Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат
Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.
Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61
Общеобразовательный цикл состоит из дисциплин гуманитарного и есте
Теоретический профессионально-технический ци
об основах современной техники
Основная цель профессионально-технического образования — подготовка учащихся к трудовой деятельности на определенном рабочем месте — обусловливает необходимость выделения среди предметов этой группы производственного обучения и теоретических дисциплин. Соотношение часов, отводимых учебным планом на теоретическое и производственное обучение, во многом зависит от характера профессии. Чем больше мыслительных функций предполагает труд рабочего, тем большее место в учебном плане должно занимать теоретическое обучение. Появление новой техники, технологии и организации производства проявляется в уменьшении доли труда, поэтому удельный вес производственного обучения в общем объеме учебного плана имеет тенденцию к уменьшению.
Учебный план является основным документом для разработки учебных программ. Учебная программа— это нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения. Учебная программа состоит из трех основных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного предмета, и некоторых дополнительных: титульный лист, перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии), перечень курсовых работ (при наличии), перечень литературы и средств обучения.
Система теоретического обучения в профтехучилище опирается на комплекс учебнометодических материалов и учебники. Учебник и учебное пособие — это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Они отражают теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности ученика (В.С. Безрукова).
Учебник выполняет в учебном процессе следующие функции: информационную, развивающую, системообразующую и самообразовательную. Учебники по техническим дисциплинам основываются на принципах: научности, доступности, систематичности, содержания материала высокой степени обобщения, политехнизмаи др. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.
Учебник как важнейшее дидактическое ср
Теоретический цикл дисциплин в учреждениях началь
Производственная практика учащихся проводится на предприятиях, в организациях, фермерских и других хозяйствах, для которых подготавливаются рабочие кадры и специалисты, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях.
Производственное обучение и производственная практика, также как и блок теоретической подготовки, имеют свой учебный план и учебные программы, формирующиеся с учетом Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (он устанавливает тариф — систему ставок, определяющих размер оплаты труда на государственных предприятиях) и данных квалификационной характеристики специалиста.
Производственная практика — важный фактор проверки эффективности всей образовательной системы учрежд
Организация педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования
Урок есть динамичная, постоянно меняющаяся, развивающаяся организационная
Учебный процесс в учреждениях начально
Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т. В. Кудрявцев).
В образовательном процессе методы обучения классифицируются по уровню развития самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, упражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).
Специфика изучения общетехнических и специальных
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование в России в настоящее время - это стабильно развивающийся, широко востребованный уровень, звено в системе непрерывного образования. Основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования в России является Программа развития среднего профессионального образования, представляющая собой конкретизацию и расширение Федеральной целевой программы развития образования в части среднего профессионального образования.
По данным статистики, в последние годы среднее профессиональное образование занимает все более значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: его имеют 22 % населения России (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием — 17 %). В настоящее время отмечается устойчивый конкурс в средние специальные учебные заведения.
Увеличилось разнообразие организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений. Сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования включает государственные (федерального подчинения и подчинения субъектов Российской Федерации), муниципальные и негосударственные учебные заведения. В настоящее время государственные учебные заведения федерального подчинения составляют 61 % от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений, государственные учебные заведения подчинения субъектов Российской Федерации - 38 %, муниципальные учебные заведения - 1 %. Активно развивается негосударственный сектор системы среднего профессионального образования.
Структура сети средних специальных учебных за
Анализ территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений показывает достаточную оптимальность их размещения. Подготовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках.
В Положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 160, п.8, выделяются два вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.
Техникум - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Колледж (37 % от общего числа учебных заведений) — это самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и обеспечивающее будущим специалистам повышенный уровень квалификации. Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями (Л.И. Мищенко, П.Е. Решетников).
Многофункциональность колледжей характеризуется реал
Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать образовательную работу с научно-исследовательской; давать более высокое, чем другие специальные средние учебные заведения, образование; по структуре образовательного процесса, формам и методам преподавания колледж приближается к вузу; что позволяет создавать научные комплексы «колледж-вуз», а студентам - после обучения в колледже поступать на второй или третий курс вуза.
Одним из направлений развития системы профессионального обра
В настоящее время функционирует более 160 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Такие подразделения сформированы как путем интеграции самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, так и в результате начала подготовки специалистов среднего звена в вузах. Примером крупного многоуровневого образовательного комплекса является Саратовский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского, который включает колледжи: радиоэлектроники, геологический, управления и сервиса.
Осуществляется интеграция средних специальных учебных за
Информация о работе История развития профессионального образования