История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)
  • обеспечение всеобщей профессиональной подготовки подрастающего поколения. Вместе с тем это социально-экономическая проблема, так как интенсивность развития общества во многом зависит от уровня образованности работника, от его профессиональной компетентности и добросовестности в труде. В этой связи можно сделать следующие выводы:
  • научно-техническая революция привела к коренным изменениям в структуре всех профессий, а следовательно, и в профессиональной направленности учебных заведений;
  • претерпели изменения учебные планы и программы (возросла доля общеобразовательных дисциплин, повысился теоретический уровень профессиональных курсов, что создало предпосылку для установления вертикальных связей в системе профессионального образования);
  • возрос образовательный ценз многих профессий: появились профессии, требующие среднего и высшего уровней образования, т. е. возросла доля высококвалифицированного труда и существенно снизилась доля ручного и низкоквалифицированного труда;
  • повысились требования к преподавательским кадрам, методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, формам и методам его организации.

Рассмотрение исторических аспектов развития профессионального образования в России позволяет сделать вывод о том, что непрерывность образования является одним из важнейших условий эффективности подготовки кадров. В разные периоды истории России в зависимости от экономических и социально-политических условий уделялось определенное внимание этой проблеме или ее предавали забвению.

Начальное профессиональное образование

Первая ступень профессиональной подготовки специалиста - начальное профессиональное образование. Учреждения начального профессионального образования согласно Типовому положению об учреждениях начального профессионального образования (1994 г.) могут создаваться (учреждаться) органами образования, государственными предприятиями и организациями, акционерными обществами, кооперативами, общественными организациями и отдельными гражданами. Для их создания необходима государственная регистрация, которая осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Эти учреждения получают право на образовательную деятельность с момента выдачи им государственным органом управления образованием разрешения (лицензии), в котором фиксируются контрольные нормативы, предельная численность учащихся и сроки действия лицензии.

Основная цель учреждений начального профессионального образования заключается в подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности согласно Перечню профессий (специальностей), утвержденному Правительством РФ; в создании необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

В системе начального профессионального образования в настоящее время функционируют следующие типы образовательных учреждений: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт), учебнопроизводственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Каждое из названных учреждений наряду с общими характеристиками, относящимися к учреждениям начального профессионального образования, имеет свою специфику и образовательные особенности.

Профессиональное училище осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования. Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в современных условиях рыночных отношений.

Учебно-курсовой комбинат(пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее (сменное) учреждение начального профессионального образования осуществляют реализацию образовательных программ переподготовки, повышения квалификации рабочих и специалистов, а также подготовку рабочих и специалистов соответствующего уровня квалификации по ускоренной форме обучения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» профессиональная подготовка направлена на ускоренное приобретение навыков обучающимися, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она может проводиться в учреждениях начального образования (профессионально-технических училищах), в производственных подразделениях предприятий, учреждений, в фирмах по договоренности с органами по труду и службами занятости. Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых на производстве, и высвобождаемых работников может осуществляться по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната.

Подготовка рабочих и служащих означает получение первой профессии начальной квалификации. Повышение квалификации представляет такую форму профтехобразования, которая дает возможность работнику поддерживать, расширять и усовершенствовать полученные ранее профессиональные знания и умения. Переподготовка дает возможность освоить другую профессию, переквалифицироваться для работы в иной отрасли деятельности.

Подготовка рабочих в системе профессионального образования осуществляется по учебным группам профессий (специальностей). Под учебной группой профессий исследователи проблем профессионального образования (С.Я. Батышев, В.С. Безрукова, А.Г. Гонеев, Т.В.Кудрявцев, Г.М. Потанин и др.) понимают в виду совокупность родственных и смежных профессий на основе широкой общеотраслевой группировки. В качестве ее характеристик выделяют: высокую степень укрупнения профессий и специальностей; совокупность знаний, навыков и умений, которые формируются у обучаемых на основе общности орудий и основных материалов, применяемых в производственной деятельности; идентичность содержания выполняемой работы; применение одинаковой технической документации; единство принципов управления механизмами и др.

В теории и практике профессионально-технического образования (А.Г. Гонеев, Г.М. Потанин) выделяют четыре типа объединений рабочих специальностей.

