История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Основные субъекты образовательной среды высшего учебного заведения - это, прежде всего, преподаватели и студенты. Принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. рекомендации по вопросу о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений утверждают, что высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны: сохранять и расширять основные функции своей деятельности, соблюдая научную и интеллектуальную этику и требовательность; обладать возможностями для того, чтобы абсолютно независимо и со всей ответственностью выступать по этическим, культурным и социальным проблемам, являясь своего рода интеллектуальным авторитетом, который необходим обществу для того, чтобы помогать ему анализировать, понимать и действовать; повышать эффективность своих функций критического осмысления и предвидения путем постоянного анализа возникающих социальных, экономических, культурных и политических тенденций, направляя работу в области прогнозирования, предупреждения и предотвращения негативных тенденций; использовать свой интеллектуальный потенциал и свой моральный авторитет для защиты и активного распространения универсально признанных ценностей, включая мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность, провозглашенные в Уставе ЮНЕСКО; пользоваться полной академической свободой и автономией (понимаемыми как комплекс прав и обязанностей), будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом; играть определенную роль в выявлении и решении проблем, которые сказываются на благосостоянии общин, стран и мирового сообщества.

Своеобразным ориентиром в организации образовательного процесса служит модель выпускника вуза, в структуре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональная и личностная.

В настоящее время появились попытки (Э.Ф. Зеер и др.) раскрыть модель выпускника через понятия: «ключевые квалификации», «профессиональная квалификация» и «ключевые компетенции». Профессиональная квалификация - это степень и вид профессиональной подготовленности работника, предполагающие наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Ключевые квалификации - это общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы в сфере определенной группы профессий. Ключевые компетенции - это межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.

В комплексе с этими подходами существует профессиографический подход. Профессиограмма - это документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Этот документ должен обеспечить постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля. В профессиограмме отражают такие аспекты профессиональной деятельности, как социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические.

Достижение целей высшего профессионального образования обеспечивается отбором учебного материала и дидактическими процессами, способствующими переводу его в знания, умения, навыки и личностные качества будущего специалиста. Содержание учебного материала и формы перевода его в знания и умения оформляются соответствующей учебно-программной документацией, основой которой являются образовательные стандарты.

Государственный стандарт высшего профессионального образования включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности.

В Государственном стандарте высшего профессионального образования закреплены три уровня высшего образования.

  1. Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.
  2. Второй уровень высшего профессионального образования завершается присвоением квалификации «бакалавр». Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет. Бакалавриат позволяет человеку не только овладеть системой научных знаний о человеке, обществе, истории и культуре, но и получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний. Степень бакалавра уже дает выпускнику возможность занимать должности, для которых требуется высшее образование. Вместе с тем он может продолжить обучение, теперь уже по образовательным программам третьего уровня.
  3. Третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или «специалист».Квалификацию «магистр» можно получить после освоения образовательной программы бакалавра и не менее чем двухлетней специализированной подготовки, включая практику - научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность выпускника. Квалификация «специалист» присваивается после прохождения обучения по единой пятилетней (за исключением специально оговоренных стандартом случаев) программе.

В Г осударственном стандарте высшего профессионального образования образовательная программа определяется как документ (или комплект документов), определяющий в соответствии со стандартом содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг. Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования должны включать следующие обязательные дисциплины: общие гуманитарные и социально-экономические; математические и общие естественно-научные; общепрофессиональные (для данного направления или специальности подготовки); специальные.

При этом обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы устанавливается федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который определяет Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям. В то же время государственные стандарты предусматривают и национально-региональный компонент, отражающий национально-региональные особенности подготовки специалистов, и вузовский компонент, определяемый высшим учебным заведением самостоятельно.

Реально образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана и программ. Учебный план — это государственный нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки специалистов, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проверки знаний и умений обучащихся. Учебная программа— это нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения. Учебная программа состоит из трех основных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания учебного предмета, и некоторых дополнительных: титульный лист, перечень лабораторных работ и практических занятий (при наличии), перечень курсовых работ (при наличии), перечень литературы и средств обучения.

Образовательный процесс в учреждениях высшего профессионального образования представляет собой единство содержания, организационных форм и методов обучения.

