История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

Файлы: 1 файл

ist_ped_12 (2).docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

Под влиянием запада возникают  грамм. шк, в кот кроме языков обучали риторике, стихосложенимям, ис-ву.

1687 – в Мск откр. Славяно-греки-латинская академия: 7 свобис-в(такие как богословие, право, медецина)греч, слав., лат языки, музыка, асторономия, немец. и фран. языки)

18.Шк. и пед-ка в России 18 века

18век шел под знаком  приобщения России к евр. научным  и культ. ценностям.

Реформы Петра!: -издание 1й рус. газеты «Ведомости» с 1703г.

-реформа письменности, введение  нового алфавита и правописания.

-появление арабских цифр

-открытие 1х рус театров, библиотек, музеев (Кунсткамера)

-привлечение ин. педагогов в Россию

-создание сети гос.  общеобр. начальных шк(грамота, письмо,арифметика, подготовка к гос. и воинской службе) 1730 – 50школ

-открытие в Мск Школы матем и навигацких наук(матем и морские науки)

-артиллерийские, инженерные, мед шк

Издаются пособия: «Арифметика» Магницкого, книга для чтения «Юности  честное зерцало»(азбука, краткие нравоучения, правила поседения молодых людей в семье,Ю гостях; оно внушала скромность, трудолюбие, послушание)

-1725 – открытие Академии  наук – 1й центр рус. науки(объединяла универ, (обучающий медицине, философии, праву) гимназию (готовившую к универу) и собственно академию (собрание ученых))

-1755 – МГУ им. М.В.Ломоносова (фил, юр, медец. факультеты; физ кабинет, театр; публичные лекции и доп. курсы

Для дворян созд-ся кадетские корпуса – подготовка к военной службе в офиц. чинах. (Сухопутный шляхетский корпус, Спб, 1731г)

И.И.БЕЦКОЙ:Открывал воспит. дома в Мск и Спб; Институт благородных девиц.ю Он хотел путем в-я создать образцовых гуманных дворян; отдавал большое значение физ в-ю, считал, что пр-сс об-я должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности

 

 

19.Шк. и пед-ка в России 1ой пол 19 в. Гуманист. напр-ть преобр-й в сист. просвещения.

-1802г был опубликован  манифест об учреждении Министерств.  Были выработаны осн. положения о создании новой гос. сист. шк. обр-ия

-1804 «Устав уч. зав., поведомых универам»(разделение на уч. округа: Мск, Спб, Казанский, Харьковский, Дерптский; исходил из необходимости наглядности преподавания, связи теории с практикой)

В подчинении универов находились:

-приходские училища(готовят к уездным уч, давали физ и нрав. в-ие; 1год)

 -уездные училища (готовят к гимназиям, 2 года, закон Божий, история, грамматика, арифметика, физика, рисование)

- гимназии.(подготовка к универу; ин. языки, география, история, экономика, рисование, нет религ. дисциплин)

-1828 – Устав гимназий и уч приход и уезд.

-Приход. училища-1год, закон Божий, письмо;

-Уезд.. учил – 3года, полное обр-ие детям купцов;

-Гимназии стали средними  общеобр. учр. , 7 лет, стали классическими.

1845-сокращени уч. планов., некоторые предметы удаляли из  прог-м)

 Лобаческий разработал методику математики, создал инструкцию преподавания по многим предметам.

20. Реформы нар. обр-ия к19-н20в.

-1864 – устав гимназий(7лет)  и прогимназий(4г):

-прога младших классов гимназий

-классич.(лат, греч. яз, далее - универ) и реал. гимназии(практ. момент:матем, физика, черчение)

-гимназии бессословные

-обязат библиотека, специализ. кабинеты

-1863- Универ. устав:

-универы – автономны

-ученые советы 

-изд-ся пед. журналы: «в-ие», «рус пед вестник» , «уч-ль» «ясная поляна»

1864 – 1е пед об-во: Ушинский, Семенов, Стоюнин

Демократич. достижения 60х утрачиваются в 70х. Усиливается полит нестабильность, увеличивается влияние духовентсва.