  1. Объединение специальностей на общей основе, характерной для содержания, средств, орудий и предметов деятельности. Эта инвариантная часть объединяет родственные профессии и обеспечивает подвижность функций специалиста, его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Примером может служить профессия наладчика холодноштамповочного оборудования, включающая в себя 18 наименований специальностей.
  2. Неполное или частичное совмещение профессий, когда выполнение основных функций, например, функций токаря, сочетается с применением умений и навыков других профессий: слесаря, электромонтера и др. В этом случае необходимы широта диапазона производственной деятельности, разнообразие выполняемых работ, реализация функций не только своей, но и других профессий. Совмещения профессий в этом случае определяются требованиями данного производства, экономической целесообразностью, а также пожеланиями и потребностями обучающихся.
  3. Совмещение профессий на основе выполнения всего объема работ, закрепленных за специалистами других профессий. На современных станках одновременно и последовательно можно выполнять разнообразные операции: токарная обработка металла, фрезерование плоскостей, сверление, расточку отверстий. Рабочий широкого профиля, работая на таких станках, должен совмещать три профессии: токаря, фрезеровщика и сверловщика.
  4. Сочетание профессий, при котором отсутствует общность научно-технических основ труда (например, шофер-радист).

Несмотря на разнообразие типов объединений рабочих специальностей, на существование различных видов и профилей учреждений начального профессионального образования, образовательный процесс в них основывается на системе общедидактических принципов, подчиняется ряду общепедагогических закономерностей, реализуется в рамках организационных форм учебной деятельности. Вместе с тем педагогический процесс в учреждениях начального профессионального образования имеет свою специфику и своеобразие, обусловленные как местом, занимаемым в системе непрерывного профессионального образования, так и существующими социально-экономическими условиями развития общества.

Образовательный процесс в учреждениях начального профессионального образования строится на следующих принципах: демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, дифференциации и индивидуализации, преемственности образования при оптимальном сочетании теории и практики, коллективных занятий с самообразованием, стимулирования потребностей и мотивов к совершенствованию профессиональной подготовки.

Содержание начального профессионального образования обеспечивает получение профессии и соответствующей квалификации учащимися, а также содействует взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса, способствует реализации прав обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений, исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования (А.Г. Гонеев, Г.М. Потанин).

Содержание профессионально-технического образования включает в себя не только систему теоретических знаний о природе и обществе, законах, мышлении, технике и технологии производства, но и практические умения и навыки, обеспечивающие подготовку подрастающего поколения к общественно полезному труду, формирование системы научных взглядов на природу, общество и человека у учащихся. В содержание профтехобразования также входят профессиональные знания, умения и навыки, которыми учащиеся овладевают в ходе производственной практики, для того чтобы уметь выполнять определенные операции установленного уровня квалификации в одной из отраслей народного хозяйства.

Отбор содержания образования основывается на общедидактических принципах: соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося демократического общества; учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления учащегося.

В качестве специфических принципов отбора содержания выступают: соответствие содержания профессионального образования уровню развития производства; учет требований единого тарифно-квалификационного справочника при определении квалификационного уровня подготовки рабочих; дальнейшее совершенствование предметной структуры учебного плана; научность, системность и доступность учебного материала, реализация принципа политехнизма и межпредметных связей; единство практического (производственного) обучения и производительного труда.

Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждениях начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением, и обеспечивается необходимой учебной и учебно-методической литературой.

Подготовка квалифицированных работников осуществляется по определенному учебному плану, который разрабатывается на основе Государственного образовательного стандарта и профессиональной квалификационной характеристики, содержащей данные о профессии: ее значение для народного хозяйства, перспективы развития, круг основных обязанностей квалифицированного работника, средства и предметы труда рабочего, методы и приемы его деятельности, характеристику конечного результата труда, трудовые функции рабочего и требования к нему, необходимые основы получения профессии, профессиональные знания, умения и навыки, которыми нужно овладеть во время подготовки, а также возможности повышения профессионального мастерства.

Учебный план — это государственный документ, устанавливающий перечень и объем учебных предметов, их распределение по циклам, учебным неделям и курсам обучения. Он регламентирует взаимосвязь между учебными предметами, общеобразовательной и профессиональной подготовками учащихся. На его основе строится образовательный процесс в профессиональном училище.

Теоретическое обучение учащихся профессионально-технического училища выполняет связующую функцию между общеобразовательной и профессиональной школой. Оно является одновременно продолжением школьного общего образования, научным обеспечением профессиональной практической деятельности и основой для последующего получения среднего и высшего профессионального образования.

Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище состоит из двух циклов дисциплин: общеобразовательного и профессионального (производственного). В состав общеобразовательного цикла входят дисциплины, продолжающие школьное образование: история, русский язык и литература, математика, физика и др. В состав профессиональнотехнического цикла включены материаловедение, черчение, охрана труда, спецтехнологии и др.

Информация о работе История развития профессионального образования