История развития системы дополнительного образования детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58

Файлы: 1 файл

дипломная работа. ивановаdoc.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 (ТГПУ)

 

Историко-филологический факультет

Кафедра теории и методики обучения истории и обществознанию

 

Допустить к защите в  ГАК

Зав. кафедрой теории и методики обучения истории и обществознанию

к.п.н., доцент

Морозова О.Ю.

_____________(подпись)

«_____»__________2012 г.

 

 

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

 

 

                                                                        Выполнила:

студентка 5 курса, 972 гр.

Иванова Татьяна Владимировна

________________(подпись)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Морозова О.Ю.

______________________(подпись)

Дипломная работа защищена

«___»_________________ 20__ г.

________________ Оценка

Председатель ГАК

___________________ Ф.И.О.

___________________________

(подпись)

 

 

 

 

 

Томск 2012

Оглавление

 

Введение………………………………………………………..…………….3

ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в   России……………………………....……………………………………….9

    1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
    2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
    3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27

ГЛАВА 2. Современная система  дополнительного образования детей..35

2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35

2.2. Современное состояние  учреждений дополнительного образования  детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45

2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50

Заключение…………………………………………………………………55

Список использованных источников и литературы……………………..58

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования обусловлена современными потребностями в формировании личностных качеств граждан, в том числе школьников, которые сделали необходимым создания новой системы дополнительного образования с учетом положительного опыта развития в разные периоды истории нашей страны.

Изменения в обществе в 90-е гг. XX века, распад Советского Союза привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии деятельности системы образования, в том числе и внешкольных учреждений, отразились такие факты, как: смена ценностных ориентиров, отказ от установленных прежде ограничений в сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы образования.

Новые социально-экономические  условия потребовали коренных изменений  в организации всех сфер жизни, в  том числе и в сфере образования. Правительство Российской Федерации предприняло шаги по проведению значительных реформ в системе образования, которые привели к новому содержанию образовательной политики.

В Законе Российской Федерации  «Об образовании» 1992 года впервые  в истории государства дополнительное образование как особый вид образования  был выделен в качестве самостоятельного звена. В результате чего произошла трансформация системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Принятие Закона имело огромное значение для сохранения и развития системы дополнительного образования детей в переходный период. Он заложил правовые основы для развития и обновления этой сферы, а также выполнил важную социальную функцию сохранения и защиты системы дополнительного образования детей в период кризисного развития страны. Данный Закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений.

На сегодняшний  день учреждения дополнительного образования, максимально учитывают потребности детей, родителей, общества и государства, а также способствуют повышенной эффективности их работы в сравнении с общеобразовательными заведениями.

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
  2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
  3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Объект исследования данной работы – система среднего общего образования в России.

Предмет исследования – процесс дополнительного образования детей во внешкольных учреждениях с 1990-2012 гг.

Хронологические рамки охватывают период, начиная с 1990  по 2012 годы. Нижняя хронологическая граница связана с формированием новой российской государственности, затронувшая все социально-политические и экономические основы страны, что повлекло соответствующие изменения в системе образования Российской Федерации. Правительство Российской Федерации предприняло шаги по проведению значительных реформ в системе образования, которые привели к новому содержанию образовательной политики. По сравнению с началом 90-х годов, сегодняшняя Россия – во многом другая страна, сталкивающаяся с совершенно иными проблемами и вызовами, чем ранее. В некоторых случаях автор выходит за хронологические рамки работы это обусловлено продолжительностью существования данной проблемы, которая уходит за рамки рассматриваемого периода.

Территориальные рамки включают в себя всю территорию России, без ее автономных республик.

При написании  данной работы использовались источники  и научная литература.

Источниковой  базой для написания дипломной  работы послужили документы: Федеральные законы «Об образовании», «О дополнительном образовании»; Федеральные программы развития образования; Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 годы; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основные  направления реформаторской законодательной деятельности, особенности постперестроечного периода и деятельность органов власти по созданию социального государства отражены в периодических изданиях середины 1990-х – начала 2000-х годов, изучение которых способствовало пониманию условий развития системы дополнительного образования детей. Прежде всего, это работы Е.Б. Евладовой1, В.П.Голованова2, С.Ю. Константинова3, Г.Н. Поповой4.

