История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

Файлы: 1 файл

ist_ped_12 (2).docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось  создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала  широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, егочеловеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Отстаивая гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников, идею партнерских отношений между ними, он определил воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний».

 В контрольной работе на  тему “Гуманистическая педагогика  В.А. Сухомлинского (воспитание  добротой)” рассмотрены такие  вопросы: что было главным в  деятельности Сухомлинского, какие  силы позволили сельскому учителю  подняться к вершинам педагогической  науки? Раскрыты его основные  педагогические взгляды, результаты  опытно-экспериментальной работы, подходы  к обучению и воспитанию, принципы  и задачи гуманистического обучения  и воспитания.

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского  разносторонне и многопланово. Вся  система деятельности педагога проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

Главным в своей жизни он считал любовь к детям.

Искренняя любовь к детям и подлинная  педагогическая культура, по Сухомлинскому,  понятия нерасторжимые. Он считал, что  учитель обязан уметь дорожить детским  доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра  и справедливости. Без этих качеств  не может быть учителя.

“Если учитель стал другом для  ребенка, если эта дружба озарена  благородным влечением, порывом  к чему-то светлому, разумному, в  сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя  не узнали их, не нашли подхода к  ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в  потемках.”

В.А. Сухомлинский - достойный наследник  гуманистической традиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввидутакие виды наказаний, как грубое высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике.

Наказание Сухомлинский в отличие  от его предшественников понимал  гораздо глубже. Основным поощрением и наказанием в педагогическом труде  он считал оценку. По мнению педагога учителя, которые оценивают духовный мир  ребенка только с помощью оценок и баллов, при этом делят детей  на тех кто учит и тех кто не учит уроки, не точно оценивают детей.

В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который  любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим  человеком, как мать. Вера школьника  в учителя, взаимное доверие между  ними, человечность и доброта - вот  то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

Говоря об оценке как инструменте  наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в  начальных классах наказание  неудовлетворительной оценкой особо  больно ранит, оскорбляет и унижает  достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу  самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним  желанием хорошо учиться.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год  у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей  обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали  себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».

Сухомлинский рекомендует педагогам  вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или  дисциплины их ребенка, а тогда, когда  он совершает что-то хорошее. Пусть  незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка  нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

Система воспитания, в основе которой  лежит оценка только положительных  результатов, приводит чрезвычайно  редко к психическим срывам, к  появлению «трудных» подростков.

В.А. Сухомлинский, как  А.С. Макаренко  и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство воспитания. Он считал, что коллектив  – это объединение, которое имеет  определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого  за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все восторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти. И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”.

Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения в осуждении  личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более  наказанию -  проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство  благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки  и помощи тем, кто в них нуждается.

“Воздействие на не устоявшуюся, легко  ранимую психику ребенка силой  морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок  «ломается», становится лицемером и  приспособленцем, либо, что не менее  страшно, ожесточается в слепой ненависти  против всех.”

На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать  воспитывающей средой лишь в том  случае, - считал Сухомлинский, - когда  он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно  и интеллектуально, развивающем  интересы и способности. И при  этом надо помнить, что подлинный  коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей  педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать  уважение окружающих, не уронить в  их глазах своего достоинства.”

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспитания коллектива основывалась не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей индивидуальной духовной деятельности и обогащаться в духовном общении.

 «Воспитание без наказания  - это не узко школьное дело, - говорил В.А. Сухомлинский. - Это  одна из важнейших проблем... переустройства  общества, его тончайших и сложнейших  сфер - человеческого сознания, поведения,  взаимоотношений”.

И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского  не было дилеммы: личность или коллектив, он считал воспитания личности без коллектива не может быть, также не может быть «абстрактного» коллектива без личностей.

30. Идея школы  Сухомлинского

Мы имеем дело с детьми и подростками, у которых  еще не окрепла воля и не развито  чувство долга. Но и воля, и чувство  долга укрепляются не призывами  и увещеваниями, а тем, что ученик реально ежедневно исполняет  свой долг учения и испытывает от этого  удовлетворение и радость.

“Педагогика сотрудничества” 

По нашим современным меркам, Павлышская школа была больше похожа на частную, потому что семья Сухомлинских жила прямо здесь же, в ее главном учебном корпусе. Василий Александрович считал, что директор должен быть как можно ближе к детям, чувствовать общий тон жизни коллектива. Здесь вообще многое делалось не по неписаным административным законам, а из глубокого понимания, что в этой маленькой школе, в этом месте Земли происходит нечто гораздо более важное, чем просто учебно-воспитательный процесс сельской школы. Создавать настоящую школу – словно выращивать плодовый сад. Когда еще деревья станут плодоносить! В.Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность так нравственность, трудолюбие так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому, когда он писал: «Мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке», именно это он и имел в виду. Он так все устраивал в своей школе, чтобы каждый – и маленький и большой человек – участвовал именно в таких человеческих отношениях и любил трудиться ради их установления.

Павлышский оазис

“Мы создаем возможности  и условия для того, чтобы одновременно с осознанием нравственных понятий  осуществлялось нравственное поведение  воспитанников. Эти возможности  кроются в самом укладе жизни  ученического коллектива, в том, что  и с какой целью делают дети...” 

