История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем. Такая направленность использования исторического опыта становления профессионального образования соответствует объективному подходу к осмыслению социально-экономических, социально-культурных, ментальных, теоретикометодологических, организационно-педагогических и других условий его развития (эти вопросы освещены в работах Е.П. Белозерцева, П.Л. Атутова, С.Я. Батышева, Ю.В. Громыко, О.В. Долженко, В.К. Розова, В.Н.Сагтовского, В.А. Сластёнина и др.). Аксиологический, культурологический, формационный, цивилизационный подходы позволяют выделить объективные (существующие независимо от сознания и воли человека) условия становления профессионального образования. А субъектнодеятельностный фактор - это изменения, происходящие в профессиональном образовании, деятельность его субъектов, приводящая к названным изменениям. Деятельность этих субъектов демонстрирует совокупность их ценностных предпочтений (аксиологическая доминанта), отношение к другим субъектам данной системы и к другим способам ее преобразования. В этой связи задачу, связанную с пониманием сущности профессионального образования, особенностей его становления и развития, можно решить, рассмотрев деятельность его субъектов в конкретной исторической ситуации. Совокупность данных подходов создает предпосылки для выявления тенденций, закономерностей, условий, направлений для изучения становления и развития (генезиса) профессионального образования не только по хронологическому принципу, но и по этапам этого генезиса. Это позволяет выделить пять периодов становления и развития профессионального образования: первый — XVII в. —1917 г.; второй — 1917—1940 гг.; третий — 1941 — 1945 гг.; четвертый — 1945—1970 гг.; пятый — 70 — 90-е гг. XX- начало XXI в.

Первый период: XVII в. —1917 г.

Профессиональное образование зарождается, когда заметно в целом оживляется сфера умственной деятельности в России, расширяется круг хорошо образованных людей. Бурные события XVII в. привели в движение огромные, до тех пор малоподвижные массы людей, стремящихся к научным знаниям.

Еще Борис Годунов стремился к тому, чтобы в России были не только школы, но и университеты, где бы молодые русские люди учили европейские языки и различные науки. Но тогда дело ограничилось отправкой нескольких человек на учебу во Францию, Англию, Голландию для изучения иностранных языков. Идея создать систему высшего образования была в начале XVII в. еще не востребована в России, а к концу столетия обстановка изменилась, и названная идея стала постепенно осуществляться. Симеон Полоцкий (1629— 1680), воспитатель сыновей царя Алексея Михайловича, основал, например, в Москве Заиконоспасское духовное училище по западноевропейскому образцу с обучением на латинском языке и выступил инициатором создания первого в Москве общеобразовательного высшего учебного заведения (будущей Славяно-греко-латинской академии). В 1679 г. открылась греческая типографская школа при Московской типографии и возник ряд других учебных заведений, которые уже можно отнести к средним учебным заведениям.

По велению царя Федора Алексеевича его воспитатель Симеон Полоцкий составил «Привилегию» (Учредительную грамоту) упомянутой академии. Уже после смерти С. Полоцкого царь подписал ее в 1682 г.

В 1683 г. в Москву из Константинополя по приглашению патриарха Иоакима приехали два доктора Падуанского университета братья греки Иоанникий и Софроний Лихуды. В 1685 г. они открыли в Москве в монастырях (сначала в Благовещенском, а потом в Заиконоспасском) школы, в которых преподавание велось на греческом языке. В 1687 г. эти школы были преобразованы в Славяно-греко-латинскую академию, где преподавание велось на трех языках: славянском, греческом и латинском. Учебная программа в академии была обширной, академия складывалась в первую очередь как светская, профессиональная высшая школа, а не только как духовная. Здесь преподавали грамматику, пиитику, риторику, философию, богословие. Впоследствии ее выпускники (в том числе М.В.Ломоносов) стали специалистами, годными и на воинскую службу, и на медицинскую, и на церковную, и на гражданскую.

Так воплотилась в России идея создания высшего учебного заведения, из стен которого вышли многие видные духовные и государственные деятели, такие, например, как боярин Ф.М. Ртищев, князь В.В.Голицын (1643—1714), боярин А.С. Матвеев и др. Это были европейски образованные люди, радеющие о распространении научных знаний в России. Профессиональное образование в XVII в. носило черты прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства. Но, к сожалению, меры, предпринимавшиеся властями для развития профессионального образования, были довольно слабы, и такие цели еще не стали частью образовательной политики государства.

