История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами высшего профессионального образования являются:

  • удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
  • удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием и научнопедагогических кадрах высшей квалификации;
  • развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня (Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года).

Основными юридическими документами, характеризующими статус высшего учебного заведения, являются законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. Согласно этим документам высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

Высшие учебные заведения представлены тремя основными видами: университеты, академии и институты. Согласно характеристикам, содержащимся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», все эти учреждения, в первую очередь, выполняют вполне традиционную для высшего образования функцию реализации соответствующих образовательных программ, которая дополняется научными исследованиями. В то же время университет, в отличие от академии и института, обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки. А институт, в отличие от двух остальных видов высших учебных заведений, может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Институты могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других высших учебных заведений.

Одной из тенденций развития современной системы российского образования является расширение негосударственного сектора образования (российское законодательство допускает существование высших учебных заведений всех форм собственности).

Высшее образование можно получить в очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстернатной формах (экстернат - это самостоятельное изучение дисциплин учащимися по основной образовательной программе с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении).

Порядок создания и регламентация деятельности вуза описаны в Законе РФ «Об образовании» и конкретизированы в федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Первым шагом в деятельности нового вуза является его регистрация по предъявлении соответствующих документов в уполномоченный орган управления образованием. После регистрации новый вуз приобретает статус и права юридического лица в части финансовохозяйственной деятельности. А лицензирование дает ему право на ведение образовательной деятельности. Лицензия выдается на основе заключения экспертной комиссии, которая устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса (предлагаемых образовательным учреждением) государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом данной экспертизы не являются. Лицензирование новых (для образовательного учреждения) специальностей проводится независимо от наличия у него лицензии. Кроме того, лицензия теряет силу в случае реорганизации учебного заведения, сопровождающейся изменением его статуса.

После лицензирования вуз может приступить к осуществлению собственно учебного процесса, который, однако же, не может сопровождаться государственным финансированием и завершаться выдачей диплома государственного образца. И то, и другое становится возможным только после процедуры государственной аккредитации, которая подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. В качестве основного документа, определяющего процесс государственной аккредитации вуза, на сегодняшний день действует положение «О государственной аккредитации высшего учебного заведения», принятое в 1999 г.

Государственная аккредитация осуществляется на основе аттестации, проводимой по инициативе либо вуза, либо соответствующего федерального органа управления высшим профессиональным образованием. Аккредитация проводится на основе перечня показателей, установленного в 2000 г. приказом Министерства образования РФ. Согласно этому перечню для установления типа учебного заведения («высшее учебное заведение») проводятся обследование и оценка: содержания подготовки (структура реализуемых образовательных программ и соответствие содержания учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов); качества подготовки (требования при приеме в вуз, организация учебного процесса, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных стандартов, система контроля качества и востребованность учеников); информационно-методического обеспечения образовательного процесса (состояние библиотечного и учебноинформационного фондов); информатизации вуза (наличие и использование средств вычислительной техники); материально-технической базы; социальной поддержки студентов.

Конкретный вид высшего учебного заведения (университет, академия, институт) подтверждается на основе обследования следующих его характеристик:

  • спектр реализуемых основных образовательных программ; возможность продолжения образования по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (аспирантура, докторантура, диссертационные советы);
  • научные исследования (спектр наук, в рамках которых ведутся исследования, объем финансирования и результативность исследований);
  • научно-методическая работа (изданные монографии, учебники и учебные пособия);
  • качественный состав научно-педагогических кадров (наличие преподавателей с учеными степенями и научными званиями).

Вузы аккредитуются на срок не более пяти лет.

Негосударственный вуз может функционировать и без государственной аккредитации, хотя в этом случае он не имеет права выдавать соответствующие дипломы государственного образца. Если же негосударственный вуз претендует на получение аккредитации, то он аттестуется на общих основаниях и его образовательные программы должны соответствовать Государственному стандарту высшего профессионального образования.

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ определяет основные задачи высшего учебного заведения, перечисляет виды учебных заведений и характеризует их структуру. Специальный раздел посвящен приему в высшее учебное заведение. Порядок приема определяется учредителем вуза, а конкретные правила, не противоречащие этому порядку, разрабатываются вузом самостоятельно. Количество студентов, ежегодно принимаемых на первый курс, устанавливается органом исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение. Тем не менее высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования вправе осуществлять прием граждан сверх установленных заданий (контрольных цифр) для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами. При этом общее количество обучающихся в высшем учебном заведении не должно превышать численность контингента, установленную в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В образовательной деятельности высшего учебного заведения названное Типовое положение подтверждает обязательное соответствие всех образовательных программ упомянутому Государственному стандарту. Учебный процесс в вузе регламентируется рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения, которые разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением самостоятельно на основе названного Государственного стандарта, примерных образовательных программ, учебных планов и программ дисциплин, утверждаемых федеральным органом управления образованием. При этом примерные учебный план и программы дисциплин имеют рекомендательный характер.

Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и с Типовым положением, а также с уставом высшего учебного заведения и договором с учредителем на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет, в состав которого входят: ректор, являющийся его председателем; проректоры, а также по решению ученого совета - деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются на общем собрании (конференции) высшего учебного заведения путем тайного голосования. В высшем учебном заведении могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются уставом высшего учебного заведения или положениями, принятыми ученым советом вуза.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор, который избирается путем тайного голосования на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет по результатам обсуждения программ претендентов (претендента) на должность ректора или отчета действующего ректора.

