Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:03, шпаргалка
Предмет, методологическая основа, функции и задачи курса «Истор.пед. и образования»
Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.
Предмет педагогики
Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.
В книге «Родит. педагогика» Сухомлинский проводит 7 бесед:
1. К МАТЕРИНСКОМУ И ОТЦОВСКОМУ ДОЛГУ ЧЕЛОВЕКА НАДО ГОТОВИТЬ ЧУТЬ ЛИ НЕ С КОЛЫБЕЛИ — ВОТ В ЧЕМ ПРОБЛЕМА(он говорит о том, что к браку, материнству и отцовству молодым людям нужно быть готовыми, а затем готовить к этому своих детей. «долг- та атмосфера, в кот надо воспитывать детей»)
2. О ГРАЖДАНСКОЙ И МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕй («дети- счастье, созд. вашим трудо» Иногда нужно взять на работе отпуск и заняться детьми. Предприятие потеряет 100 рублей, зато об-во не потеряет человека)
3. ВИДЕНИЕ
СОБСТВЕННОГО НРАВСТВЕННОГО
4. ЧТО ВОЗВЫШАЕТ ВАС В ГЛАЗАХ ВАШИХ ДЕТЕЙ(«дети должны видеть высший смысл вашей жизни в посеве того зерна, из кот. вырастет буйная поросль челю счастья». Все для людей, все во имя счастья чека)
5. БЕРЕГИТЕ
В ДУШЕ РЕБЕНКА ВЕРУ В ВЫСОКОЕ,
6. Умейте беречь
и уважать, возвеличивать и
усовершенствовать
7. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ(Мудрость родит. пед-ки заключ-ся в том, чтобы наши дети были тверды и суровы в требованиях к самим себе. Чел. взаимоотн – самое главное богатство семьи)
32.
Вопросы семейного воспитания
и семейной педагогики в
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
КОМЕНСКИЙ:»Материнская шк». В ней закл-ся основы физ, нрав., и умств. развития детей. Кормление молоком матери. Нужно давать детям бегать, резвиться. Родители не дожны мешать детским играм. Нужно не только учить детей «знать,» но и «действовать» и «говорить2» До 3 лет детей нужно учить правилоно произносить звуки и слова.. Идея всеобщего обучения на родном языке. Мать, глубоко понимая своего ребенка, под рук-вом педагога может лучше развить способности ребенка, чем педагог в сист. коллективного в-я без участия матери
Платон принижает роль семейного воспитания: он считает, что государство должно контролировать браки, дети вскармливаться общественными кормилицами в государственных воспитательных домах, воспитываться с 3-6 лет воспитательницами, с 7 лет посещать единообразные государственные школы. Образование должно осуществляться под контролем государства. В Академии, которой руководил Платон, преподавались математика, диалектика, астрономия, естествознание, использовались разнообразные методы (беседы, споры, диалоги)
.ДЖ. ЛОКК «Мысли о в-ии»
- Обучение на родном языке.
- Ребенок получает образование дома, т. к. в школе собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого состояния».
- Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование.
ПЕСТАЛОЦЦИ: «Книга для матерепй» Мать лучше всех способна постигнуть, что чувствует ее ребенок, Поэтому она может правильно восп-ть его с младенчества. Мать знакомит ребенка с предметами – наглядность. Семейные пришкольные классы – для дошкольников.
ЛЕСГАФТ «Сем. восп-ие» условия для развития ребенка:
-атмосфера любви
-высоконравственный
- Регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка.
- Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр.
- Гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок, музыки, песен должно сменяться физическими упражнениями, играми, работой в саду, занятия сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы — рисованием, лепкой.
- Принцип постепенности
и последовательности. Воспитатель
должен постоянно следить за
тем, чтобы ребенок брался
- Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел — значит освоил
П.Ф.КАПТЕРЕВ «Энциклопедия сем. воспитания и обучения»
-Основа сем воспитания – первые 3-4 года самые важные для воспит. пр-са
-Сем уклад основан на интересе всех членов семьи
-Игра – важнейшее явление в дет. жизни
-Нрав. и физ закаливание
-Порядок в семье
-Авторитет родителей необходим
УШМНСКИЙ: Мать – 1ая естеств. воспитательница. Родители должны сознательно подходить к воспитат. делу, иметь пед. знания. Рордители должны вникать в дух. жизнь ребенка, переживать вместе с ним.