Великий реформатор Петр I, которому были крайне нужны люди, хорошо знающие морское, военное и инженерное дело, своим указом от 14 января 1701 г. основал в Москве Школу математических и навигационных наук, где воспитанники изучали алгебру, геометрию, навигацию, геодезию и т.д. Учебный план, составленный руководителем этой школы английским профессором Д.Д. Фарварсоном, а также влиятельным преподавателем Л. Ф. Магницким и утвержденный самим Петром I, убедительно свидетельствует о светском профессионально-образовательном характере этого учебного заведения. При Петре I открылись и другие учебные заведения, дававшие профессиональное образование: инженерная, артиллеристская, медицинская, геодезическая школы, а также горные училища при заводах и рудниках.

Таким образом, при Петре I, в начале XVIII в. в России сложилась следующая система профессионального образования: среднее образование — навигационная, инженерная и уже названные школы; высшее образование — Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет.

Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

Первые преемники Петра I проявляли равнодушие к профессиональному образованию. Уровень преподавания в учебных заведениях снизился, сократилась численность студентов. Однако государство не отказывалось от своей прежней роли в профессиональном обучении молодежи, в подготовке специалистов, необходимых для государственной службы. С 12 до 16 лет подростки должны были подготавливаться по арифметике и геометрии к будущему специальному образованию. В 16 лет они сдавали в

Сенате экзамен, а, по усмотрению Сената, с 16 до 20 лет они получали уже профессиональное обучение. Для обучения молодых людей создавались узкосословные учебные заведения.

Указом от 29 июля 1731 г. императрица Анна Иоанновна повелела, например, основать Шляхетский сухопутный кадетский корпус для подготовки дворянских детей не только к военной, но и к гражданской службе. Позднее был создан еще ряд закрытых учебных заведений. В 1752 г. был открыт Морской шляхетский корпус, 1759 г. — Пажеский корпус.

Когда на царский престол взошла Елизавета Петровна, дочь Петра I, положение в организации профессионального образования стало меняться. М.В.Ломоносову и В.К.Тредиаковскому поручили набирать студентов для университета. По замыслу М.В. Ломоносова, содержание учебного процесса, программы учебных курсов, а также решение всех дел, касавшихся студентов, должны были определяться преподавателями, конференцией профессоров. Императорский указ о создании Московского университета был подписан Елизаветой Петровной 12 января 1755 г., и она приняла его под свое покровительство.

В последующие годы был разработан еще ряд проектов о развитии профессионального образования в России. Они были подготовлены по указанию императрицы Екатерины II. В 1764 г. Ф.Г. Дильтей, приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения, представил императрице «План об учреждениях разных училищ для распространения разных наук и исправления нравов». Свои проекты устройства профессионального образования предложила также Комиссия об училищах и прозрений требующих, созданная по велению императрицы Екатерины II в составе учрежденной в 1767 г. комиссии по составлению нового Уложения, подготовившей четыре проекта: о нижних деревенских училищах, о нижних городских училищах, о средних училищах, об училищах для иноверцев. При Екатерине II были претворены в жизнь проекты И.И. Бецкого, который был виднейшим деятелем по устройству образования и воспитания на новых началах. В соответствии с идеями и планами И. И. Бецкого был организован ряд учебных заведений в Петербурге и Москве: Общество для благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре (1764 г.), такое же Общество для девиц мещанского сословия (1765 г.), воспитательное училище для мещан при Академии художеств (1764 г.). И.И. Бецкой хотел обучить людей, способных успешно проявить себя в различных областях жизни, в разнообразных искусствах и ремеслах, воспитывать граждан, полезных государству. В 1786 г. Екатерина II повелела открыть главные народные училища в 25 губерниях. В целом профессиональное образование в стране в период просвещенного абсолютизма сделало значительный шаг вперед.

В конце XVIII в. в Российской империи насчитывалось уже около 550 различных учебных заведений (в них обучались 62 тыс. учащихся), в том числе примерно 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и  столько же сословных закрытых учебных заведений.

