История педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка

Описание работы

Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

Файлы: 1 файл

ist_ped_12 (2).docx

— 134.51 Кб (Скачать файл)

В книге «Родит. педагогика» Сухомлинский проводит 7 бесед:

1. К МАТЕРИНСКОМУ  И ОТЦОВСКОМУ ДОЛГУ ЧЕЛОВЕКА  НАДО ГОТОВИТЬ ЧУТЬ ЛИ НЕ  С КОЛЫБЕЛИ — ВОТ В ЧЕМ  ПРОБЛЕМА(он говорит о том, что к браку, материнству и отцовству молодым людям нужно быть готовыми, а затем готовить к этому своих детей. «долг- та атмосфера, в кот надо воспитывать детей»)

2. О ГРАЖДАНСКОЙ  И МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕй («дети- счастье, созд. вашим трудо» Иногда нужно взять на работе отпуск и заняться детьми. Предприятие потеряет 100 рублей, зато об-во не потеряет человека)

3. ВИДЕНИЕ  СОБСТВЕННОГО НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА(если родителя любят др др, то у ребенка мир о покой на душе)

4. ЧТО ВОЗВЫШАЕТ  ВАС В ГЛАЗАХ ВАШИХ ДЕТЕЙ(«дети должны видеть высший смысл вашей жизни в посеве того зерна, из кот. вырастет буйная поросль челю счастья». Все для людей, все во имя счастья чека)

5. БЕРЕГИТЕ  В ДУШЕ РЕБЕНКА ВЕРУ В ВЫСОКОЕ,  ИДЕАЛЬНОЕ, НЕЗЫБЛЕМОЕ(если мать и отец живут в согласии, то для ребенка откр-ся вера в чел. красоту, душевное спокойствие. «берегите бесценное богатсво семейной жизни – взаимную любовь»)

6. Умейте беречь  и уважать, возвеличивать и  усовершенствовать человеческую  любовь - самое тонкое и самое  капризное, самое нежное и самое  сильное, самое хрупкое и самое  крепкое, самое мудрое и самое  благородное богатство человеческого  духа.

7. МОРАЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТИ СЕМЬИ(Мудрость родит. пед-ки заключ-ся в том, чтобы наши дети были тверды и суровы в требованиях к самим себе. Чел. взаимоотн – самое главное богатство семьи)

32. Вопросы семейного воспитания  и семейной педагогики в трудах  отеч. и заруб педагогов

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

КОМЕНСКИЙ:»Материнская шк». В ней закл-ся основы физ, нрав., и умств. развития детей. Кормление молоком матери. Нужно давать детям бегать, резвиться. Родители не дожны мешать детским играм. Нужно не только учить детей «знать,» но и «действовать» и «говорить2» До 3 лет детей нужно учить правилоно произносить звуки и слова.. Идея всеобщего обучения на родном языке. Мать, глубоко понимая своего ребенка,  под рук-вом педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в сист. коллективного в-я без участия матери

Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги)

.ДЖ. ЛОКК «Мысли о в-ии»

- Обучение на родном языке.

- Ребенок получает образование дома, т. к. в школе собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого состояния».

- Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование.

ПЕСТАЛОЦЦИ:  «Книга для  матерепй» Мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, Поэтому она может правильно восп-ть его с младенчества. Мать знакомит ребенка с предметами – наглядность.  Семейные пришкольные классы – для дошкольников.

ЛЕСГАФТ «Сем. восп-ие» условия для развития ребенка:

-атмосфера любви

-высоконравственный воспитатель,  который учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела

- Регулярный радостный  общественно полезный труд в  присутствии ребенка. 

- Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр. 

-  Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой.

- Принцип постепенности  и последовательности. Воспитатель  должен постоянно следить за  тем, чтобы ребенок брался только  за те дела, которые в данное  время для него посильны.

-  Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил

П.Ф.КАПТЕРЕВ «Энциклопедия  сем. воспитания и обучения»

-Основа сем воспитания  – первые 3-4 года самые важные  для воспит. пр-са

-Сем уклад основан на  интересе всех членов семьи

-Игра – важнейшее явление  в дет. жизни

-Нрав. и физ закаливание

-Порядок в семье

-Авторитет родителей необходим

УШМНСКИЙ: Мать – 1ая естеств. воспитательница. Родители должны сознательно подходить к воспитат. делу, иметь пед. знания. Рордители должны вникать в дух. жизнь ребенка, переживать вместе с ним.