В.А.Сухомлинский

Павлышская школа стоит на окраине большого села на лоне природы и вместе с тем недалеко от домов, где живут ее ученики.  
Школьный участок площадью около 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям колхоза, к реке Омельник – небольшому притоку Днепра, огибающему этот участок с южной стороны. Здесь река запружена, создано большое водохранилище. 
Село утопает в садах. Между школьным участком и колхозными полями дети вместе со своими учителями заложили несколько полезащитных дубрав и рощ. Рядом со школой – спортивный стадион, обсаженный яблонями. С северо-западной стороны школьного участка сначала чернел овраг. Потом его тоже обсадили дубками, а на склонах прикопали кусты сирени. Возникли дубрава и чудесная сиреневая роща. 
Василий Александрович понимал, что все окружающее детей пространство должно быть для них в эстетическом отношении бесценным, то есть чтобы во все были вложены их большой труд, забота, волнующие чувства. Он стремился, чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней обратил свою заботу он, ребенок. В каком бы месте двора ни находился ученик Павлышской школы, перед ним плодовые деревья – яблони, груши, черешни, сливы, абрикосы. Они прекрасны и в пору цветения, и летом, и глубокой осенью. Плодовый сад – наиболее яркое сочетание первозданной красоты с красотой, созданной руками человека. Плодоносный сад и в прямом, и в философском смысле – сердцевина педагогики Сухомлинского. Не какие-то особенные методы и способы воспитания детей – он пытался описывать их, и сейчас они выглядят наивно, – а именно философия сада лежит в основе его педагогики. Такие простые четыре понятия: терпение и вера, любовь и волшебство. 
Учебные занятия проходили в четырех зданиях. Главное здание с десятью классными комнатами было предназначено для 5 – 10 классов (5 – 7 классы – на первом этаже, 8 – 10 – на втором). В трех других зданиях находились классные комнаты начальной школы. 
Получалось, что в каждом доме жила как бы небольшая семья, в которой все дети знали друг друга, а постепенно входили в жизнь и общешкольного коллектива.

В главном учебном корпусе, в котором учились в основном старшие, кроме классных комнат, учителя  устроили еще специальные кабинеты: математический, языка и литературы и кабинет иностранных языков с фонотекой. Тут же располагались  радиолаборатория (со школьным радиоузлом), фотолаборатория, уголок изобразительных  искусств и спортивный зал .Главная школьная библиотека соседствовала с мастерскими. Это тоже принципиально. Интеллектуальный труд тут был в цене.

Что нужно хорошему учителю?

Не какие-то особые методы воспитания детей, а именно философия  сада лежит в основе педагогики Сухомлинского. Такие простые четыре понятия: терпение и вера, любовь и волшебство.

Первый источник, питающий детскую любовь к знаниям, – это высокая интеллектуальная культура учителей, и прежде всего директора школы. Невозможно руководить учебно-воспитательным процессом без знания предметов учебного плана.

Не сообщать истину – а  открывать

Что значит хороший  учитель? По Сухомлинскому, это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком.

"Я повел учеников 5 класса в сад. Половина неба была закрыта сизой тучей, солнышко зажгло радугу, яблони стояли в цвету – молочно-белые, розовые, красные; тихо жужжали пчелы…“ Что вы видите, дети, что вас волнует, восхищает, удивляет?” – обратился я к своим спутникам. Радостно загорелись глазенки, но детям было трудно выразить мысль, найти подходящие слова. Урок за уроком я стал водить детей к неиссякаемому и вечно новому источнику знаний – в природу: в сад, в лес, на берег реки и в поле. Вместе с детьми мы стали учиться передавать словом тончайшие оттенки предметов и явлений». (Павлышская средняя школа) 
Самопознание, самоутверждение немыслимы без идеала, без образца, который волнует, восхищает, изумляет, воодушевляет. Воодушевление, восхищение идеалом рождает стремление быть хорошим, пробуждает мысли о самом себе, учат видеть в себе хорошее и плохое. Дети начинают сознательно испытывать свои волевые и моральные силы, как бы проверяя себя. 
Важно, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, каков он есть, но и стремился делать его лучше. Воспитательный смысл избираемого учителем метода изучения приобретает в связи с этим особенно большое значение. Дистервег говорил, что плохой учитель лишь сообщает истину, хороший же открывает ее. Осмысление понятий – лишь одна, разумеется, важная часть умственного развития детей. Ребенок думает, работая руками, и работает руками, думая. Лишь при этом условии знания становятся его убеждениями, этого требует сама природа ребенка: интеллектуальные операции у него проходят наиболее ярко в процессе труда; понятия, утверждающиеся его собственным трудом, пробуждают глубокие эмоции – этот сильнейший стимул человеческого поведения. 
Весь уклад жизни школы Сухомлинского – это настоящая лаборатория труда, построенного на научной основе, и воспитания высокого человеческого духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Сухомлинский о семейном воспитании. Анализ книги «Родит. педагогика»

Так, В.А. Сухомлинский (1918-1970) создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека – все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», - советовал он родителям. Центральное место в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского занимает вопрос об организации взаимодействия семьи и школьного коллектива в воспитании учащихся. По его мнению, только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. В Павлышской школе использовалась развернутая система средств укрепления отношений между детьми, родителями и педагогами: организация совместных дел родителей и детей, ознакомление с трудом родителей непосредственно на месте работы, изготовление подарков родителями (выращивание цветов, праздники чествования родителей и т.п.), стенды, посвященные матерям и другое. Согласно концепции В.А. Сухомлинского, любые нравственные, гражданские идеи ребенок должен соотносить прежде всего с атмосферой, образом жизни семьи, с социально-нравственными взглядами и убеждениями родителей.

Информация о работе История педагогики