В начале 2000-х гг. выходят в свет работы, посвященные историко-педагогическому анализу внешкольного образования детей, где дополнительное образование является его нераздельной составляющей. Наиболее значимым в этом аспекте представляются труды теоретика и практика дополнительного образования детей А.В. Волохова5, который на основе  анализ организации деятельности детских общественных объединений позволил прийти к пониманию необходимости формирования активности ребенка к участию  в  социальных отношениях, к самореализации  в  экономике, политике, духовной сфере.

В этот же период издаются работы, освещающие насущные проблемы, тенденции и стратегии развития дополнительного образования детей, рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации и развития педагогической компетентности педагогов дополнительного образования. К ним относится пособие под редакцией О.Е. Лебедева6, в котором раскрываются история дополнительного образования детей в России, тенденции развития и пути решения актуальных проблем системы дополнительного образования, перспективные направления научных исследований в этой области на данный период.

В работах С.В. Астраханцевой, Л.Н. Буйловой, Г.Б. Корнетова, В.П. Мартиросяна, Н.А. Соколовой, А.А. Хомяковой дается всесторонний объективный анализ воспитания и развития детей во внешкольных учреждениях. Авторы пытаются раскрыть идею государственно-общественной системы дополнительного образования детей и её роль в организации, наполнении содержанием, обеспечении эффективности образования, воспитания и развития ребёнка.

В книге Г.Б. Корнетова «Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ» анализируются проблемы и противоречия современного образования, дается целостная характеристика модели общественно-активной школы в контексте концепции демократической педагогики.

Вопросы периодизации дополнительного образования затрагивались в работах Л.Ю. Кругловой7, В.А. Горского8. Ученые  выделяют, в основном, от трех до семи этапов в развитии дополнительного (внешкольного) образования. Л.Ю. Круглова этапы развития внешкольного образования связывает с изменениями политического строя в России. В.А. Горский предлагает собственное видение данных этапов с позиций учета исторического развития, смены идеологических установок и образовательных парадигм.

Для достижения поставленной цели и при решении  поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • исторический метод использовался в работе для рассмотрения становления внешкольного образования в России. Данный метод широко применялся при анализе основных нормативных документов, статей. Помог раскрыть основные понятия, функции и виды в системе дополнительного образования, причинно-следственные связи в процессе исторического развития.
  • Метод сравнения, который позволил провести сравнение содержания методов обучения в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей.
  • В исследовании по методике важную роль играет анализ литературы. Изучение литературы научного и методического характера является важной составляющей  подготовительного этапа работы и позволяет выделить факты, характеризующие историю и современное состояние проблемы.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы составляет 63 станицы.

В первой главе «Формирование системы дополнительного образования детей в России» рассматривается история возникновения системы внешкольного образования, раскрывается содержание и основные направления дополнительного образования в 1990-2008 гг. на основе государственных документов в области образования, созданных на данный период времени.

Во  второй главе «Современная система дополнительного образования детей» раскрывается содержание понятия «дополнительного образования детей», рассматривается состояние учреждений дополнительного образования детей на 2009-2012 годы, на примере Дворца творчества детей и молодежи г. Томска. Приводится сравнительный анализ учреждений основного общего среднего и учреждений дополнительного образования детей, выделяются положительные и отрицательные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в   России

 

    1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.

 

                        Изучение истории внешкольного образования

                        является важнейшим условием становления и

     развития системы дополнительного образования.

В.П. Голованов9

 

Внешкольное образование - это процесс и результат формирования у учащихся социокультурного опыта  в процессе познавательной деятельности во внешкольных учреждениях, направленной на развитие творческих способностей школьников в области науки, техники и культуры и организацию их целесообразного досуга10.

Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России