История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Дополнительное профессиональное образование(ДПО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в системе непрерывного образования человека, так как фактически начинается от «старта» профессиональной деятельности и продолжается до ее «финиша».

Ученые (Г.Н. Ильина, Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова и др.) отмечают следующие существенные особенности ДПО: направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала; взаимосвязь курсового обучения и самообразования, обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся; междисциплинарный характер содержания обучения; построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности. ДПО как часть системы образования взрослых характеризуют многофункциональность, динамизм, опережающий характер развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся.

Элементы, входящие в систему ДПО:

  • дополнительные профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации;
  • образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области ДПО, общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области ДПО;
  • объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений ДПО, организации, осуществляющие деятельность в области ДПО;
  • общественные и государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения);
  • органы управления ДПО, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

К числу образовательных учреждений дополнительного профессионального образования принадлежат академии, институты и центры повышения квалификации, а также структурные подразделения дополнительного профессионального образования, организуемые в высших учебных заведениях (факультеты и региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки).

Цели создания учреждений ДПО: повышение профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств обучающихся и подготовка их к выполнению новых трудовых функций.

Главные задачи учреждений ДПО: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки

специалистов;организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов.

Учеными (Г.Н. Ильина, Г.Н. Подчалимова, Т.И. Шамова и др.) выделены следующие социально-педагогические функции ДПО: акмеологическая, сервисная, диагностическая, компенсаторная, инновационная, прогностическая, специализирующая, консалтинговая, консультативная.

Важнейшим элементом системы ДПО являются дополнительные профессиональные образовательные программы, которые отражают цели, задачи, содержание ДПО, принципы и условия его формирования и реализации. В зависимости от требований к уровню основного образования обучающихся они подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего, среднего, начального уровней профессионального образования, а также профессиональной подготовки.

Согласно Закону «Об образовании» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ.

Содержание ДПО исследователи (В.А. Сластенин и др.) рассматривают на разных уровнях.

  1. На уровне теоретического представления формируется методологический замысел, осуществляется тщательное философское, социальное, психолого-педагогическое обоснование содержания ДПО.
  2. На уровне учебного предмета обосновываются функциональное назначение, роль и место каждой из учебных дисциплин в системе содержания ДПО, определяются ее ценности, выявляется состав, структура основных элементов содержания учебного предмета. Учебный предмет представлен инвариантной и вариативной частями. Инвариантная часть продиктована Требованиями к минимуму содержания ДПО и уровнем профессиональной подготовки по конкретной специальности, которые разрабатываются в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в их профессиональном росте и личностном саморазвитии, удовлетворить их профессиональные интересы, оказать помощь в подготовке к выполнению должностных обязанностей.
  3. Уровень учебного материала, предназначенного для усвоения обучающимися в системе ДПО, фиксируется в учебных пособиях, методических рекомендациях, опубликованных курсах лекций, в видеопрограммах, сборниках практических заданий и др.
  4. На субъектно-личностном уровне осуществляется профессионально-личностная рефлексия, проектирование своих образовательных маршрутов - индивидуальных образовательных программ - самими обучающимися.
  5. Уровень, на котором проектируемое индивидуальное содержание становится достоянием каждого обучающегося, результатом реализации, который отражается в развитии ценностей и идеалов, в «приращивании» системы профессиональных знаний, развитии профессиональных умений и навыков, в формировании и обогащении опыта профессионально-личностного саморазвития, в развитии опыта творческой деятельности, профессиональной культуры, человеческого потенциала.

В процессе определения содержания ДПО важно обеспечить учет федеральных, региональных, локальных и индивидуальных потребностей в профессиональноличностном развитии специалистов. Федеральные требования к ДПО находят отражение в базисном компоненте содержания. Регионализация ДПО позволяет обеспечить учет особенностей региональной политики в сфере образования и условий ее реализации. Учет индивидуальных образовательных потребностей обучающихся является одним из ведущих условий обеспечения качества содержания ДПО. Этому способствует проектирование образовательных программ ДПО (в состав которых входят базисный, региональный и индивидуальный компоненты) самими обучающимися.