А,С.МАКАРЕНКО «Лекция о восп-ии детей», «Книга для родителей»
-родители обл. равными правами, воспитывать легче, чем перевоспитывать -искренний, серьезный и простой тон в восп-ии
Род. авторитет: Ложный( авторитет подавления, расстояния, чванства, педантизма, любви, дружбы, доброты, подкупа) Действительный (основан на гражд. д-ти родителей, на их гражд. чув-ве, знании жизни ребенка, помощи ему, отв-ти за его воспитание; авторитет знания, помощи, ответственности) -игра – подготовка к труду; -дисциплина – рез-т в-ия, режим – ср-во в-ия; -половое в-ие в период пол. созревания; в-ие культурных навыков
В.А.СУХОМЛИНСКИЙ «Сердце отдаю детям», «Родит. педагогика»
На моральном здоровье семьи строится пед мудрость шк;- к материнству и оцовству нужно готовить с детства; -чел. взаимоотн – ядро
-умение жить в браке – умение упр-ть своими желаниями; -родители воспитывают детей своими взаимоот-ми
33.Состояние и
перспективы развития
1778 Севск – центр, Севская дух. семинария
1786 – обр-ся светские уч. зав.
1789 – Брянское нар. училище
1815 – Брянск попадает в Мск округ – шк кантонистов – мальчики солдатских семей
1877 – 1ая мужская 4-х классная прогимназия, через 4 года – жен. прогимназия
1930 – Новозыбковский пед институт
1976 – переезд в Брянск Брянского Гос. пед института (И.Г. Петровский – ректор МГУ, математик)
Лицей №1 им Пушкина. Статус муниципального городского многопрофильного лицея получил в 1990 году в ответ на образовательные потребности населения областного центра. Глубокие знания, высокая культура, нравственное поведение - смысл деятельности лицея.
Здесь каждому открывается путь к успеху: научные ученические общества, творческие клубы, фестивали, праздники, экскурсии, проектная и исследовательская работа - все направленно на обучение и воспитание детей в интересах личности, общества и государства.
Разработана программа «Одаренные
дети», намечены мероприятия по реализации
программы в соответствии с концепцией
«Наша новая школа». Создан банк
данных одаренных детей. Для одаренных
детей выстраиваются
В 2005 году создана ассоциация непрерывного образования, которую возглавляет ректор БГУ Андрей Викторович Антюхов.
34. Прблема учителя в истории пед. мысли
СОКРАТ учитель, в живой диалогической беседе совместно с учениками ищущий истину (истина познается в споре). Искусство учителя — ведение беседы, постановка вопросов, помогающих в поиске истины, в образовании ясного представления об истинно нравственном. С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании.
КОМЕНСКИЙже требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному". [2, с. 156] Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".
КАНТ. Учитель должден развивать в ребенке дисциплину, т.е. уничтожать дикость. Наказание учителя должно быть нравственным: ребенку, совершившему серьезный поступок, можно отказать в лдюбви, уважении – на время
ДИСТЕРВЕГ. Учитель должен укреплять волю, формир-ть хар-р уч-ся. Ему необходимо твердо и неуклонно проводить воспит. принципы; постоянно работать над собой; иметь твердый хар-р; быть строгоим, требовательным, справедливым; быть истинным гражданингом и иметь прогресс. убеждения и гражд. мужество.
УШИНСКИЙ. Учитель должен бвть н только преподавателем, но и воспитателем. Он должен любить профессию, относиться с чув-вом ответственности к в-ию, быть образованным чеком, знать псих-ю и пед-ку, обладать пед мастерством и пед. тактом.
МАКАРЕНКО, Воспитатель — это, прежде всего член коллектива, а потом уже наставник, старший товарищ. Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации"
35.Развитие идеи гуманизации в истории педагогики.