А,С.МАКАРЕНКО «Лекция о восп-ии детей», «Книга для родителей»

-родители обл. равными  правами, воспитывать легче, чем перевоспитывать -искренний, серьезный и простой тон в восп-ии

Род. авторитет: Ложный( авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, любви, дружбы, доброты, подкупа) Действительный (основан на гражд. д-ти родителей, на их гражд. чув-ве, знании жизни ребенка, помощи ему, отв-ти за его воспитание; авторитет знания, помощи, ответственности) -игра – подготовка к труду; -дисциплина – рез-т в-ия, режим – ср-во в-ия; -половое в-ие в период пол. созревания;  в-ие культурных навыков

В.А.СУХОМЛИНСКИЙ «Сердце отдаю детям», «Родит. педагогика»

На моральном здоровье семьи строится пед мудрость шк;- к материнству и оцовству нужно готовить с детства; -чел. взаимоотн – ядро

-умение жить в браке  – умение упр-ть своими желаниями;  -родители воспитывают детей своими взаимоот-ми

33.Состояние и  перспективы развития образования  на Брянщине.

1778 Севск – центр, Севская дух. семинария

1786 – обр-ся светские уч. зав.

1789 – Брянское нар. училище

1815 – Брянск попадает  в Мск округ – шк кантонистов – мальчики солдатских семей

1877 – 1ая мужская 4-х  классная прогимназия, через 4 года – жен. прогимназия

1930 – Новозыбковский пед институт

1976 – переезд в Брянск  Брянского Гос. пед института (И.Г. Петровский – ректор МГУ, математик)

Лицей №1 им Пушкина. Статус муниципального городского многопрофильного лицея получил в 1990 году в ответ на образовательные потребности населения областного центра. Глубокие знания, высокая культура, нравственное поведение - смысл деятельности лицея.

Здесь каждому открывается  путь к успеху: научные ученические  общества, творческие клубы, фестивали, праздники, экскурсии, проектная и  исследовательская работа - все направленно  на обучение и воспитание детей в  интересах личности, общества и государства.

Разработана программа «Одаренные дети», намечены мероприятия по реализации программы в соответствии с концепцией «Наша новая школа». Создан банк данных одаренных детей. Для одаренных  детей выстраиваются индивидуальные траектории развития, обеспечивающие наиболее полное раскрытие их способностей и одаренности.

В 2005 году создана ассоциация непрерывного образования, которую  возглавляет ректор БГУ Андрей Викторович Антюхов.

34. Прблема учителя в истории пед. мысли

СОКРАТ учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.

КОМЕНСКИЙже требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

КАНТ. Учитель должден развивать в ребенке дисциплину, т.е. уничтожать дикость. Наказание учителя должно быть нравственным: ребенку, совершившему серьезный поступок, можно отказать в лдюбви, уважении – на время

ДИСТЕРВЕГ. Учитель должен укреплять волю, формир-ть хар-р уч-ся. Ему необходимо твердо и неуклонно проводить воспит. принципы; постоянно работать над собой; иметь твердый хар-р; быть строгоим, требовательным, справедливым; быть истинным гражданингом и иметь прогресс. убеждения и гражд. мужество.

УШИНСКИЙ. Учитель должен бвть н только преподавателем, но и воспитателем. Он должен любить профессию, относиться с чув-вом ответственности к в-ию, быть образованным чеком, знать псих-ю и пед-ку, обладать пед мастерством и пед. тактом.

МАКАРЕНКО, Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ. Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации"

 

35.Развитие идеи гуманизации в истории педагогики.

Гуманизация – очеловечивание воспит. отн-й, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, на развитие его инд-ти

ЛИЧНОСТЬ(центр),  свобода выбора, самоактуализация(выраж. чеком своих спосоюностей) права, индивидуальность, партнерство, диалог, тв-во

КОМЕНСКИЙ: идея всеобщего, общечел. воспитания; самоценность чека, ду-нрав. напрвленность развития личности; Главное основание нрав-ти – практич. д-ть ребенка. В-ие помогает ребенку определиться в его нрав. позиции. Целостное развитие природныъ сил и способностей ребенка в нравственно здоровой и духовно оогатой среде.