1874- «Полож. о нач. нар. училищах»:

-нач уч – 5 лет

-гор училища(недворянские сословия)

-Спб шк, Тв. жен. шк, Земские учит. семинарии

Наиб. распространены  одноклассные нач. училища(2-4г), двухклассные училища(5-6лет): з.Божий, арифметика, пение, рус. яз

1912 – Высшие нач. уч. – заменили гор. учил(4года)

1906 – уч. план реал училищ  увеличивал увеличивал объем общеобр. знаний

Коммерч. уч. давали лучшую обр. подготовку (Пажеский корпус – дети дворян)

Частные гимназии Стоюниной, Левицкой более разумно распр-ли уч. мат-л по классам, соотн. с тре. пед-ки и жизни.

Широкое распр-ие получили идеи своб об-я Вентцеля «Дом свободного ребенка»(своб. д-ть, общение со взрослыми)

Сущест. особенностью этого периода явл-ся многообразие методов и форм шк. в-я и обр-я, разнообразие пед мысли. Реформаторами нар. шк стали Корф, Тихомиров. В-ие приобрело общ. хар-р: философы, писатели историки обр-сь к проблеме в-я.

21 . Дидактическая теория Ушинского. Характеристика статьи Родное слово.Сторонник реального обр., говорил об огромном образ-ом и восп-ом знач. естеств-я. Указывая на необх-ть учета возр-х псих-х особ-й детей, он дал ряд конкретных методич. рек-ций по разв-ю внимания, памяти уч-ся. Считал нагл-ть 1 из важнейш. п-повобуч. Много вним. уделял сознат-ти и проч-ти усвоения детьми учеб.матер. Много места уделил уроку как осн. форме орг-ции учеб.процесса, сформ-л ряд треб-й к нему: целенап-ти, законч-ти, разнооб-я исп-ых м-дов и т. п. Центр. место в пед. сист. Уш. заним. его учение о родном яз.как о главнейшем источнике, - факторе и ср-вевосп-я чел. В яз. перед-ся вся мудрость народа, обогащающая и воспит-щая последующие поколения.   Он указывал на большое знач. произв-й народн.  тв-ва  в деле восп-я и обуч.  детей.  На  1-е место ставил  он  рус.нар. сказки, посл-цы, прибаутки и загадки. Уш.учит, что, во-1-х, путь всего процесса восп-я и обуч. лежит в построении его на родн. яз., и, во-2-х, изучение яз.и его богатств д. являться 1 из осн-х целей всякого восп. и обуч., если это восп-е служит интересам народа. Он счит., что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но, что гл., питать в себя ту восп-ю силу, кот.обладает природа родной страны. Придавая решающее знач. родному яз. в деле разв.я детей, Уш. гл.внимание уделял построению нач. обу. искл-но на родном яз. Исходя  из  того,  что  родной  яз.  «есть   единственное   орудие, посредством кот. мы усваиваем идеи,  знания,  а  потом  передаем  их»,  К.Д.Уш.  счит.  гл. зад. эл-гообуч-я овладение родным яз.В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,- это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.

22. Гуманистический  характер педагогики Толстого.

Лев Толстой в 22 года открывает  в Ясной Поляне, родовом имении, школу для крестьянских детей. Толстой  считал, что чиновники от просвещения  не могут создать школьной системы, отвечающей интересам всего народа: «Чтобы народное образование пошло, нужно, чтобы оно было передано в  руки общества». Свободу он называл  «единственным критерием педагогики», защищая и развивая идеалы гуманистической  педагогики. Толстой пользовался  экспериментом, сравнивая эффективность  различных способов обучения. Педагогические труды Толстого доказывали, что дитя больше мыслит образами, красками, звуками, что на первоначальных ступенях обучения мышление образами преобладает над  логическим мышлением. Образное мышление имеет место и на последующих  ступенях. Дети крепостных крестьян в  то время учились в основном у  дьячков и отставных солдат. Главным  средством побуждения к учебе  был страх наказания. Толстой  же построил обучение на полной свободе  учеников. Преобладающей формой занятий  был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Ни за поведение, не за плохую успеваемость детей не наказывали. Принципиальным отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне  школы. Толстой считал, что ученики  начальной школы должны получать широкий круг знаний. Толстой стремился  также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок  земли, который обрабатывали школьники. Педагогическая деятельность Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. По его инициативе в Тульской губернии действовало не менее двадцати народных школ. Лев Толстой издавал специальный  педагогический журнал «Ясная Поляна». Программа его включала описание новых приемов обучения, новых  принципов административной деятельности, распространения книг среди народа. Толстой написал одиннадцать  статей, в которых показал ошибочность  системы народного образования  в царской России. В 70-е годы Толстой  создает «Азбуку» и «Новую азбуку».