Гуманизация – очеловечивание воспит. отн-й, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, на развитие его инд-ти
ЛИЧНОСТЬ(центр), свобода выбора, самоактуализация(выраж. чеком своих спосоюностей) права, индивидуальность, партнерство, диалог, тв-во
КОМЕНСКИЙ: идея всеобщего, общечел. воспитания; самоценность чека, ду-нрав. напрвленность развития личности; Главное основание нрав-ти – практич. д-ть ребенка. В-ие помогает ребенку определиться в его нрав. позиции. Целостное развитие природныъ сил и способностей ребенка в нравственно здоровой и духовно оогатой среде.
РУССО: Нужно орг-ть жизнь ребенка в усл, наиб естественных для свлюлдного проявления его при. сил
ПЕСТАЛОЦЦИ: основа гуманного воспитания – в укладе нар. жизни, в нар. яз., в общ. среде, в кот. живет ребенок. Шк должна ориентироваться на самоопределение ребенка в окр среде. «Лингард и Гертруда»
ДИСТЕРВЕГ: кажд. чек- индивидуум. Сочетание культуросообр-ти и природосооб-ти в в-ии.. Обучение как приобретене свободного самосознания
ТОМАС МОР: идея гармонического сочетания физ. и умств. труда, идея всеобщго обучения, равенства обр-ия м и ж, обучение на род. языке, соединение обучения с трудом, самообразование взрослых
Т.КАМПАНЕЕЛЛА «г. Солнца» : умств. обр-ие сочет-ся с физ. и нрав.-эстетич., с участием детей в труде, наглядность обучения
«по второму и до 3 г дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов. До седьмого года они ходят босиком и с непокрытой головой. Их водят в мастерские к сапожникам, пекарячм, кузнецам, живописцам»
Ф.РАБЛЕ:: защита реал, практически полезных знаний, акт. и нагляднгсть методов обучения, гарм. развитие детей, сочет. нрав., физ. и эстет. в-я с науч. знаниями; Наблюдение за небом, повтор заданных уроков с учителем. «Он отвечал их наизусть и тут же старался применить их с к-либо случаем жизни»
М.МОНТЕНЬ «Опыты»: сторонник развивающего обр-ия, кот способствует выработке самост. мышления, приучает к крит. анализу.; за внимат. отн-ие к детям. «Восп-тель ребенка должен считаться с душ. склонностями ребенка, предоставить ему возможность проявлять эти склонности» «Откажитесь от насилия и принуждения» «Пусть его (ребенка) душе будет привита благородная любознательность, пусть он осведомляется обо всем без исключения»
УШИНСКИЙ:идея общечел и нац. хар-ра нар. шк Учитель должен указать ребенку дорогу добра на личном примере. Свободный, творчески труд ребенка
ВЕНТЦЕЛЬ – опора на своб активность ребенка, его самодеятельность. Соц окружение ребенка должно настраивать его на доброту Дом свободного ребенка – равноправие справедливость, взаимное уважение и братская лбовь.
ШАЦКИЙ колония «Добрая жизни», опытная станция Наркомпроса – воспитывает путем каждодневной радости, уверенности в себе, собственном развитии
СУХОМЛИНСКИЙ Павлышевская шк.. В-ие гражданственности и гуман. мировоззрения. Обогащение учеников опытом борьбы зf нрав. идеалы, развитие гражд, интеллект., и творч. акт-ти шк-в.. Воспит. пр-сс как образ жизни уч-ка
АМОНАШВИЛИ «Здравствуйте, дети!» «Размышления о гумм. пед-ке» Любить, понимать ребенка, оптимист. отнош-е к нему, уважение личности ребенка, терпение
36. Осн. тенденции развития мир. сист. обр-ия.
1.Демократизация обр-ия
-разгосударствление шк
-децентрализация упр. обр-ем(растет админ., финн., пед автономия)
-участие местной власти в разв. обр-ия
-самост. выбор стратегии развития обр. учр.
-право педагога на ТВ-во
-право уч-ся на выбор шк
2.Вариативность и
3.Народность обр
4.Открытость обр
5.Гуманизация обр
6.Гуманитаризация обр
7.Дифференциация обр
8. Развивающий, деятельностый хар-р
9.Непрерывность обр-я
Роль обр-я в совр. России
1.з Рф «об обр-ии» 2012
2.Концепция долгосроч. соц-эконом развития РФ 2008
-Обр-ие – основа эконом роста, соц развития об-ва, фактор благополучия граждан и безопасности страны.