История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

В техникумах, училищах и колледжах используются следующие формы учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, производственная практика, консультации, самостоятельные занятия учащихся.

Классификация уроков в средних специальных учебных заведениях несколько отличается от школьной, в связи с тем, что в ссузах используются такие самостоятельные формы организации учебного процесса, как лекция, семинар, лабораторные и практические занятия. По этой же причине иначе складываются и соотношения количества уроков разных типов. В средней специальной школе можно выделить следующие типы уроков: урок изучения нового учебного материала, комбинированный, учетно-обобщающий, контрольно-учетный уроки.

Лекция - устное, систематическое, последовательное, монологичное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.Различают несколько типов лекций. В информативной лекции в содержание непосредственно передается учителем в готовом виде. Лекция проблемная иллюстрирует какую-либо научную или практическую проблему: ее появление, направление, способы решения, а также последствия этого решения. Содержание проблемной лекции диктуется способом организации мыслительной деятельности студентов. Их мышление не только движется в плоскости содержания той или иной задачи, но и поднимается до уровня методологической рефлексии по поводу своих собственных обоснований.

По роли в учебном процессе лекции делятся на вводные, установочные, обзорные, текущие, обобщающие и факультативные. Вводная лекция проводится в начале изучения крупной темы или раздела, ее задача - целостное раскрытие содержания материала. Такая лекция играет роль «первичного синтеза», устанавливает связи между новой темой и предыдущей. Обзорная лекция проводится при завершении изучения раздела, курса. Ее задача - углубление в сознании студентов полученных знаний, приведение к четкой структуре теоретических положений. Проводится перед экзаменами, зачетами. Установочная лекция проводится тогда, когда педагог освещает вопросы подготовки к лабораторным или практическим занятиям. Ее задача - инструктировать студентов в учебно-познавательной деятельности, обратить внимание на трудные моменты в решении поставленных вопросов. Эта лекция носит репродуктивный характер. Назначение повторно-обобщающих лекций — определить, что усвоено и в каком направлении необходимо двигаться дальше. Текущая лекция служит для систематического изложения учебного материала. Каждая такая лекция посвящена определенной теме и является в этом отношении законченной, но связанной с другими (с предшествующей и последующей) в определенную целостную систему. Есть нетрадиционные виды лекций: лекция- визуализации, лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками и т. п.

Структура лекции в основном складывается из трех элементов. Во вступлении кратко формулируется тема, сообщается план, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части всесторонне раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, формулируется вывод. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, даются рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

Семинарские занятия - форма образовательного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя. Дидактические цели семинарских занятий: углубление, систематизация, закрепление знаний; обучение умениям и навыкам самостоятельной работы с книгой; развитие культуры речи, формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы, слушать других, самому задавать вопросы. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров: беседа, семинар- заслушивание и обсуждение докладов и рефератов; семинар-диспут, смешанная форма семинара.

Учебная экскурсия- форма обучения, позволяющая организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в обычных, естественных условиях (на природе, в исторических местах, на производстве и т.п.) или в музеях, на выставках и пр. В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии: вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала, необходимого для использования на уроках; текущие (информационные), проводимые одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного рассмотрения отдельных вопросов; заключительные — для повторения изученного ранее материала, для систематизации знаний. Важный этап экскурсии — итоговая беседа (иногда письменная работа), в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Учащимся дают указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их заданиями. Индивидуально или небольшими бригадами учащиеся составляют таблицы, подготавливают наглядные пособия, пишут доклады, краткие отчеты.

Учебная конференция — организационная форма обучения, обеспечивающая педагогическое взаимодействие преподавателя и учащихся с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности выбранную тему. В практике используются тематические, заключительные и обзорные конференции. Преподаватели руководят подготовкой выступлений учащихся на конференции, помогают в отборе материала (примеров и фактов) для доклада, реферата, в определении структуры выступления, в сборе и оформлении демонстрационного материала.