В январе 1803 г. в России вступило в силу Положение об устройстве учебных заведений. Страна разделялась на шесть учебных округов, в каждом из которых открывался университет как высший научный и административный центр данного округа. В 1803 г. был открыт Виленский университет, в 1804 г. — Казанский и Харьковский университеты, в 1804 г. — Петербургский педагогический институт, ставший в 1816 г. Главным педагогическим институтом, а в 1819 г. — университетом. Учебные округа ведали также всеми частными учебными заведениями. Эта система способствовала тому, что к середине XIX в. в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища. В 20-х гг. XIX в. открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения. В 1822 г. начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832 г. — удельное земледельческое училище, в 1840 г. — Горогорецкое сельскохозяйственное училище и др.

В 30 —40-х гг. XIX в. Министерство государственного имущества создало ряд учебных ферм для подготовки «владельцев образцовых хозяйств» из молодых крестьян. Это были своеобразные низшие сельскохозяйственные школы, дававшие практические знания своим выпускникам.

Все возрастающие потребности общества в специалистах для промышленности и торговли заставили государство пойти на ряд новых мер. В 1839 г. одной из них стало создание реальных классов при гимназиях. В стране появились также волостные училища, подготавливавшие служащих низшей квалификации для государственной администрации: писарей, землемеров, помощников фельдшеров.

Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40 — 50х гг. XIX в., устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействуя развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища — гимназии с техническим уклоном.

В тот период были учреждены следующие учебные заведения технического профиля: 1810 г. — Петербургский институт инженеров путей сообщения, в 1828 г. — Петербургский технологический институтов 1830 г. — Московское ремесленное училище, в 1832 г. — училище гражданских инженеров, в 1835 г. — Константиновский межевой институт в Москве.

Важнейшей составляющей качества подготовки специалистов во второй половине XIX в. следует признать согласованность образовательных стандартов и учебных планов средних и высших учебных заведений. В 1871 г. вышел в свет «Сборник правил и подробнейших программ для поступления во все учебные заведения, мужские и женские, казенные и частные по всем ведомствам», который узаконил ступенчатый характер профессионального образования в России. Особенность профобразования в России тогда состояла в том, что стали открываться негосударственные высшие учебные заведения. Это было продиктовано необходимостью подготовки специалистов из числа одаренных женщин, поскольку дорога в университеты для них была закрыта. Первыми такими учебными заведениями стали Московские и Петербургские высшие женские курсы. Их выпускницы получили право преподавать в старших классах гимназий, в женских институтах.

В целом масштабы профессионального образования в стране в конце XIX в. возросли, но оно развивалось как государственная система. Анализ ее функционирования в то время убеждает в том, что общество диктовало необходимость принятия профессиональных образовательных стандартов в переломные периоды своего развития, и эти стандарты в значительной степени способствовали подготовке высококвалифицированных специалистов для экономики России.

В начале XX в. к категории профессионально-технических училищ относилось лишь 2151 учебное заведение (со 116093 учащимися): ремесленные, технические, художественнопромышленные, железнодорожные и горные училища. В 1910—1917 гг. их число увеличилось до 2500. Но круг специальностей в них был крайне узок. Для новых отраслей производства, в том числе для электротехнического, совершенно не подготавливали квалифицированных кадров, которых обучали по старинке путем длительного индивидуального ученичества и работы на производстве.

Все это свидетельствует о том, что русская дореволюционная техническая школа значительно отставала от требований промышленности и как бы застыла в рамках тех специальностей, которым обучали в 80 —90-е гг. XIX в. Большое разнообразие и значительное количество низших и средних технических школ и училищ, многие из которых существовали по своим особым уставам, затрудняет их классификацию. Однако основные технические учебные заведения можно условно разделить на следующие группы:

  • средние технические школы и училища для подготовки техников или ближайших помощников инженеров по руководству производством;
  • низшие технические школы и училища для подготовки младшего технического персонала, мастеров, механиков, машинистов и т. д. — железнодорожные, горные, мореходные училища, художественно-промышленные школы и ряд технических школ, имевших индивидуальные уставы;
  • ремесленные школы и училища, подготавливавшие квалифицированных рабочих, ремесленников и кустарей — ремесленные училища, школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, ремесленные учебные мастерские и ремесленные учебные заведения с особыми уставами.

Информация о работе История развития профессионального образования