Всякое содержание с необходимостью приобретает ту или иную форму, которая в философии трактуется как способ существования и выражения содержания, т. е. содержание формально, а форма содержательна. Содержание представляет собой динамическую сторону целого, а форма - устойчивую систему связей предмета.

В соответствии с концепцией В.К. Дьяченко, рассматривающей общую структуру учебного процесса, выделяют четыре общие организационные формы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, сочетание которых и дает все многообразие используемых в настоящее время конкретных форм учебной работы. Номенклатура организационных форм учебной деятельности в вузе включает сегодня более 20 наименований, среди которых лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, производственные практики, факультативные занятия, консультации, зачеты и экзамены, самостоятельная работа, организация научных исследований и многое другое.

Ведущей формой организации учебного процесса в высшей школе является лекция, которая представляет собой наиболее емкое и оперативное предоставление научнопрофессиональной информации. В современных дидактических исследованиях (В.А. Ситаров и др.) отмечается, что лекция призвана формировать и развивать методологическое, научно-профессиональное мышление студента и его общую культуру. При этом лекция носит профессионально-ориентирующий характер, опосредованно влияющий на формирование отношения студентов к будущей практической деятельности, вырабатывает синтетический способ освоения системы профессиональных знаний с философско-гносеологическими возможностями самостоятельного познания профессиональных явлений. Высокий уровень проведения лекций в вузе становится фактором активизации самостоятельной поисково-творческой деятельности студента, формирования его мировоззренческих позиций и стремления к высокому профессионализму.

Формами, дополняющими лекционный способ преподавания в высшей школе, являются семинары, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы и т.д. Они выполняют функцию активизации студентов за счет закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала в процессе диалогического, межличностного общения преподавателя и учащихся.

Специфической формой организации учебной деятельности студентов вузов является их научно-исследовательская работа, выполняемая в ходе написания рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных проектов. Она нацеливает на профессионально-ориентированное научное творчество, с нее начинается собственно профессиональное становление учащихся высшей школы как будущих специалистов. Активизация научно-исследовательской работы студентов вузов происходит как посредством освоения соответствующего современным научным нормативам содержания, разработки и использования гибких инновационных технологий, так и через изыскание новых возможностей передачи возрастающего объема информации при неизменной (и даже уменьшающейся) продолжительности обучения и общей учебной нагрузки.

Эффективность образовательного процесса вуза зависит от системы применяемых преподавателями методов и средств обучения в их взаимосвязи и единстве с учетом профессиональной специфики учебного заведения. Современные исследователи отмечают, что в высшей школе активно внедряется весь комплекс традиционных и инновационных технологий обучения. Среди них выделяются: структурно-логические - представляющие собой поэтапную организацию учебного процесса; интеграционные - дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, научных проблем; игровые - использующие различные виды деловых учебных игр, основанных на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности; тренинговые - определяющие алгоритм решения типовых практических задач; информационно-компьютерные - основанные на использовании автоматизированных систем обучения; диалоговые - представляющие собой метод обучения, в основу которого положена активная коммуникация участников учебного процесса.

Универсальный характер предложенного В. А. Ситаровым комплекса инновационных технологий определяет необходимость его адаптации как к возрастным, индивидуальным возможностям студентов и особенностям развития их личностного творческого потенциала, так и к требованиям, предъявляемым обществом к различным профессиональным сферам (технической, естественно-научной, гуманитарной и т.д.).

В целом высшая школа, отражающая объективные потребности социального развития, строит свою работу в условиях активного  реформирования всей системы отечественного образования на основе признания ценности человека как индивидуальности, личности и субъекта профессиональной деятельности.

Послевузовское и дополнительное профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование- подсистема непрерывного образования взрослых, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, конкурентоспособных в сложной современной социокультурной ситуации, свободно владеющих методологией и технологией научной деятельности, обладающих профессиональным мышлением. Формами подготовки таких кадров являются обучение в очной и заочной аспирантуре, соискательство и как высшая ступень научной работы - докторантура. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» даны определения понятиям: докторант, аспирант, соискатель: «Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук». Перечень направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются диссертационные советы. Они формируются из числа наиболее авторитетных ученых, обеспечивающих высокий уровень требовательности при аттестации кадров и квалификационную оценку качества диссертационных работ.

Информация о работе История развития профессионального образования