Типовым положением определяется также характер руководства факультетов и кафедр. Соответствующие разделы посвящены правам и обязанностям обучающихся и работников высшего учебного заведения, подготовке научно-педагогических и научных кадров, повышению их квалификации. За высшим учебным заведением признается право на международную и внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, Типовое положение дает комплексную характеристику всех сторон деятельности высшего учебного заведения, определяя его взаимоотношения с органами государственного управления и общественными организациями и создавая базу для непосредственной работы вуза.

Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века определены направления преимущественного развития высшего профессионального образования: «Обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и при необходимости с переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием. Высшие учебные заведения следует рассматривать в качестве составной части системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни; сами высшие учебные заведения должны вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию. Высшие учебные заведения должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами. Среднее образование должно не только готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей к обучению на широкой основе, но и открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы. Однако доступ к высшему образованию должен оставаться открытым для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу или ее эквивалент, либо представляет свидетельства, необходимые для поступления, причем, насколько это возможно, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации».

Таким образом, данный документ ориентирует на непрерывное образование, на интеграционные процессы в образовании, на системообразующую роль вуза в региональном образовании.

Система непрерывного образования, по определению Е.П. Белозерцева, - это единый комплекс государственных и негосударственных образовательных институтов различного уровня и назначения, различных институциональных и процессуальных характеристик, вместе с тем характеризующийся организационным и содержательным единством, преемственной взаимосвязью, дающий в совокупности каждому человеку реальную возможность получить и постоянно совершенствовать общее и профессиональное образование, удовлетворять свои познавательные и духовные потребности, определять и успешно подниматься по ступеням своей «образовательной лестницы».

Как очередной этап дальнейшего развития условий для реализации интеграционных процессов высшего образования появилась идея создания университетских комплексов и округов, которая реализуется в регионах.

Университетский комплекс как система позволяет интегрировать в целостный комплекс различные образовательные учреждения, что создаст для заказчиков образовательных услуг гибкую систему образования, являющуюся стимулом для коллективов различных учреждений среднего профессионального образования. Университетский комплекс - это региональный центр образования, реализующий образовательные программы разных уровней (например, от среднего профессионального до дополнительного или дистанционного). Степень взаимодействия структур, входящих в такой комплекс, позволяет ставить вопрос о возможности образования университетского округа.

Организация университетского комплекса способствует более полному согласованию разноуровневых образовательных программ, развитию общих форм управления образованием в регионе. Первый шаг к этому сделан в Программе стратегии развития образования в РФ до 2010 г. В настоящее время разрабатываются три модели интеграции: университетский образовательный округ; ассоциация нескольких структур, сохраняющих статус юридического лица; создание университетского комплекса как единого автономного учебного заведения (единого юридического лица). Университетский комплекс как центр интеграции, как справедливо утверждает Е.П. Белозерцев, выполняет различные функции и представляет собой: учебно-образовательный центр, реализующий на практике единство учебного и образовательного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и материально-технической базы составных элементов; центр развития широкого спектра научных, производственных, коммерческих и других исследований в различных областях социальной деятельности; в рамках университета реализуются междисциплинарные программы, объединяющие специалистов из разных областей знаний, создаются постоянно действующие семинары; образовательными кадрами университетского комплекса организуются совместные конференции, тренинги и т.д.; центр непрерывного образования: гимназии, колледжи, школы, специализированные классы, региональные олимпиады; преподавание в этих учебных заведениях ведется силами выпускников, работников университета; создается система факультетов для переподготовки и получения второго высшего образования, разработки новых, актуальных в настоящий момент, курсов различного уровня, которые можно реализовывать только на базе университетского научного потенциала; центр культуры, в котором создана атмосфера духовного общения людей (организуются российские и международные конференции и симпозиумы, посвященные различным областям знания, читаются циклы научно-популярных лекций, организуются дискуссионные клубы, концертные программы, объединяющие лучшие творческие силы); здесь все должно содействовать воспитанию патриотов России, понимающих и знающих историю своей родины, достижения своего народа в науке и культуре; сохранение социальных ценностей, возвращение к духовно-нравственным истокам, присущим нашему народу; региональный центр научных исследований и подготовки специалистов для региона и для России; разрабатываются региональные, междисциплинарные проекты для решения в первую очередь экологических, социальных и экономических проблем, для создания стратегических и тактических планов развития, построения устойчивых прогнозных моделей, учитывающих все многообразие факторов, влияющих на состояние региональной экономики и социальной сферы; информационный центр, занимающийся изданием учебников, научной, методической и общеобразовательной литературы, пропагандирующий достижения российской науки в естественно-научной и гуманитарной областях; активно представленный в средствах массовой информации (для формирования общественного мнения, направленного на поддержку и развитие всех ступеней образования и науки); использующий и развивающий современные средства получения и обмена информацией, компьютерные сети и Интернет, где представлена самая разнообразная информация для процессов образования и научных исследований; решающий проблему финансирования каналов связи, привлекая все заинтересованные учреждения, предприятия и службы; центр международного научного сотрудничества, создающий необходимые условия для знакомства молодежи с наиболее перспективными научными школами за рубежом; развивающий международные образовательные контакты, реализующий совместные проекты российских и зарубежных ученых.

Информация о работе История развития профессионального образования