У Толстого (1828-1910) вопросы педагогики занимают ведущее место. С 1849 начал  занималсяся с крестьянскими детьми. Организовал школу, вел занятия, открыл еще сельскую школу. Т. подходит к организации обр-я с т.зр. идей своб. восп-я – осознание того,чтореб. от природы – прообраз добра, красоты, соверш-ва. Работа «О народном обр-ии»: обр-е есть потреб-ть каждого чел., оно не д.б. насильств-ым, бывает бессознат. и школ.обр-е, когда реб. попадает в школу, по его мнению обр-е превращ. в насилие. Т. счит., что нужно применять самые разн. ср-ваобр-я, разл. предметы для выбора, право ученика посещать неск. Школ, своб-но перемещ-ся по классу. Нет строго очерч-ого врем-и для опр. видов занятий. Т. счит., что главю понятие – обр-е, отрицая восп-е как таковое. Ср-вавосп-я – роль семьи, религии, иск-ва, пример род-ля. При работе с детьми д.б. гуманное отнош. к ним; применяя метод экспер-та, лаб.раб., экскурсии, рассказ, сочин-я, былины. Написал уч. книги для детей: «Азбука», «Нов.азбука», книги для чтен.(«Рус.книги для чтен.»). Много разраб. применит-но к метод-кенач.кл. Первое место – принцип акт-ти детей, скептически относ-ся к принципу нагляд-ти. Одобрил принц.доступ-ти. Уч. мат-л д.б. связан с жинью, опир-ся на жизн. опыт. Важн. условие – знание лич-тиреб.

23. Преобр-ия в обл. просвещения 1917-1920г

-1917 – дикрет «Об учр-ии гос. комиссии по Просвещению» Луначарский – глава комиссии Гл задача: проект новых законов по реорг-ции обр-ия (всеобщность нач. обр-я,  отлучение дух-ва, демократизация, учет нац. особенностей) Передача обр-ия из дух-ва в ведение нар. комиссариатов по просв-ю.

Затем церковь отд-ся от гос-ва, свобода религии, шк отд-ся от церкви.

-1918 – введение новой  орфографии. Задачи о ликвидации безграмотности (с8 до 50 лет обучаться грамоте; об-во «Долой безгр-ть»

-1918 – Положение о един. труд. шк(ЕТШ):

  -сост. из 2 ступеней ( 5лет+4года)

  - обязат и бесплатное совм. об-ие детей

  -выборность работников  шк

  -орг-ция уч. самоупр-я

  -дз нет, нет экзменов

  -уважение к личности  ребенка

Пути строительства ЕТШ:

1.беспл общее и политех обр-ие до 17лет

2.сист. дошк. обр-ия

3.Принципы: препод-ие на род. яз., освобождение от религии, совм. обуч., связь обуч. с жизнью)

4.подготовка новых кадров  работников просв-я

5.гос помощь просвещению

1920г Типы школ:

1.нач шк 1 ступени(4г)

2.семилетняя шк(3г)

3.шк 2 ступени(9)

4.фабрично-заводские семилетки,5.шк крест. молодежи,6.фабрично-завод ученичества,7.Рабфак

