Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.
Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ТГПУ)
Историко-филологический факультет
Кафедра теории и методики обучения истории и обществознанию
Допустить к защите в ГАК
Зав. кафедрой теории и методики обучения истории и обществознанию
к.п.н., доцент
Морозова О.Ю.
_____________(подпись)
«_____»__________2012 г.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
студентка 5 курса, 972 гр.
Иванова Татьяна Владимировна
________________(подпись)
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Морозова О.Ю.
______________________(
Дипломная работа защищена
«___»_________________ 20__ г.
________________ Оценка
Председатель ГАК
___________________ Ф.И.О.
___________________________
(подпись)
Томск 2012
Оглавление
Введение……………………………………………………….
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного
образования детей в России……………………………....………………………
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….
2.2. Современное состояние
учреждений дополнительного
2.3. Организация образовательного процесса
в учреждениях основного общего среднего
и учреждениях дополнительного образования
детей…………………………...………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………..58
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена современными потребностями в формировании личностных качеств граждан, в том числе школьников, которые сделали необходимым создания новой системы дополнительного образования с учетом положительного опыта развития в разные периоды истории нашей страны.
Изменения в обществе в 90-е гг. XX века, распад Советского Союза привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии деятельности системы образования, в том числе и внешкольных учреждений, отразились такие факты, как: смена ценностных ориентиров, отказ от установленных прежде ограничений в сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы образования.
Новые социально-экономические
условия потребовали коренных изменений
в организации всех сфер жизни, в
том числе и в сфере
В Законе Российской Федерации
«Об образовании» 1992 года впервые
в истории государства
На сегодняшний день учреждения дополнительного образования, максимально учитывают потребности детей, родителей, общества и государства, а также способствуют повышенной эффективности их работы в сравнении с общеобразовательными заведениями.
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Объект исследования данной работы – система среднего общего образования в России.
Предмет исследования – процесс дополнительного образования детей во внешкольных учреждениях с 1990-2012 гг.
Хронологические рамки охватывают период, начиная с 1990 по 2012 годы. Нижняя хронологическая граница связана с формированием новой российской государственности, затронувшая все социально-политические и экономические основы страны, что повлекло соответствующие изменения в системе образования Российской Федерации. Правительство Российской Федерации предприняло шаги по проведению значительных реформ в системе образования, которые привели к новому содержанию образовательной политики. По сравнению с началом 90-х годов, сегодняшняя Россия – во многом другая страна, сталкивающаяся с совершенно иными проблемами и вызовами, чем ранее. В некоторых случаях автор выходит за хронологические рамки работы это обусловлено продолжительностью существования данной проблемы, которая уходит за рамки рассматриваемого периода.
Территориальные рамки включают в себя всю территорию России, без ее автономных республик.
При написании данной работы использовались источники и научная литература.
Источниковой базой для написания дипломной работы послужили документы: Федеральные законы «Об образовании», «О дополнительном образовании»; Федеральные программы развития образования; Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 годы; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основные направления реформаторской законодательной деятельности, особенности постперестроечного периода и деятельность органов власти по созданию социального государства отражены в периодических изданиях середины 1990-х – начала 2000-х годов, изучение которых способствовало пониманию условий развития системы дополнительного образования детей. Прежде всего, это работы Е.Б. Евладовой1, В.П.Голованова2, С.Ю. Константинова3, Г.Н. Поповой4.
В начале 2000-х гг. выходят в свет работы, посвященные историко-педагогическому анализу внешкольного образования детей, где дополнительное образование является его нераздельной составляющей. Наиболее значимым в этом аспекте представляются труды теоретика и практика дополнительного образования детей А.В. Волохова5, который на основе анализ организации деятельности детских общественных объединений позволил прийти к пониманию необходимости формирования активности ребенка к участию в социальных отношениях, к самореализации в экономике, политике, духовной сфере.
В этот же период издаются работы, освещающие насущные проблемы, тенденции и стратегии развития дополнительного образования детей, рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации и развития педагогической компетентности педагогов дополнительного образования. К ним относится пособие под редакцией О.Е. Лебедева6, в котором раскрываются история дополнительного образования детей в России, тенденции развития и пути решения актуальных проблем системы дополнительного образования, перспективные направления научных исследований в этой области на данный период.
В работах С.В. Астраханцевой, Л.Н. Буйловой, Г.Б. Корнетова, В.П. Мартиросяна, Н.А. Соколовой, А.А. Хомяковой дается всесторонний объективный анализ воспитания и развития детей во внешкольных учреждениях. Авторы пытаются раскрыть идею государственно-общественной системы дополнительного образования детей и её роль в организации, наполнении содержанием, обеспечении эффективности образования, воспитания и развития ребёнка.
В книге Г.Б. Корнетова «Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ» анализируются проблемы и противоречия современного образования, дается целостная характеристика модели общественно-активной школы в контексте концепции демократической педагогики.
Вопросы периодизации
дополнительного образования
Для достижения поставленной цели и при решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы составляет 63 станицы.
В первой главе «Формирование системы дополнительного образования детей в России» рассматривается история возникновения системы внешкольного образования, раскрывается содержание и основные направления дополнительного образования в 1990-2008 гг. на основе государственных документов в области образования, созданных на данный период времени.
Во второй главе «Современная система дополнительного образования детей» раскрывается содержание понятия «дополнительного образования детей», рассматривается состояние учреждений дополнительного образования детей на 2009-2012 годы, на примере Дворца творчества детей и молодежи г. Томска. Приводится сравнительный анализ учреждений основного общего среднего и учреждений дополнительного образования детей, выделяются положительные и отрицательные качества.
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России
Изучение истории внешкольного образования
является важнейшим условием становления и
развития системы дополнительного образования.
В.П. Голованов9
Внешкольное образование
- это процесс и результат
Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России