История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Общеобразовательный цикл состоит из дисциплин гуманитарного и естественно-научного блоков. В гуманитарный входят история, русский язык, основы эстетики, основы правоведения; в естественно-научный — математика, физика, химия, астрономия, информатика, биология.

Теоретический профессионально-технический цикл дисциплин состоит из двух подциклов: общетехнического и специального.

  • В общетехнический входят материаловедение, основы экономики производства (отрасли), черчение, охрана труда. В этом блоке дисциплин закладываются знания

об основах современной техники и рациональной организации труда, формируют у учащихся активную позицию к достижениям в науке и технике, к внедрению этих достижений в производственный процесс.

  • Специальный блок профессионально-технических дисциплин включает все виды специальных дисциплин, соответствующих той или иной отрасли производства.

Основная цель профессионально-технического образования — подготовка учащихся к трудовой деятельности на определенном рабочем месте — обусловливает необходимость выделения среди предметов этой группы производственного обучения и теоретических дисциплин. Соотношение часов, отводимых учебным планом на теоретическое и производственное обучение, во многом зависит от характера профессии. Чем больше мыслительных функций предполагает труд рабочего, тем большее место в учебном плане должно занимать теоретическое обучение. Появление новой техники, технологии и организации производства проявляется в уменьшении доли труда, поэтому удельный вес производственного обучения в общем объеме учебного плана имеет тенденцию к уменьшению.

Учебный план является основным документом для разработки учебных программ. Учебная программа— это нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения. Учебная программа состоит из трех основных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного предмета, и некоторых дополнительных: титульный лист, перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии), перечень курсовых работ (при наличии), перечень литературы и средств обучения.

Система теоретического обучения в профтехучилище опирается на комплекс учебнометодических материалов и учебники. Учебник и учебное пособие — это информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Они отражают теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности ученика (В.С. Безрукова).

Учебник выполняет в учебном процессе следующие функции: информационную, развивающую, системообразующую и самообразовательную. Учебники по техническим дисциплинам основываются на принципах: научности, доступности, систематичности, содержания материала высокой степени обобщения, политехнизмаи др. Принцип политехнизма реализуется через изучение научных основ производства, наиболее распространенных технологических процессов, методов обслуживания и эксплуатации типового оборудования, через выявление общих тенденций развития промышленности.

Учебник как важнейшее дидактическое средство выступает в образовательной системе профтехобразования как основной источник знаний, как стимулятор самостоятельного поиска информации. Учебник наряду с учебной программой и учебным планом составляют основу содержания профессионально-технического образования.

Теоретический цикл дисциплин в учреждениях начального профессионального образования непосредственным образом связан с производственным обучением и производственной практикой, поскольку знания без умений сухи, а умения без знаний мертвы. Чтобы оживить процесс профессиональной подготовки в профессиональных училищах, производственное обучение осуществляют в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах (учхозы) учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных площадках и других объектах.

Производственная практика учащихся проводится на предприятиях, в организациях, фермерских и других хозяйствах, для которых подготавливаются рабочие кадры и специалисты, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях.

Производственное обучение и производственная практика, также как и блок теоретической подготовки, имеют свой учебный план и учебные программы, формирующиеся с учетом Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (он устанавливает тариф — систему ставок, определяющих размер оплаты труда на государственных предприятиях) и данных квалификационной характеристики специалиста.

Производственная практика — важный фактор проверки эффективности всей образовательной системы учреждений начального профессионального образования. Если она работает четко, целенаправленно и результативно, то показатели практических умений учащихся в ходе производственной практики высокие и стабильные.

Организация педагогического процесса в учреждениях начального профессионального образования реализуется во многом в таких же организационных формах, как и в общеобразовательной школе. Ведущей формой организации учебного процесса являются урок и различные его модификации (семинар, лекция, киноурок, лабораторные и практические занятия и др.).

Урок есть динамичная, постоянно меняющаяся, развивающаяся организационная форма учебного процесса. В его совершенствовании и повышении эффективности в системе начального профессионального образования можно выделить ряд аспектов:

  • устранение шаблона и стандарта в их проведении, применение уроков в учебном процессе, разнообразных по типу, содержанию и структуре;
  • включение (в учебный процесс) системы учреждений как важного средства активизации учебной деятельности учащихся и их технического мышления;
  • применение разнообразных способов учебной работы, повышающих уровень индивидуализации учебной деятельности;
  • повышение удельного веса самостоятельного изучения нового материала учащимися на основе ранее полученных знаний, широкое включение в урок самостоятельной работы учащихся со специальной технической литературой, справочниками, производственной документацией;
  • осуществление на уроке эффективной системы закрепления учебного материала;
  • тесная взаимосвязь учебного материала, изучаемого на уроках но специальным и общетехническим предметам, с производственным обучением и др.

