианте Дьюи получил название "инструментализма"), рассматривают образование как непрерывный процесс реконструкции опыта через обучение "путем делания" с опорой на личный социальный опыт и интерес ученика.
Педагоги-антропософы (Р.Штайнер и его последователи), опираясь исключительно на антропософское учение, реализуют разработанную на его основе Штайнером педагогическую концепцию, направленную на создание полноценных кармосообразных предпосылок для развития человеческой индивидуальности. Теория В.А. Лая, названная им «школой жизни», была наиболее близкой концепции Д. Дьюи. Основываясь на данных различных поисков реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику — педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с ее гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств.
Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.Труд является как бы необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады — выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей школы действия.
В книге «Школа действия. Реформа
школы сообразно требованиям
природы и культуры» В.А. Лай, писал
о том, что его школа действия
ставит своей целью создать для
ребенка простор, где бы он мог
жить и всесторонне реагировать
на окружающее; школа действия должна
быть для ребенка общиной, моделирующей
природную и социальную среду, которая
вынуждает ученика
Каждый ребенок, по определению Д. Дьюи, — неповторимая индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса.Отправляясь от идей У. Джемса, родоначальника прагматизма, Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания.
Реализация идей Д. Дьюи на практике осуществлялась в 1884-1916 гг. в разных школах. По его методике проводилась работа в опытной начальной школе при Чикагском университете, организованной в 1896 г., где обучались дети с 4 до 13 лет.
Воспитание, писал Д. Дьюи, должно опираться на независимое существование прирожденных способностей; задача воспитания состоит в их развитии, а не в их создании.На основе своего опыта работы в школе Д. Дьюи дополнил свою концепцию положениями о том, что школа обязана гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна сама стать как бы обществом в миниатюре, она должна предоставлять детям максимальные возможности для выработки общественного чувства сотрудничества и навыков взаимопомощи.В общем, школа, представленная у Д. Дьюи как воспитывающая и обучающая среда, должна была выполнять следующие основные функции: упрощать сложные явления жизни, предоставляя их детям в доступной форме; выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества, содействовать выравниванию социальных различий, создавая «единство мыслей и координированность действий». Содержанием образования у прагматистов выступал приобретенный опыт ребенка, обогащающийся в условиях «обучающей среды».
15. Проблема соединения обучения с производительным трудом в педагогическом опыте Р.Оуэна.
В основании деятельности по воспитанию
детей лежало убеждение, что воспитание
молодых поколений, направленное не
только на улучшение личности, но и
на развитие всего было бы самою
высокою деятельностью
Цель воспитания- формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Главным должно быть нравственное воспитание. Умственное воспитание предполагает, что знания не должны противоречить здравому смыслу. Необходимое условие для всестороннего развития личности- трудовое воспитание.
1)О воспитании малолетних
детей
Важным звеном педагогического эксперимента
Оуэна в Нью-Ланарке являлась “школа для
маленьких детей”, имеющая целью оградить
их от дурного влияния среды и обеспечить
их всестороннее развитие. Много внимания
уделялось физическому воспитанию. В школе
соблюдался правильный режим дня, дети
получали здоровую пищу, значительную
часть времени проводили на свежем воздухе,
регулярно занимались гимнастикой, часто
под музыку. Очень рано малышей начинали
учить танцам и пению. Все эти занятия
способствовали развитию у них ловкости,
изящества, хорошего вкуса. Таким образом,
физическое воспитание тесно сочеталось
в “школе для маленьких детей с эстетическим.
2)Школы для детей рабочихПосле “школы для маленьких детей воспитанники переходили в начальную школу, из которой Р. Оуэн изгнал догматизм и зубрежку. Он считал необходимым вооружать детей конкретными знаниями, доступными их возрасту и полезными в дальнейшей жизни. Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению.
3)Просвещение взрослых
Значение педагогического
опыта и идеи Р. Оуэна
Сторонник общественного воспитания с
раннего возраста, Оуэн организовал первые
дошкольные учреждения для детей пролетариата,
где воспитывал их в духе коллективизма,
прививал им трудовые навыки, учитывая
их интересы и используя в работе с ними
игры и развлечения как важнейший воспитательный
фактор.Оуэн создал школы нового типа,
в которых образование, освобожденное
от религии и построенное на изучении
достоверных фактов, сочеталось с физическим
воспитанием и производительным трудом,
а также усвоением детьми высоких моральных
принципов. Об этих школах весьма положительно
отзывались А. И. Герцен и Н. А. Добролюбов.
Педагогический эксперимент Р. Оуэна был
высоко оценен К. Марксом, который усмотрел
в нем зародыш воспитания эпохи будущего.
17.В-ие, шк и пед мысль в России до 18в
В-ие древних славян основано на эмпирич. опыте народа и коллективном пед. тв-ве. До 8 лет дети восп-сь дома(сказки,колыбельные); в 8 лет мальчики отпр-сь в дома молодежи:состызания, обучение письму и грамоте, в 12 лет – в воин. дружину(трудовые и физ. навыки) Осн. ср-во воспитания – УНТ:сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки.
С принятием христианства (988) на Русь приходит к-ра Византии: 2 типа школ: училища элемент. грамоты и шк учения книжного.
- «Поучение» Владимира Мономаха (призыв к труду и упрочнение нрав. норм)
-Кирилл Туровский – отстаивал дедуктивный способ обучения, ведущий от книжного знания к практич. д-ти
В 13 веке появл-ся училища мастеров грамоты: родители приглашали странствующих мастеров домой к детям, они исп-зи наглядность, прием повтора; писали на бересте
С 14 века образованием занимается духовентсво. В монастырях изучали науку о хозяйстве и домоводстве, науку о спасении души, науку о гражд. общежитии. Осн. пед метод – нравств. самосовершенствование чека.
В 15 веке вершиной пед мысли становится «Домострой». Он требовал любви к детям, заботы, понимания их возр. особенностей. Наказание – в основном словесное.
В 16 веке выходит букварь Ивана Федорова, в кот. содержалась азбука, тексты для чтения и сведения о грамматике.
В 17 веке выходят пособия по грамматике Мелентия Смотрицкого, ряд толковых словарей, азбуковников.(стоили оч дорого)