Различают следующие виды дополнительного профессионального образования: самообразование, переподготовка специалистов, стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Самообразование- вид дополнительного профессионального образования, осуществляемого на основе индивидуальных образовательных программ. Самообразование предполагает самостоятельное проектирование своего образовательного пространства и самоуправление своей образовательной деятельностью. Этот вид ДПО интегрирован в систему непрерывного профессионального образования и осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.

Переподготовка специалистов - получение второго высшего образования, т.е. освоение новой специальности.

Стажировка- формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

Повышение квалификации - углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации это: а) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение, которое заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; б) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по актуальным проблемам профессиональной деятельности; в) длительное (свыше 100 часов) обучение в целях углубленного изучения актуальных профессиональных проблем.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а другой - для получения дополнительной квалификации.

Программы дополнительного профессионального образования реализуются в следующих формах: с отрывом от основной работы (очная форма обучения); без отрыва от работы (заочная, дистанционная); с частичным отрывом от работы; обучение по индивидуальным формам; экстернат.

Каждая из названных форм обучения нацелена на достижение качества дополнительного профессионального образования, обеспечение условий для саморазвития обучающихся.

Как показали исследования В. А. Сластенина и др., в процессе обучения взрослых эффективно используются инновационные методы обучения. К ним относятся: интернет- технологии (при реализации дистанционного образования); блочно-модульный принцип освоения программы обучения; профессиональная ориентация; инновационные игровые технологии.

В процессе обучения взрослых часто используются такие формы работы, как лекции, семинарские, практические занятия.

Лекция является традиционной формой обучения взрослых, однако сегодня ее использование носит инновационный характер. Лекции в системе ДПО наиболее эффективны: в больших аудиториях; для обзора по теме; для подготовки слушателей к творческой работе. Современная лекция использует возможности мультимедиа, телевизионных материалов, ориентирует на активную работу слушателей в процессе осмысления теоретического материала, включая их в процесс размышления над путями и способами его использования в своей практической деятельности.

Семинарские и практические занятия в аудитории взрослых способствуют действенному применению теоретических знаний, развитию практических умений, опыта творческой деятельности, профессионального мышления.

Все используемые в системе ДПО виды, формы, методы обучения обеспечивают оптимальные условия для активизации участников образовательного процесса. ДПО способствует формированию целостной концепции мира у индивида и представления о его месте в этом мире, обеспечивает возможность приобретать способность предвидеть, эффективно участвовать в создании новых образовательных и культурных ценностей.

Глоссарий

Академия - высшее учебное заведение, которое:

  1. реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
  2. осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научнопедагогической деятельности;
  3. выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
  4. является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Альтернативные учебные заведения - вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениям и дающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы с обучающимися) образование.

Базовое образование - единый государственный минимум-оптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования.

Базовое начальное (среднее, высшее) профессиональное образование - образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением начального (среднего, высшего) профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалиста начального (среднего, высшего)звена.

Бакалавр - квалификация, присваиваемая в системе высшего профессионального образования (второй уровень) по завершению четырехлетнего обучения на основании успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной работы.

Высшее учебное заведение - образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. Главными задачами высшего учебного заведения являются:

  1. удовлетворение потребностей личности в получении высшего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
  2. удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием;
  3. организация и проведение методических, научно-методических, опытноконструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения;
  4. переподготовка и повышение квалификации специалистов высшего, среднего звена и рабочих кадров;
  5. распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Высшее профессиональное образование — образование на базе среднего (полного) общего, начального или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

Гибкие образовательные структуры — быстрое, оперативное приспособление, адаптация содержания образования и обучения к постоянно меняющимся требованиям в подготовке специалистов соответственно отраслевым, региональным, национальным особенностям. Гибкая образовательная структура отражает объективные процессы интеграции образования, производства, науки, предполагает вариантность содержания подготовки, многообразие способов. Например, в среднем специальном учебном заведении эта структура проявляется в направленности учебного заведения (подготовка специалистов, повышение квалификации, переподготовка специалистов, дополнительное образование в виде различных образовательных услуг); в сочетании уровней образования (базовый с повышенным, начальный со средним профессиональным); в содержании образования (новые специализации, учебные планы, программы); в сочетании различных форм образования (очное, вечернее, заочное, экстернат).

Информация о работе История развития профессионального образования