Методы акт обучения: проблемный, иссл-й, проектный, эврист, лабор., экскурс., дальтоплан(дьюи: свобода выбора занятий , уч-ль – советчик, лаборатории, 1 час – кол. работа, ост- самост.) бригадно-лаб. метод

 

 

24.Проблемы дидактики  1920-1940х

Установлена 7ми летняя шк(4+3); техникум как форма проф. обучения(4г)

Типы школ:

1.нач шк 1 ступени(4г)

2.семилетняя шк(3г)

3.шк 2 ступени(9)

4.фабрично-заводские семилетки

5.шк крест. молодежи

6.фабрично-завод ученичества

7.Рабфак

Уч. маи-л располагался по 3 колонкам:

1.природа и чек

2.труд

3.об-во

Сводные предметы «Деревня», «Охрана природы»

Шк-к стал рассм-ся не только как субъект, но и как акт, самостоятельно мыслящий субъект уч-позн. д-ти.

Цель уч пр-са – не только постижение жизни, но и ее преобразование.

Крупская считала, что иссл. метод пробужд. глубокий интерес к окр. природе, стремления осмыслить окр. явл-я; трудовое обучение, принцип политехнизма в обр-ии, связь обучения с обр. трудом. Нужно учить детей правильному межлич. общению

работы КРУПСКОЙ «Нар. обр-ие и демократия», «Колл. опыт учительства» «К вопросу о прогах» «о политех обр-ии»

Методы акт обучения: проблемный, иссл-й, проектный, эврист, лабор., экскурс., дальтоплан(дьюи: свобода выбора занятий , уч-ль – советчик, лаборатории, 1 час – кол. работа, ост- самост.) бригадно-лаб. метод

25. Видные деятели  педагогической мысли (Луначарский,  Крупская, Шацкий).

Луначарский Анатолий Васильевич советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930)

У Фихте Анатолий Луначарский нашел  конкретного адресата гуманистического призыва Песталоцци «учить всех»  в лице национального государства. Фихте сформулировал объект воспитания: национальное целое — народ, конкретизируя  представления Канта и Песталоцци о задаче воспитания рода человеческого  в целом, добавив при этом, что  любовь к нации и вера в нацию  соединяет не только с национальным целым, но и со всем родом человеческим. Период пребывания Луначарского на посту  наркома просвещения отмечен  наибольшим вниманием к этнокультурным особенностям российского общества. Им будут заложены основы для развития национальных систем образования многих народов СССР. Анатолий Луначарский  был единственным наркомом просвещения, считавшим себя русским наркомом, который не в праве решать за наркома просвещения украинского, татарского, иного другого. После его ухода такие представления о равной значимости культур, их уникальности будут искоренены из политической практики.

Педагогические установки. Анатолий Луначарский способствовал деятельности петроградской группы реформаторов, стремившихся сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания. Благодаря ему российская школа в 20-е годы многие учебные предметы преподавала по дореволюционным, так называемым «игнатьевским» программам. Он не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа», а К. Маркс был далек от признания производительного труда в ней как экономической необходимости для страны.

В принципах руководства культурной сферой Луначарский пытался реализовать  идею П. Наторпа о том, что государство должно управляться советами специалистов, реализовывать социализм не массы, а науки и разума, не механически-политический, а органически корпоративный социализм. Это, по Луначарскому, и есть противоположность бюрократическому механизму абсолютистского государства.

Конечно, эти идеи Анатолию Луначарскому реализовать не удалось. Однако их присутствие  в его мировоззрении и мировосприятии и делает его одной из самых  противоречивых фигур в большевистском руководстве, наиболее подверженной критике  со всех сторон. Но именно его избрал адресатом своих знаменитых писем  В. Короленко, ибо понимал — Луначарский  один из немногих, способных понять их содержание.

КРУПСКАЯ Надежда  Константиновна (1869-1939). Профессиональная революционерка, государственный и партийный деятель. Почетный член Академии наук СССР (1931). Жена (с июля 1898 г.) и соратница Ленина.

Огромный вклад в строительство  советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская  программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма.

Информация о работе История педагогики