Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат
Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.
Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61
Дополнительное профессиональное образование(ДПО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в системе непрерывного образования человека, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».
Ученые (Г.Н. Ильина, Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова и др.) отмечают следующие существенные особенности ДПО: направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала; взаимосвязь курсового обучения и самообразования, обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся; междисциплинарный характер содержания обучения; построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности. ДПО как часть системы образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.
Элементы, входящие в систему ДПО:
К числу образовательных учрежден
Цели создания учреждений ДПО: повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.
Главные задачи учреждений ДПО:
удовлетворение потребностей специалистов
в получении знаний о новейших достижениях
в соответствующих отраслях науки и техники,
передовом отечественном и зарубежном
опыте;организация и проведение повышения квалификации и
специалистов;организация и про
Учеными (Г.Н. Ильина, Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова и др.) выделены следующие социально-педагогические функции ДПО: акмеологическая, сервисная, диагностическая, компенсаторная, инновационная, прогностическая, специализирующая, консалтинговая, консультативная.
Важнейшим элементом системы ДПО являются дополнительные профессиональные образовательные программы, которые отражают цели, задачи, содержание ДПО, принципы и условия его формирования и реализации. В зависимости от требований к уровню основного образования обучающихся они подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего, среднего, начального уровней профессионального образования, а также профессиональной подготовки.
Согласно Закону «Об образовании» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ.
Содержание ДПО исследователи (
В процессе определения содержания ДПО важно обеспечить учет федеральных, региональных, локальных и индивидуальных потребностей в профессиональноличностном развитии специалистов. Федеральные требования к ДПО находят отражение в базисном компоненте содержания. Регионализация ДПО позволяет обеспечить учет особенностей региональной политики в сфере образования и условий ее реализации. Учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся является одним из ведущих условий обеспечения качества содержания ДПО. Этому способствует проектирование образовательных программ ДПО (в состав которых входят базисный, региональный и индивидуальный компоненты) самими обучающимися.
Различают следующие виды дополнительного профессионального образования: самообразование, переподготовка специалистов, стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Самообразование- вид дополнительного профессионального образования, осуществляемого на основе индивидуальных образовательных программ. Самообразование предполагает самостоятельное проектирование своего образовательного пространства и самоуправление своей образовательной деятельностью. Этот вид ДПО интегрирован в систему непрерывного профессионального образования и осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.
Переподготовка специалистов - получение второго высшего образования, т.е. освоение новой специальности.
Стажировка- формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.
Повышение квалификации - углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации это: а) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение, которое заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; б) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по актуальным проблемам профессиональной деятельности; в) длительное (свыше 100 часов) обучение в целях углубленного изучения актуальных профессиональных проблем.
Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а другой - для получения дополнительной квалификации.
Программы дополнительного профессиональн
Каждая из названных форм обучения нацелена на достижение качества дополнительного профессиональн
Как показали исследования В. А. Сластенина и др., в процессе обучения взрослых эффективно используются инновационные методы обучения. К ним относятся: интернет- технологии (при реализации дистанционного образования); блочно-модульный принцип освоения программы обучения; профессиональная ориентация; инновационные игровые технологии.
В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как лекции, семинарские, практические занятия.
Лекция является традиционной формой обучения взрослых, однако сегодня ее использование носит инновацион
Семинарские и практические занятия в аудитории взрослых способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.
Все используемые в системе ДПО виды, формы, методы обучения обеспечивают оптимальные условия для активи
Глоссарий
Академия - высшее учебное заведение, которое:
Альтернативные учебные заведения - вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениям и дающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы с обучающимися) образование.
Базовое образование - единый государственный минимум-оптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования.
Базовое начальное (среднее, высшее) профессиональное образование - образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением начального (среднего, высшего) профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалиста начального (среднего, высшего)звена.
Бакалавр - квалификация, присваиваемая в системе высшего профессионального образования (второй уровень) по завершению четырехлетнего обучения на основании успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной работы.
Высшее учебное заведение - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. Главными задачами высшего учебного заведения являются:
Высшее профессиональное образование — образование на базе среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
Гибкие образовательные структуры — быстрое, оперативное приспособление, адаптация содержания образования и обучения к постоянно меняющимся требованиям в подготовке специалистов соответственно отраслевым, региональным, национальным особенностям. Гибкая образовательная структура отражает объективные процессы интеграции образования, производства, науки, предполагает вариантность содержания подготовки, многообразие способов. Например, в среднем специальном учебном заведении эта структура проявляется в направленности учебного заведения (подготовка специалистов, повышение квалификации, переподготовка специалистов, дополнительное образование в виде различных образовательных услуг); в сочетании уровней образования (базовый с повышенным, начальный со средним профессиональным); в содержании образования (новые специализации, учебные планы, программы); в сочетании различных форм образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).
Информация о работе История развития профессионального образования