История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Значительным развитием характеризуется процесс создания многоуровневых учебнопедагогических комплексов на базе средних (или высших и средних) педагогических учебных заведений с включением учреждений общего образования (школы, детские сады).

В настоящее время подготовка специалистов среднего звена осуществляется примерно по 255 специальностям, объединенным в 29 профессиональных групп. Каждая такая группа характеризуется родством профессий, принадлежностью к одной профессии или к близким профессиям.

Профессия — определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.

Понятие «специальность» можно рассматривать с различных сторон:

  1. постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии;
  2. совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач;
  3. направление подготовки в образовательном учреждении.

Получение образования по специальности - это овладение совокупностью знаний, умений и навыков, дающих возможность выполнять определенные профессиональные функции. Одинаковые по названию специальности могут быть и в высшей, и в средней специальной школе, но говоря о специальности, обычно указывают и квалификацию, например техник- технолог, инженер-технолог, инженер-экономист.

Квалификация— это уровень и вид профессиональной обученности, характеризующий возможности специалиста решать профессиональные задачи определенной сложности.

В рамках специальности могут быть выделены специализации. Специализация— это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной, узкой области профессиональной деятельности. Специализации создаются тогда, когда профиль специалиста слишком широк, а на конкретном этапе та или иная сфера производства испытывает потребность в специалистах более узкого профиля. Так, например, в специальности «Производство станков с программным управлением и роботов» специализация может быть представлена в виде производства разных категорий станков или роботов.

Сложившаяся в СССР система среднего профессионального образования, как справедливо утверждают Л.И. Мищенко, П.Е. Решетников, характеризовалась единством содержания образования для каждой специальности. Все средние специальные учебные заведения страны работали по единым учебным планам и программам, причем учебные планы и программы по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам утверждались Министерством высшего образования СССР, а учебные программы по специальным дисциплинам - отраслевыми министерствами и ведомствами по закрепленным за ними специальностям. Это позволило обеспечить единый уровень среднего профессионального образования по всей стране. Проблема соответствия содержания образования требованиям развития производства решалась путем периодического пересмотра учебных планов (в среднем один раз в семь-восемь лет), введения новых специальностей и специализаций. На определенном этапе такая система вступила в противоречие с необходимостью оперативного обновления содержания образования в соответствии с потребностями развития экономики и социальной сферы, дифференциации содержания с учетом региональных условий.

Новая парадигма образования, направленная на усиление ориентации образования на потребности личности, изменение требований со стороны экономики и социальной сферы, регионализация образования  обусловили необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки кадров.

В последние годы определились следующие основные направления развития содержания среднего профессионального образования (В.А. Сластенин и др.): совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования, дифференциация содержания, расширение гибкости и вариативности содержания, гуманизация и гуманитаризация содержания, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, информатизация содержания, преемственность содержания среднего профессионального образования с другими уровнями образования.

Необходимость повышения профессиональной мобильности специалистов технического профиля, расширения подготовки кадров среднего звена для сфер управления, сервиса, социального обеспечения предопределила совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования. Такая деятельность отражена в новом Классификаторе специальностей среднего профессионального образования. Были укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, в гуманитарно-социальной сфере, обеспечена сопоставимость специальностей среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе. В последующие годы Классификатор специальностей среднего профессионального образования совершенствовался путем введения новых специальностей по перспективным направлениям подготовки кадров.

Дифференциация содержания среднего профессионального образования проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам - базового и повышенного уровня.

Развитие гибкости и вариативности вызвано необходимостью совершенствования содержания образования с учетом интересов студентов, работодателей, перспектив развития экономики и социальной сферы регионов. Гибкость достигается за счет введения в программы учебных дисциплин дидактических единиц, обеспечивающих оперативное обновление содержания образования в соответствии с современным развитием науки, техники и культуры. Вариативность содержания образования создается посредством формирования национально-регионального компонента, введения специализаций, элективных и факультативных курсов.

Гуманизация и гуманитаризация содержания среднего профессионального образования, наиболее активно проявляющиеся в последние годы, обеспечивают формирование у специалистов целостного мировоззрения, интереса к решению социально-политических проблем.

Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний. В результате расширяется потенциальная сфера деятельности и повышается социальная защищенность выпускников.

Развитие содержания образования связано с его информатизацией, предусматривающей изучение будущим специалистом достижений в области информатики, ее средств и методов.