Консультация - это вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен учащимися, либо не усвоен совсем; изложение требований, предъявляемых к учащимся, на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций - ликвидация пробелов в знаниях учащихся и помощь в их самостоятельной работе. В техникумах и колледжах проводятся следующие виды консультаций: систематические по учебному предмету, предэкзаменационные, по курсовому и дипломному проектированию, консультации в период производственной практики. Особыми по содержанию являются консультации для сильных учащихся, направленные на углубленное изучение учебного материала. Различают индивидуальные и групповыеконсультации.

Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; опытная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований; формирование умения учащихся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков и т.п., а также формирование профессиональных умений и навыков обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

Практическое занятие — это форма организации учебного процесса, направленная на выполнение учащимися под руководством и по заданию преподавателя одной или нескольких практических работ. Дидактическая цель практических работ - формирование профессиональных умений у учащихся, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных предметов. Так, на практических занятиях по математике у учащихся формируются умения решать задачи, которые в дальнейшем должны быть использованы для решения профессиональных задач по специальным предметам; на практических занятиях по черчению учащиеся овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми для выполнения графических работ по специальным предметам и т.п. Особенно большую роль практические занятия играют при изучении специальных предметов, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ учащиеся должны овладеть умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками; составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы; решать разного рода задачи; выполнять вычисления; определять характеристики различных веществ, предметов, явлений.

Курсовое проектирование. Данная организационная форма обучения применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Она позволяет осуществлять обучение применению полученных знаний при решении комплексных производственнотехнических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов. Дидактическими целями курсового проектирования являются: обучение учащихся профессиональным умениям; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по предмету; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений учащихся.

Производственная практика учащихся средних специальных учебных заведений проводится поэтапно и состоит из учебной, технологической и преддипломной. Учебная практика проводится обычно в учебных или учебно-производственных мастерских техникума, а технологическая и преддипломная - непосредственно на предприятии. Назначение производственной практики - подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Практика связывает теоретическое обучение и самостоятельную работу на производстве, дает учащимся первоначальный опыт профессиональной деятельности. Дидактические цели производственной практики включают в себя: формирование профессиональных умений и навыков; закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности; расширение и углубление знаний благодаря изучению работы конкретных предприятий и учреждений; практическое освоение современного оборудования и технологий.

Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в среднем специальном учебном заведении и заключающаяся в выполнении учащимися дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная аттестационная комиссия выносит решение о присвоении квалификации выпускнику. Дидактическими целями дипломного проектирования являются: расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков для решения конкретных производственных задач; развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда; проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе на современном производстве. Дипломный проект — это комплексная самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой учащиеся решают конкретные производственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста. В средних специальных учебных заведениях учащиеся выполняют также дипломные работы, отличающиеся от дипломных проектов учебно-исследовательским характером поставленной задачи.

Кроме перечисленных организационных форм обучения в образовательном процессе в средних специальных учебных заведениях используются различные формы контроля и проверки знаний, умений и навыков, такие, как контрольные работы, зачеты, семестровые и переводные экзамены, государственные экзамены, защита дипломных проектов.

Учеными (Л.И. Мищенко, П.Е. Решетников, В.А. Сластенин и др.) охарактеризованы основные группы методов обучения, используемые в средней специальной школе. Методы обучения- это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на освоение ими знаний, умений и навыков. В традиционно сложившейся практике преподавания в средних специальных учебных заведениях большое место занимают информационно-развивающие методы (лекция, объяснение, рассказ, беседа, учебный кинофильм). Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ — воспроизведение учебного материала учащимися, выполнение ими упражнений по образцу, лабораторных работ по инструкции).

В последние годы широкое распространение получили активные методы обучения, которые побуждают учащихся к интенсивной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Выделяют имитационные и неимитационные активные методы обучения. Имитационные методы предполагают, как правило, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Имитационные методы, в свою очередь, делят на игровые и неигровые в зависимости от тех условий, в которые включаются учащиеся, от ролей, которые они выполняют, от взаимоотношений между ролями, устанавливаемых правил, наличия элементов состязательности при выполнении заданий. Имитационные неигровые методы включают в себя анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики. Имитационные игровые методы предполагают использование тренажеров, элементов деловой игры. Неимитационные активные методы — это чаще всего проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой, самостоятельные работы учащихся с книгой и электронной версией учебника.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование — это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

Информация о работе История развития профессионального образования