Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат
Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.
Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО) - комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности.
Гуманитаризация профессионального образования - система мер, направленных на развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых.
Диверсификация профессионального образования. В применение к системе профессионального образования диверсификацию можно рассматривать как возникновение многовариантной образовательной системы. Диверсификация проявляется в многоуровневости образования, многоступенчатости профессиональной подготовки кадров, многофункциональности учебных заведений, вариантности и гибкости образовательных программ (структур), видовом плюрализме и институциональной активности учебных заведений. Диверсификация вызвала стремительный рост новых образовательных услуг, образовательных программ, типов и видов образовательных учреждений. Диверсификация выступает как принцип структурирования системы народного образования, допускающий и обеспечивающий возможность создания многообразия вариантов организации образовательных структур, максимально удовлетворяющий запросы общества а также интересы и потребности личности. Ведущая цель диверсификации — удовлетворение запросов личности в формировании собственной образовательной траектории. Педагогическим условием диверсификации является перестройка технологий обучения в соответствии с инновациями в организационных формах и целях образования.
Дипломная работа - самостоятельная письменная работа, представляемая студентами при окончании вузов или колледжей.
Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности учащихся (студентов), при которой учитываются их склонности, интересы и проявляющиеся способности.
Документ о среднем (высшем) профессиональном образовании - документ, выдаваемый средним специальным (высшим) учебным заведением или иным образовательным учреждением среднего (высшего) профессионального образования в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжать образование на следующем уровне или осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по специальности. Документ государственного образца выдается средним специальным (высшим) учебным заведением или иным образовательным учреждением среднего (высшего) профессионального образования, прошедшим в установленном порядке государственную аккредитацию.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) - одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя переподготовку специалистов (второе высшее образование), повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование.
Инновация - нововведение, обновление, новинка, изменение.
Институт - высшее учебное заведение, которое:
Информатизация образования - внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.
Кабинет учебный — помещение в школе для проведения учебных и внеклассных мероприятий по определенному учебному предмету.
Квалификация по специальности среднего (высшего) профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.
Классификатор специальностей среднего (высшего) профессионального образования - систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним (высшим) профессиональным образованием.
Классно-урочная система - система организации учебных занятий в школе, среднем специальном учебном заведении, при которой обучение проводится фронтально в классах (учебных группах) с постоянным составом учащихся (студентов), при постоянном расписании, а основной формой является урок (учебное занятие).
Колледж - самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее будущим специалистам повышенный уровень квалификации.
Компетентность (от лат. competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) — знания, опыт в той или иной области. Компетентность определяет качество деятельности педагога. Выражается в устойчивом и эффективном характере труда, способности в условиях различных трудностей находить рациональное решение возникающей педагогической проблемы. В структуру компетентности входят профессионально-содержательный компонент, предполагающий наличие у педагога теоретических знаний по основам наук о человеке; компонент профессиональной деятельности (практический), включающий профессиональные знания и умения; профессионально-личностный, состоящий из личностных качеств, которые определяют позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности. Компетентность — интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, опыта, стажа педагогической деятельности и педагогического творчества. Компетентность определяет уровень педагогической готовности к деятельности. Рост компетентности сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, являющимися внутренним стимулом профессионального самоопределения.
Компонент образования - обобщенное название различных составных частей содержания образования.
Концепция - система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющие характер познавательной и практической деятельности.
Лекция - устное, систематическое, последовательное, монологичное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.
Магистр - квалификация, отражающая
образовательный уровень выпускника высшей
школы (третий уровень) и свидетельствующая
о наличии у него умений и навыков, присущих
начинающему научному работнику. Степень
магистра присуждается по окончании обучения
по соответствующей профессионально-
Маркетинг в системе образования- система управления образовательной учебнопроизводственной и сбытовой деятельностью образовательного учреждения, выявляющая потребности в образовательных программах и других образовательных услугах, продукции и видах работ, и обеспечивающая их реализацию с целью получения максимальной прибыли.
Методическая работа - часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цель методической работы - освоение преподавателем наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов.
Методы обучения - это приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способности к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний (Т.В.Кудрявцев).
Методы профессионального обучения — методы обучения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности; для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, самостоятельная работа с книгой; для практической — показ способов деятельности, инструктаж, упражнение, метод имитации, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры, выполнение практических заданий. Методы практического обучения направлены на формирование умений планировать, выполнять и контролировать свой труд.
Методы теоретического профессионального обучения — группа методов, обеспечивающая теоретическую подготовку к профессиональной деятельности и направленная на ознакомление с проблемами техники, технологии производства, изучение цели, предмета, средств труда, способов профессиональной деятельности. Сюда относятся описание, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, показ, самостоятельная работа с учебником, выполнение эксперимента.
Многоуровневые учебные заведения — те, в которых реализуются разные образовательные программы, отвечающие требованиям Государственного образовательного стандарта соответствующих уровней профессионального образования. Различают три основных уровня профессионального образования: начальное, среднее и высшее. Например, в средних специальных учебных заведениях реализуются два уровня среднего профессионального образования: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру средних специальных учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневые средние специальные учебные заведения обладают большей реактивностью на изменение социальных процессов, так как эти учебные заведения сами формируют образовательные программы в зависимости от уровня предложений.
Модель выпускника - характеристика существенных личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для выполнения типовых задач в определенной области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения. В свернутом виде представлена в квалификационной характеристике специалиста. Служит основанием для разработки содержания обучения. В развернутом виде представлена в учебном плане и комплексе программ по учебным предметам и производственной практике.
Начальное профессиональное образование - первая ступень профессионального образования.
Непрерывное образование - явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения. Непрерывное образование - это целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности. Непрерывное образование - единая система, включающая общеобразовательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, самообразование.
Образование - процесс и результат усвоения знаний и развития умственных способностей.
Образовательная траектория—возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонности, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.
Обучение - основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
Общеобразовательная подготовка -
Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и учащихся.
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования — документ (комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание среднего профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности. Нормативный срок обучения — расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования при очной форме обучения, реализуемой на базе основного общего образования.
Педагогический контроль - система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Является средством установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами.
Педагогический совет — постоянно действующий совещательный орган при директоре образовательного учреждения, имеющий не менее 4 человек. Обсуждает мероприятия по улучшению учебно-воспитательного процесса.
Переподготовка специалистов - получение второго высшего образования, т.е. освоение новой специальности.
Повышение квалификации - углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Повышение квалификации это: а) краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение, которое заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; б) тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по актуальным проблемам профессиональной деятельности; в) длительное (свыше 100 часов) обучение в целях углубленного изучения актуальных профессиональных проблем.
Послевузовское профессионально
Информация о работе История развития профессионального образования