РУССО: Нужно орг-ть жизнь ребенка в усл, наиб естественных для свлюлдного проявления его при. сил

ПЕСТАЛОЦЦИ: основа гуманного воспитания – в укладе нар. жизни, в нар. яз., в общ. среде, в кот. живет ребенок. Шк должна ориентироваться на самоопределение ребенка в окр среде. «Лингард и Гертруда»

ДИСТЕРВЕГ: кажд. чек- индивидуум. Сочетание культуросообр-ти и природосооб-ти в в-ии.. Обучение как приобретене свободного самосознания

ТОМАС МОР: идея гармонического сочетания физ. и умств. труда, идея всеобщго обучения, равенства обр-ия м и ж, обучение на род. языке, соединение обучения с трудом, самообразование взрослых

Т.КАМПАНЕЕЛЛА «г. Солнца» : умств. обр-ие сочет-ся с физ. и нрав.-эстетич., с участием детей в труде, наглядность обучения

«по второму и до 3 г  дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов. До седьмого года они ходят босиком и с  непокрытой головой. Их водят в мастерские к сапожникам, пекарячм, кузнецам, живописцам»

Ф.РАБЛЕ:: защита реал, практически полезных знаний, акт. и нагляднгсть методов обучения, гарм. развитие детей, сочет. нрав., физ. и эстет. в-я с науч. знаниями;   Наблюдение за небом, повтор заданных уроков с учителем. «Он отвечал их наизусть и тут же старался применить их с к-либо случаем жизни»

М.МОНТЕНЬ «Опыты»: сторонник развивающего обр-ия, кот способствует выработке самост. мышления, приучает к крит. анализу.; за внимат. отн-ие к детям. «Восп-тель ребенка должен считаться с душ. склонностями ребенка, предоставить ему возможность проявлять эти склонности» «Откажитесь от насилия и принуждения» «Пусть его (ребенка) душе будет привита благородная любознательность, пусть он осведомляется обо всем без исключения»

УШИНСКИЙ:идея общечел и нац. хар-ра  нар. шк Учитель должен указать ребенку дорогу добра на личном примере. Свободный, творчески труд ребенка

ВЕНТЦЕЛЬ – опора на  своб активность ребенка, его самодеятельность. Соц окружение ребенка должно настраивать его на доброту Дом свободного ребенка – равноправие справедливость, взаимное уважение и братская лбовь.

ШАЦКИЙ колония «Добрая жизни», опытная станция Наркомпроса – воспитывает путем каждодневной радости, уверенности в себе, собственном развитии

СУХОМЛИНСКИЙ Павлышевская шк.. В-ие гражданственности и гуман. мировоззрения. Обогащение учеников опытом борьбы зf нрав. идеалы, развитие гражд, интеллект., и творч. акт-ти шк-в.. Воспит. пр-сс как образ жизни уч-ка

АМОНАШВИЛИ «Здравствуйте, дети!» «Размышления о гумм. пед-ке» Любить, понимать ребенка, оптимист. отнош-е к нему, уважение личности ребенка, терпение

36. Осн. тенденции развития мир. сист. обр-ия.

1.Демократизация обр-ия

-разгосударствление шк

-децентрализация упр.  обр-ем(растет админ., финн., пед автономия)

-участие местной власти  в разв. обр-ия

-самост. выбор стратегии развития обр. учр.

-право педагога на ТВ-во

-право уч-ся на выбор  шк

2.Вариативность и альтернативность  обр-я (гос. и негос. обр-ия)

3.Народность обр

4.Открытость обр

5.Гуманизация обр

6.Гуманитаризация обр

7.Дифференциация обр

8. Развивающий, деятельностый хар-р

9.Непрерывность обр-я

Роль обр-я в совр. России

1.з Рф «об обр-ии» 2012

2.Концепция долгосроч. соц-эконом развития РФ 2008

-Обр-ие – основа эконом роста, соц развития об-ва, фактор благополучия граждан и безопасности страны.

Информация о работе История педагогики