Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка
Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
Под влиянием запада возникают грамм. шк, в кот кроме языков обучали риторике, стихосложенимям, ис-ву.
1687 – в Мск откр. Славяно-греки-латинская академия: 7 свобис-в(такие как богословие, право, медецина)греч, слав., лат языки, музыка, асторономия, немец. и фран. языки)
18.Шк. и пед-ка в России 18 века
18век шел под знаком
приобщения России к евр.
Реформы Петра!: -издание 1й рус. газеты «Ведомости» с 1703г.
-реформа письменности, введение
нового алфавита и
-появление арабских цифр
-открытие 1х рус театров, библиотек, музеев (Кунсткамера)
-привлечение ин. педагогов в Россию
-создание сети гос. общеобр. начальных шк(грамота, письмо,арифметика, подготовка к гос. и воинской службе) 1730 – 50школ
-открытие в Мск Школы матем и навигацких наук(матем и морские науки)
-артиллерийские, инженерные, мед шк
Издаются пособия: «Арифметика» Магницкого, книга для чтения «Юности честное зерцало»(азбука, краткие нравоучения, правила поседения молодых людей в семье,Ю гостях; оно внушала скромность, трудолюбие, послушание)
-1725 – открытие Академии
наук – 1й центр рус. науки(
-1755 – МГУ им. М.В.Ломоносова (фил, юр, медец. факультеты; физ кабинет, театр; публичные лекции и доп. курсы
Для дворян созд-ся кадетские корпуса – подготовка к военной службе в офиц. чинах. (Сухопутный шляхетский корпус, Спб, 1731г)
И.И.БЕЦКОЙ:Открывал воспит. дома в Мск и Спб; Институт благородных девиц.ю Он хотел путем в-я создать образцовых гуманных дворян; отдавал большое значение физ в-ю, считал, что пр-сс об-я должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности
19.Шк. и пед-ка в России 1ой пол 19 в. Гуманист. напр-ть преобр-й в сист. просвещения.
-1802г был опубликован
манифест об учреждении
-1804 «Устав уч. зав., поведомых универам»(разделение на уч. округа: Мск, Спб, Казанский, Харьковский, Дерптский; исходил из необходимости наглядности преподавания, связи теории с практикой)
В подчинении универов находились:
-приходские училища(готовят к уездным уч, давали физ и нрав. в-ие; 1год)
-уездные училища (готовят к гимназиям, 2 года, закон Божий, история, грамматика, арифметика, физика, рисование)
- гимназии.(подготовка к универу; ин. языки, география, история, экономика, рисование, нет религ. дисциплин)
-1828 – Устав гимназий и уч приход и уезд.
-Приход. училища-1год, закон Божий, письмо;
-Уезд.. учил – 3года, полное обр-ие детям купцов;
-Гимназии стали средними общеобр. учр. , 7 лет, стали классическими.
1845-сокращени уч. планов., некоторые предметы удаляли из прог-м)
Лобаческий разработал методику математики, создал инструкцию преподавания по многим предметам.
20. Реформы нар. обр-ия к19-н20в.
-1864 – устав гимназий(7лет) и прогимназий(4г):
-прога младших классов гимназий
-классич.(лат, греч. яз, далее - универ) и реал. гимназии(практ. момент:матем, физика, черчение)
-гимназии бессословные
-обязат библиотека, специализ. кабинеты
-1863- Универ. устав:
-универы – автономны
-ученые советы
-изд-ся пед. журналы: «в-ие», «рус пед вестник» , «уч-ль» «ясная поляна»
1864 – 1е пед об-во: Ушинский, Семенов, Стоюнин
Демократич. достижения 60х утрачиваются в 70х. Усиливается полит нестабильность, увеличивается влияние духовентсва.
1874- «Полож. о нач. нар. училищах»:
-нач уч – 5 лет
-гор училища(недворянские сословия)
-Спб шк, Тв. жен. шк, Земские учит. семинарии
Наиб. распространены одноклассные нач. училища(2-4г), двухклассные училища(5-6лет): з.Божий, арифметика, пение, рус. яз
1912 – Высшие нач. уч. – заменили гор. учил(4года)
1906 – уч. план реал училищ увеличивал увеличивал объем общеобр. знаний
Коммерч. уч. давали лучшую обр. подготовку (Пажеский корпус – дети дворян)
Частные гимназии Стоюниной, Левицкой более разумно распр-ли уч. мат-л по классам, соотн. с тре. пед-ки и жизни.