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии системного мышления у студентов, в формировании у них научной картины мира, умений научноисследовательской работы.

В условиях расширения академических свобод образовательных учреждений, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требований к уровню образованности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников средством формирования единого образовательного пространства является Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО). Он представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.

Введение государственных образовательных стандартов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования».

Основными документами, представляющими в средней профессиональной школе Государственный стандарт подготовки специалиста среднего звена, являются учебные планы и учебные программы.

Учебный план— нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалиста, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений учащихся. В учебном плане содержание обучения раскрыто в виде перечня учебных предметов и основных видов производственной практики. Учебный план составляется в соответствии с квалификационной характеристикой специальности, представленной в ГОС СПО по каждому профилю подготовки.

В каждом среднем специальном учебном заведении имеется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный (рабочий).

Базисный учебный план ссуза — это основной государственный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта рассматриваемого уровня профессиональной подготовки специалистов. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов учебных заведений и исходным документом для их финансирования.

Типовые учебные планы для ссузов носят обычно рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебные планы среднего профессионального учебного заведения составляются с соблюдением нормативного базисного учебного плана с учетом формы обучения (дневной, вечерней, заочной), уровня базовой подготовки (основной или в полном объеме общеобразовательной средней школы).

Специалисты выделяют два типа учебных планов ссузов:

  • собственно учебный план, разрабатываемый на основе базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретного среднего профессионального учебного заведения (в качестве учебного плана может быть принят один из типовых учебных планов по соответствующему профилю подготовки специалистов);
  • рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом профессионального учебного заведения ежегодно.

Во всех учебных планах, как и в Государственном стандарте среднего профессионального образования для повышенного и обычного уровней, выделяются федеральный (инвариантный уровень - ядро профессиональной подготовки данного направления) и национально-региональный (вариативный -дополнительные профили подготовки и специализации).

В таких планах учебные предметы в зависимости от их назначения объединены в блоки социогуманитарной, общепрофессиональной и специальной предметной подготовки. Выделен также специальный раздел «Производственная практика», который определяет основные этапы и виды производственной практики, их объемы и ориентировочные сроки проведения. Учитывая, что средние специальные учебные заведения должны обеспечить общеобразовательную подготовку на уровне полного объема общеобразовательной средней школы, в учебные планы для групп на базе второй основной ступени образования введен общеобразовательный цикл. В него входят те же учебные предметы, которые изучаются на третьей ступени полного среднего образования массовой общеобразовательной школы.

Специальная подготовка обеспечивается за счет блоков учебных предметов общепрофессиональной и специальной предметной подготовки и производственной практики. Назначение общепрофессионального блока учебных предметов - дать будущему специалисту фундаментальные знания в области профессиональной деятельности. В пределах одной профессиональной группы формируется единый общепрофессиональный блок, который включает в себя общенаучные (собственно общепрофессиональные) и управленческие группы учебных предметов. Общенаучные предметы дают основы знаний тех наук, на которые опираются специальные учебные предметы. Общепрофессиональные предметы дают основополагающие знания по профессии. Управленческие предметы являются общими для профессиональных групп и включают такие предметы, как «Экономика образовательного учреждения», «Экономика и маркетинг», «Менеджмент», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

В специальности в зависимости от широты ее профиля могут быть выделены специализации, в рамках которых осуществляется целевая подготовка специалистов с учетом конкретных нужд производства, отрасли. Специализации отражены в так называемой вариативной части учебного плана, которую разрабатывают непосредственно потребители специалистов - отраслевые министерства и ведомства.

Учебная программа— это нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения. Учебная программа состоит из трех основных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного предмета, и некоторых дополнительных: титульный лист, перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии), перечень курсовых работ (при наличии), перечень литературы и средств обучения.

Педагогическая технология процесса подготовки специалиста в условиях средней профессиональной школы, по мнению В. А. Сластенина и др., - это определенный способ реализации содержания профессионального образования, представляющий систему форм и методов обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей в рассматриваемой сфере профессионального образования. Реализация содержания обучения осуществляется в различных организационных формах обучения, которые призваны упорядочить учебный процесс. Организационные формы обучения— это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся. Применяя различные организационные формы обучения, преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу, которая по-разному может сочетаться в рамках отдельных организационных форм обучения, создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

Информация о работе История развития профессионального образования