Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат
Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.
Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61
Основные субъекты образовательной среды высшего учебного заведения - это, прежде всего, преподаватели и студенты. Принятые Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. рекомендации по вопросу о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений утверждают, что высшие учебные заведения, их сотрудники и студенты должны: сохранять и расширять основные функции своей деятельности, соблюдая научную и интеллектуальную этику и требовательность; обладать возможностями для того, чтобы абсолютно независимо и со всей ответственностью выступать по этическим, культурным и социальным проблемам, являясь своего рода интеллектуальным авторитетом, который необходим обществу для того, чтобы помогать ему анализировать, понимать и действовать; повышать эффективность своих функций критического осмысления и предвидения путем постоянного анализа возникающих социальных, экономических, культурных и политических тенденций, направляя работу в области прогнозирования, предупреждения и предотвращения негативных тенденций; использовать свой интеллектуальный потенциал и свой моральный авторитет для защиты и активного распространения универсально признанных ценностей, включая мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность, провозглашенные в Уставе ЮНЕСКО; пользоваться полной академической свободой и автономией (понимаемыми как комплекс прав и обязанностей), будучи при этом полностью ответственными и подотчетными перед обществом; играть определенную роль в выявлении и решении проблем, которые сказываются на благосостоянии общин, стран и мирового сообщества.
Своеобразным ориентиром в организации образовательного процесса служит модель выпускника вуза, в структуре которой обычно рассматриваются две составляющие: профессиональная и личностная.
В настоящее время появились попы
В комплексе с этими подходами су
Достижение целей высшего профессионального образования обеспечивается отбором учебного материала и дидактическими процессами, способствующими переводу его в знания, умения, навыки и личностные качества будущего специалиста. Содержание учебного материала и формы перевода его в знания и умения оформляются соответствующей учебно-программной документацией, основой которой являются образовательные стандарты.
Государственный стандарт высшего профессионального образования включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности.
В Государственном стандарте высш
В Г осударственном стандарте высшего профессионал
При этом обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы уста
Реально образовательный процесс осущес
Образовательный процесс в учреждениях высшего
Всякое содержание с необходимостью приобретает ту или иную форму, которая в философии трактуется как способ существования и выражения соде
В соответствии с концепцией В.К. Дьяченко, рассматривающей общую структур
Ведущей формой организации учебного процесса в высшей школе является лекция, которая представляет собой наиболее емкое и оперативное предоставление научнопрофессиональной информации. В современных дидактических исследованиях (В.А. Ситаров и др.) отмечается, что лекция призвана формировать и развивать методологическое, научно-профессиональное мышление студента и его общую культуру. При этом лекция носит профессионально-ориентирующий характер, опосредованно влияющий на формирование отношения студентов к будущей практической деятельности, вырабатывает синтетический способ освоения системы профессиональных знаний с философско-гносеологическими возможностями самостоятельного познания профессиональных явлений. Высокий уровень проведения лекций в вузе становится фактором активизации самостоятельной поисково-творческой деятельности студента, формирования его мировоззренческих позиций и стремления к высокому профессионализму.
Формами, дополняющими лекционный способ преподавания в высшей школе, являются семинары, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы и т.д. Они выполняют функцию активизации студентов за счет закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала в процессе диалогического, межличностного общения преподавателя и учащихся.
Специфической формой организации учебной деятельнос
Эффективность образовательного процесса вуза зависит от системы применяемых преподавателями методов и средств обучения в их взаимосвязи и единстве с учетом профессиональной специфики учебного заведения. Современные исследователи отмечают, что в высшей школе активно внедряется весь комплекс традиционных и инновационных технологий обучения. Среди них выделяются: структурно-логические - представляющие собой поэтапную организацию учебного процесса; интеграционные - дидактические системы, обеспечивающие интеграцию разнопредметных знаний и умений, видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, научных проблем; игровые - использующие различные виды деловых учебных игр, основанных на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности; тренинговые - определяющие алгоритм решения типовых практических задач; информационно-компьютерные - основанные на использовании автоматизированных систем обучения; диалоговые - представляющие собой метод обучения, в основу которого положена активная коммуникация участников учебного процесса.
Универсальный характер предложенного В. А. Ситаровым комплекса инновацион
В целом высшая школа, отражающая объективные потребности социал
Послевузовское и дополнительно
Послевузовское профессиональное образование- подсистема непрерывного образования взрослых, направленная на подготовку научных и научно-педагогических кадров, ориентированных на преподавательскую деятельность, конкурентоспособных в сложной современной социокультурной ситуации, свободно владеющих методологией и технологией научной деятельности, обладающих профессиональным мышлением. Формами подготовки таких кадров являются обучение в очной и заочной аспирантуре, соискательство и как высшая ступень научной работы - докторантура. В Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» даны определения понятиям: докторант, аспирант, соискатель: «Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук». Перечень направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Основным звеном системы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации являются диссертационные советы. Они формируются из числа наиболее авторитетных ученых, обеспечивающих высокий уровень требовательности при аттестации кадров и квалификационную оценку качества диссертационных работ.
Информация о работе История развития профессионального образования