Широкое распр-ие получили идеи своб об-я Вентцеля «Дом свободного ребенка»(своб. д-ть, общение со взрослыми)
Сущест. особенностью этого периода явл-ся многообразие методов и форм шк. в-я и обр-я, разнообразие пед мысли. Реформаторами нар. шк стали Корф, Тихомиров. В-ие приобрело общ. хар-р: философы, писатели историки обр-сь к проблеме в-я.
21 . Дидактическая теория Ушинского. Характеристика статьи Родное слово.Сторонник реального обр., говорил об огромном образ-ом и восп-ом знач. естеств-я. Указывая на необх-ть учета возр-х псих-х особ-й детей, он дал ряд конкретных методич. рек-ций по разв-ю внимания, памяти уч-ся. Считал нагл-ть 1 из важнейш. п-повобуч. Много вним. уделял сознат-ти и проч-ти усвоения детьми учеб.матер. Много места уделил уроку как осн. форме орг-ции учеб.процесса, сформ-л ряд треб-й к нему: целенап-ти, законч-ти, разнооб-я исп-ых м-дов и т. п. Центр. место в пед. сист. Уш. заним. его учение о родном яз.как о главнейшем источнике, - факторе и ср-вевосп-я чел. В яз. перед-ся вся мудрость народа, обогащающая и воспит-щая последующие поколения. Он указывал на большое знач. произв-й народн. тв-ва в деле восп-я и обуч. детей. На 1-е место ставил он рус.нар. сказки, посл-цы, прибаутки и загадки. Уш.учит, что, во-1-х, путь всего процесса восп-я и обуч. лежит в построении его на родн. яз., и, во-2-х, изучение яз.и его богатств д. являться 1 из осн-х целей всякого восп. и обуч., если это восп-е служит интересам народа. Он счит., что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что гл., питать в себя ту восп-ю силу, кот.обладает природа родной страны. Придавая решающее знач. родному яз. в деле разв.я детей, Уш. гл.внимание уделял построению нач. обу. искл-но на родном яз. Исходя из того, что родной яз. «есть единственное орудие, посредством кот. мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Уш. счит. гл. зад. эл-гообуч-я овладение родным яз.В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,- это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
22. Гуманистический характер педагогики Толстого.
Лев Толстой в 22 года открывает
в Ясной Поляне, родовом имении,
школу для крестьянских детей. Толстой
считал, что чиновники от просвещения
не могут создать школьной системы,
отвечающей интересам всего народа:
«Чтобы народное образование пошло,
нужно, чтобы оно было передано в
руки общества». Свободу он называл
«единственным критерием
У Толстого (1828-1910) вопросы педагогики занимают ведущее место. С 1849 начал занималсяся с крестьянскими детьми. Организовал школу, вел занятия, открыл еще сельскую школу. Т. подходит к организации обр-я с т.зр. идей своб. восп-я – осознание того,чтореб. от природы – прообраз добра, красоты, соверш-ва. Работа «О народном обр-ии»: обр-е есть потреб-ть каждого чел., оно не д.б. насильств-ым, бывает бессознат. и школ.обр-е, когда реб. попадает в школу, по его мнению обр-е превращ. в насилие. Т. счит., что нужно применять самые разн. ср-ваобр-я, разл. предметы для выбора, право ученика посещать неск. Школ, своб-но перемещ-ся по классу. Нет строго очерч-ого врем-и для опр. видов занятий. Т. счит., что главю понятие – обр-е, отрицая восп-е как таковое. Ср-вавосп-я – роль семьи, религии, иск-ва, пример род-ля. При работе с детьми д.б. гуманное отнош. к ним; применяя метод экспер-та, лаб.раб., экскурсии, рассказ, сочин-я, былины. Написал уч. книги для детей: «Азбука», «Нов.азбука», книги для чтен.(«Рус.книги для чтен.»). Много разраб. применит-но к метод-кенач.кл. Первое место – принцип акт-ти детей, скептически относ-ся к принципу нагляд-ти. Одобрил принц.доступ-ти. Уч. мат-л д.б. связан с жинью, опир-ся на жизн. опыт. Важн. условие – знание лич-тиреб.
