История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

Файлы: 1 файл

ist_ped_12 (2).docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

В книге «Народное образование  и демократия» она впервые  в педагогической литературе с марксистских позиций осветила историю идей трудового  воспитания, впервые дала изложение  учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Большой интерес имеют отдельные  главы этого труда, посвященные  Руссо, Песталоцци, Оуэну.Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике».Высоко оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы. 
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование и демократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло. 
В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупская противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик — лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя — средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии — еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции. 
Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу. 
Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране.

"Воспитание - это создание наиболее  благоприятных условий для естественного  свободного развития личности  ребенка" С. Т. Шацкий 
Станислав Теофилович Шацкий вошел в историю мировой педагогики и отечественного образования как выдающийся педагог-новатор, "популярнейший учитель учителей" 20-х годов.  
Будучи в душе просветителем и гуманистом как обожаемый им Песталлоци, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной - вот главный девиз всей педагогической деятельности Шацкого. Ведь школа будущего по его мнению должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь. К сожалению, имя этого замечательного человека было предано забвению. И только сейчас возрождается интерес к творчеству выдающегося педагога Шацкого.  
Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело "улучшения жизни" детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Столь же естественными для педагога оказались разнообразные способы такого введения ученика в школьную науку, когда знания усваиваются на основе личного опыта, его "реорганизации", что делает знания "живыми", "работающими", прочными. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н. К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом "руссоизме", в чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", в защите "кулацких настроений деревни". В то время как на Западе труды Шацкого получали все большее мировое признание, у себя на Родине в печати начались нападки на ученого. Следы глубокого внутреннего кризиса который пережил Станислав Теофилович, - в сохранившихся записях его лекций-бесед с будущими учителями (1929 г.), особенно в документах, связанных с его деятельностью в последние годы жизни - на посту директора Московской консерватории. Это уникальное учреждение национальной музыкальной культуры партийные власти стремились, используя имя Шацкого, превратить в "основной рычаг пролетариата в деле несения музыкального искусства к массам", "подчинить творчество политике", "изжить индивидуалистические тенденции и настроения части профессуры и студенчества"  
Неудовлетворенность работой, систематическая травля, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к демонстрации Станислав Теофилович скоропостижно скончался. После смерти его имя было надолго предано забвению. Только в 70-х годах издается собрание его сочинений в четырех томах. В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого не только в Росси, но в Европе и Америке, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыва творчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с его теорией и практикой начинают знакомиться учителя. Огромное педагогическое наследие нашего земляка-ученого не потеряно. В наши дни средняя школа № 1 г. Обнинска бережно хранит традиции своего основателя - выдающегося педагога-новатора С. Т. Шацкого.

 

 

 

 

 

 

26.  Макаренко  о детском коллективе как важнейшем  факторе воспитании и современная  трактовка этой проблемы.

Педагогика, говорил Макаренко, "есть, прежде всего, наука практически целесообразная".В истории развития педагогической мысли вопрос о целях воспитательной работы решался в плане борьбы двух основных направлений – материалистического и идеалистического, выражавших в различные периоды истории общества интересы тех или иных прогрессивных и реакционных классов. Советская педагогическая наука в разрешении этого вопроса исходит из марксистско-ленинского учения из Программы партии. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей, и ими должны определяться содержания и методы воспитательной работы. Такова позиция А.С.Макаренко в этом вопросе. Он говорит: "Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятия чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им".

Макаренко был сторонником активного  воспитания. Принцип активной целеустремленности – важнейший и характерный  для педагогики Антона Семеновича. Он исходил из марксистского представления  о целостности процесса воспитания детей. Человек не воспитывается  по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и  отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и  действие всей системы средств, гармонически организованных, в полном соответствии с развитием жизни общества.

Из этих положений Макаренко  сделал следующие практически действенные  выводы: во первых, никакое средство не может быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково точно, не догматическое утверждение воспитательных средств, а немедленный анализ и немедленное действие – вот что должно быть положено в основу выбора средств повседневной воспитательной работы; во вторых, никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним, т.е необходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы. Общее назначение системы воспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогически целесообразно организовать жизнь детского коллектива.Важнейшим вкладом в педагогическую науку была разработанная А.С. Макаренко теория воспитательного коллектива.Воспитательным коллективом Макаренко называл такую форму организации жизни детей, которая, полнокровной и радостной детской жизнью, максимально удовлетворяющей детские жизненные потребности, в то же время является воспитывающей школой, успешно разрешающей все воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.

В разработке теории воспитательного  коллектива А.С. Макаренко исходит  из основных положений исторического  материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс  объективно-закономерный.