Учебный процесс в учреждениях начального профессионального образования представляет собой единство содержания, организационных форм и методов обучения.

Под методами обучения понимают приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т. В. Кудрявцев).

В образовательном процессе методы обучения классифицируются по уровню развития самостоятельности учащихся в познавательной деятельности (объяснительноиллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), по видам учебной работы (рассказ, беседа, упражнение и др.), по источникам знаний (словесные, наглядные, практические).

Специфика изучения общетехнических и специальных предметов требует широкого применения методов, способствующих активизации мышления учащихся, развитию их познавательных способностей и самостоятельности, формированию умений применять полученные знания в различных условиях. Наиболее полно этим требованиям отвечают беседа, самостоятельная работа с книгой, применение наглядных пособий и технических средств обучения, упражнения, лабораторно-практические работы (А.Г. Гонеев, Г.М. Потанин).

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование в России в настоящее время - это стабильно развивающийся, широко востребованный уровень, звено в системе непрерывного образования. Основным концептуальным документом в области среднего профессионального образования в России является Программа развития среднего профессионального образования, представляющая собой конкретизацию и расширение Федеральной целевой программы развития образования в части среднего профессионального образования.

По данным статистики, в последние годы среднее профессиональное образование занимает все более значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: его имеют 22 % населения России (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием — 17 %). В настоящее время отмечается устойчивый конкурс в средние специальные учебные заведения.

Увеличилось разнообразие организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений. Сеть образовательных учреждений среднего профессионального образования включает государственные (федерального подчинения и подчинения субъектов Российской Федерации), муниципальные и негосударственные учебные заведения. В настоящее время государственные учебные заведения федерального подчинения составляют 61 % от общего количества государственных и муниципальных учебных заведений, государственные учебные заведения подчинения субъектов Российской Федерации - 38 %, муниципальные учебные заведения - 1 %. Активно развивается негосударственный сектор системы среднего профессионального образования.

Структура сети средних специальных учебных заведений по ведомственной принадлежности: образование (38,1 % от общего числа государственных и муниципальных учебных заведений); здравоохранение (14,6 %); сельское хозяйство (10,9 %); культура (9,8 %).

Анализ территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений показывает достаточную оптимальность их размещения. Подготовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках.

В Положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. № 160, п.8, выделяются два вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Техникум - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Колледж (37 % от общего числа учебных заведений) — это самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и обеспечивающее будущим специалистам повышенный уровень квалификации. Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями (Л.И. Мищенко, П.Е. Решетников).

Многофункциональность колледжей характеризуется реализацией программ не только среднего профессионального образования, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка кадров, оказание содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.); осуществлением профориентационной, методической, научнометодической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, а также производственной деятельности по профилям подготовки специалистов (базовые школы и дошкольные учреждения при педагогических колледжах, детские музыкальные школы и художественные студии при колледжах культуры и искусства, учебные предприятия при технических колледжах).

Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать образовательную работу с научно-исследовательской; давать более высокое, чем другие специальные средние учебные заведения, образование; по структуре образовательного процесса, формам и методам преподавания колледж приближается к вузу; что позволяет создавать научные комплексы «колледж-вуз», а студентам - после обучения в колледже поступать на второй или третий курс вуза.

Одним из направлений развития системы профессионального образования России ученые называют расширяющееся взаимодействие между учебными заведениями различных профилей и типов в рамках регионов. Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями как внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

В настоящее время функционирует более 160 подразделений высших учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Такие подразделения сформированы как путем интеграции самостоятельных средних специальных учебных заведений в структуру вузов, так и в результате начала подготовки специалистов среднего звена в вузах. Примером крупного многоуровневого образовательного комплекса является Саратовский государственный университет имени

Н.Г. Чернышевского, который включает колледжи: радиоэлектроники, геологический, управления и сервиса.

Осуществляется интеграция средних специальных учебных заведений различных профилей друг с другом, педагогических учебных заведений, образовательных учреждений культуры и искусства.

Информация о работе История развития профессионального образования