23. Преобр-ия в обл. просвещения 1917-1920г
-1917 – дикрет «Об учр-ии гос. комиссии по Просвещению» Луначарский – глава комиссии Гл задача: проект новых законов по реорг-ции обр-ия (всеобщность нач. обр-я, отлучение дух-ва, демократизация, учет нац. особенностей) Передача обр-ия из дух-ва в ведение нар. комиссариатов по просв-ю.
Затем церковь отд-ся от гос-ва, свобода религии, шк отд-ся от церкви.
-1918 – введение новой орфографии. Задачи о ликвидации безграмотности (с8 до 50 лет обучаться грамоте; об-во «Долой безгр-ть»
-1918 – Положение о един. труд. шк(ЕТШ):
-сост. из 2 ступеней ( 5лет+4года)
- обязат и бесплатное совм. об-ие детей
-выборность работников шк
-орг-ция уч. самоупр-я
-дз нет, нет экзменов
-уважение к личности ребенка
Пути строительства ЕТШ:
1.беспл общее и политех обр-ие до 17лет
2.сист. дошк. обр-ия
3.Принципы: препод-ие на род. яз., освобождение от религии, совм. обуч., связь обуч. с жизнью)
4.подготовка новых кадров работников просв-я
5.гос помощь просвещению
1920г Типы школ:
1.нач шк 1 ступени(4г)
2.семилетняя шк(3г)
3.шк 2 ступени(9)
4.фабрично-заводские
Методы акт обучения: проблемный, иссл-й, проектный, эврист, лабор., экскурс., дальтоплан(дьюи: свобода выбора занятий , уч-ль – советчик, лаборатории, 1 час – кол. работа, ост- самост.) бригадно-лаб. метод
24.Проблемы дидактики 1920-1940х
Установлена 7ми летняя шк(4+3); техникум как форма проф. обучения(4г)
Типы школ:
1.нач шк 1 ступени(4г)
2.семилетняя шк(3г)
3.шк 2 ступени(9)
4.фабрично-заводские семилетки
5.шк крест. молодежи
6.фабрично-завод ученичества
7.Рабфак
Уч. маи-л располагался по 3 колонкам:
1.природа и чек
2.труд
3.об-во
Сводные предметы «Деревня», «Охрана природы»
Шк-к стал рассм-ся не только как субъект, но и как акт, самостоятельно мыслящий субъект уч-позн. д-ти.
Цель уч пр-са – не только постижение жизни, но и ее преобразование.
Крупская считала, что иссл. метод пробужд. глубокий интерес к окр. природе, стремления осмыслить окр. явл-я; трудовое обучение, принцип политехнизма в обр-ии, связь обучения с обр. трудом. Нужно учить детей правильному межлич. общению
работы КРУПСКОЙ «Нар. обр-ие и демократия», «Колл. опыт учительства» «К вопросу о прогах» «о политех обр-ии»
Методы акт обучения: проблемный, иссл-й, проектный, эврист, лабор., экскурс., дальтоплан(дьюи: свобода выбора занятий , уч-ль – советчик, лаборатории, 1 час – кол. работа, ост- самост.) бригадно-лаб. метод
25. Видные деятели
педагогической мысли (
Луначарский Анатолий Васильевич советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930)
У Фихте Анатолий Луначарский нашел
конкретного адресата гуманистического
призыва Песталоцци «учить всех»
в лице национального государства.
Фихте сформулировал объект воспитания:
национальное целое — народ, конкретизируя
представления Канта и
Педагогические установки. Анатолий Луначарский способствовал деятельности петроградской группы реформаторов, стремившихся сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания. Благодаря ему российская школа в 20-е годы многие учебные предметы преподавала по дореволюционным, так называемым «игнатьевским» программам. Он не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа», а К. Маркс был далек от признания производительного труда в ней как экономической необходимости для страны.
В принципах руководства
Конечно, эти идеи Анатолию Луначарскому
реализовать не удалось. Однако их присутствие
в его мировоззрении и
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939). Профессиональная революционерка, государственный и партийный деятель. Почетный член Академии наук СССР (1931). Жена (с июля 1898 г.) и соратница Ленина.
Огромный вклад в