Огромную роль играет коллектив  в развитии человеческой личности.

Ясно, что и детский коллектив - есть явление объективно-закономерное. Дети живут и воспитываются в  коллективах. Такие коллективы возникают  в семье, на улице, во дворах домов, в  школе и т.д. Но не всякий детский  коллектив является воспитательным. Зачастую коллективы детей возникают  и живут стихийно, поэтому центральной  задачей педагога является организация  детского коллектива. Воспитать коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в  результате которой воспитывается  определенный тип людей, т.е. достигаются  определенные воспитательные цели.

Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивают, что организованный детский  коллектив является в руках педагога мощным фактором влияния на отдельных  малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного характера: в организации общественной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае обычно имеется в виду более или менее дружный, организованный опытным руководителем класс, и эта сплоченность класса рассматривается как важный воспитательный фактор.Уровень воспитательной работы в таких классах обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что это явления одного порядка, но такой классный коллектив есть только один из элементов организации жизни и деятельности того воспитательного коллектива, который имеет в виду Макаренко.Воспитательный коллектив, по Макаренко, - это научная организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной деятельности той или иной группы советских людей, а специально с педагогическими целями научно организованный воспитательный коллектив как форма организации детской жизни.

27. Трудовое воспитание. А. С. Макаренко говорил, что правильное коммунистическое воспитание не может быть нетрудовым. Наше государство — это государство трудящихся. В нашей Конституции написано: “Кто не работает, тот не ест”. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности советского человека. Тот, кто не имеет привычки к труду, не знает, что такое трудовое усилие, кто боится “трудового пота”, тот не может видеть в труде источник творчества. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости, как, например, описанный в “Педагогической поэме” праздник первого снопа. В учреждениях, которыми руководил Макаренко, была выработана своя система трудового воспитания, был установлен обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду. 
Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. “Участие в коллективном труде,— говорил А. С. Макаренко,— позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда”.

28. Семейное воспитание. А. С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело. 
Указывая на то, что советская семья должна быть коллективом, Макаренко подчеркивал, что это “свободный советский коллектив”, который не может подчиняться произволу отца, как это имело место в старой семье. Родители имеют власть и авторитет, но они не бесконтрольны в своих действиях. Отец является ответственным стершим членом коллектива, он должен быть для детей примером как гражданин. Родители всегда должны помнить, что ребенок не только их радость и надежда, но и будущий гражданин, за которого они отвечают перед советским обществом. 
В семье должно быть, по мнению Макаренко, несколько детей. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, дает возможность организовать взаимопомощь между детьми разных возрастов, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Родители, как уже говорилось, должны проявлять к детям требовательную любовь, не потворствовать их прихотям и капризам, иметь в глазах детей заслуженный авторитет А. С. Макаренко указывал на то, что родители часто подменяют настоящий авторитет ложным, и дал очень тонкий анализ различных видов ложного авторитета родителей. Первым он называет авторитет, подавления, когда в семье существует отцовский террор, превращающий мать в бессловесную рабыню запугивающий детей. Вызывая у детей постоянный страх, такие отцы превращают детей в забитые, безвольные существа, из которых вырастают либо никчемные люди, либо самодуры. Второй вид ложного авторитета — это авторитет расстояния. Он основан на стремлении родителей держать детей от себя подальше, не допускать их к своим интересам, делам, мыслям. Насколько неразумен авторитет расстояния, настолько же недопустимо в семье панибратство. Одним из самых опасных ложных авторитетов А. С. Макаренко считал авторитет любви. Он решительно осуждал родителей, которые балуют, изнеживают детей, безудержно осыпают их бесконечными ласками и бесчисленными поцелуями, не предъявляя к ним никаких требований и ни в чем не отказывая. Именно такому поведению родителей Макаренко противопоставлял свое учение о требовательной любви к человеку. Он говорил еще о таких видах ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, подкупа. Последний он считал наиболее безнравственным нерезко осуждал родителей, добивающихся от детей хорошего поведения только с помощью наград. А. С. Макаренко указывал, что такое обращение родителей с детьми влечет за собой моральное развращение детей. 
А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания. Он дал советы родителям, как воспитывать детей в труде, как правильно организовать в семье отношения детей разных возрастов, помогать детям в учебе, руководить их играми, укреплять их дружбу с товарищами. 
29.Идеи гуманизации воспитания и обучения школьников волновали советских педагогов. Они стремились реализовать их в практике работы воспитательно-образовательных учреждений. С особой силой они проявились в деятельности Василия Александровича Сухомлинского. Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Информация о работе История педагогики