Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.
Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58
Внешкольное образование как социально-педагогическое явление зародилось в нашей стране во второй половине XIX века. По мнению ряда исследователей, П. В. Горностаева, В. А. Горохова, Л. А. Кохановой, Б. К. Тебиева и др., начало внешкольному образованию в России положили воскресные школы. Первая такая школа в Москве открылась в июне 1860 г., а спустя четыре месяца их уже было десять и в них обучалось около 900 человек. В воскресных школах работали профессора Московского и Петербургского университетов. Они стремились ввести в практику обучения и воспитания учащихся все новое, прогрессивное, что было в педагогической науке того времени. При этом их деятельность была бескорыстна, просвещение народа они считали своим общественным и нравственным долгом11.
Первые организационные формы внешкольного образования (кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные колонии и т.д.) в России получили распространение в конце XIX века. Особая заслуга в этом принадлежит выдающемуся педагогу С. Т. Шацкому. Он утверждал, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусство, умственная деятельность. Ему принадлежат основные педагогические положения, относящиеся к содержанию, организации и методам внешкольной работы с детьми. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения - создание центра, где детская жизнь организуется на основе интересов самих детей12. Особую популярность в начале XX века приобрели клубные объединения. Они создавались в интересах детей и подростков и действовали успешно благодаря тому, что ориентировались на досуговые потребности больших групп молодежи. Клубы давали возможности для насыщенного и содержательного общения в условиях микросреды, благоприятной для свободной самореализации13. В России в этот период бурно стало развиваться негосударственное - частное и общественное - образование, не только начальное, но и высшее. Соответствующие учебные заведения способствовали развитию сферы дополнительного образования, поскольку были открытыми для всех социальных слоев населения.
В период своего
зарождения и вплоть до Октябрьской
революции внешкольное
В период революционных преобразований в нашей стране серьезной проблемой была детская безнадзорность. В школах России обучалось примерно около 9% детей, большинство подростков в возрасте 12-17 лет были заняты трудовой деятельностью, многие из них бродяжничали. В этой связи приоритетными задачами во внешкольной работе считалось не только воспитание и развитие социальной активности детей и подростков в сфере революционных идей, но и их образование, повышение общего культурного уровня. Путем объединения детей в детские организации, в клубах, во внешкольных учреждениях решались социально - педагогические задачи преодоления и профилактики их безнадзорности15.
После Октябрьской революции организуемое государством внешкольное образование наряду с дошкольным воспитаем было включено в общую систему народного просвещения. А с 1918 года внешкольные учреждения стали неотъемлемой частью системы образования и общественного воспитания подрастающего поколения в нашей стране. Их работа дополняла, углубляла и развивала деятельность школы и воспитательные возможности семьи16. В качестве первых детских внешкольных учреждений историки называют Биологическую станцию юных любителей природы, которая была открыта в Москве в 1918 году.
Картина развития внешкольной работы в 20-30-е годы была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались детские журналы, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию. Рост числа внешкольных учреждений потребовал усиления внимания к подготовке кадров внешкольных работников. В этот период С.Т. Шацким и его единомышленниками была открыта Первая опытная станция, которая вела работу с детьми, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занимались исследовательской деятельностью. Талантливый педагогический коллектив станции создает интересные образцы работы в области содержания и методики обучения, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, на основе практической работы школы и накопленного сотрудниками станции опыта были составлены первые школьные программы. Основное содержание этих программ вошло составной частью в программы Государственного Ученого Совета (ГУСа) 1923-1925 годов. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 г17.
Известно, что
первым томским внешкольным
В 30-е годы большую
роль в организации воспитательной
работы с детьми и их внешкольного
образования, в изучении их читательских
интересов сыграли детские
На базе детских клубов начинает формироваться широкая сеть внешкольных учреждений, основу которой составили Дворцы и Дома пионеров и школьников. Именно они на долгие годы оставались наиболее массовым типом комплексного многопрофильного внешкольного учреждения. Они проводили массовую организационную и культурно-просветительскую работу среди детей, были базой пионерской организации. Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям: учебно-кружковая работа, массовая работа, методическая работа. Система внешкольных учреждений обладала ресурсами, которые обеспечивались за счет государственного и местного бюджетов. Дворцы и Дома пионеров и школьников стали важным средством формирования ценностного отношения общества к детям и детству, так как основание этих детских центров стало общенародным делом.
В 1936 – 1937 годах начинают в массовом порядке открываться детские спортивные школы и стадионы. Политическая ситуация в стране и на мировой арене стимулировала быстрое развитие прикладных видов оборонно - спортивных занятий: стрельбы, прыжков с парашютом, ориентирования на местности и других20.
В 40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений – специализированные, комплексные. К концу 1940 года в системе народного образования насчитывалось 1846 учреждений. Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям: учебно-кружковая работа, массовая работа, методическая работа. С созданием широкой сети внешкольных учреждений стали формироваться кадры профессионалов-специалистов в этой области. В общей структуре педагогических работников «внешкольники» представляли ту часть специалистов, которые наиболее глубоко ориентировались в интересах и проблемах детей, и наиболее полно были способны реализовать в работе с детьми принцип индивидуального подхода21.
Анализируя внешкольную работу в 40-80-е гг. нужно отметить, что в годы Великой Отечественной войны внешкольные учреждения продолжали работать с детьми. В послевоенные годы пришлось восстанавливать те внешкольные учреждения, помещения которых были разрушены в результате военных действий, либо использовались для размещения госпиталей и для других нужд, связанных с войной. Из архивных источников известно, что 24 декабря 1948 г. на заседании бюро Томского обкома ВКП(б) (протокол № 182) обсуждался вопрос о состоянии внеклассной и внешкольной работы с учащимися. В целом состояние внеклассной и внешкольной работы в учреждениях Томской области было признано неудовлетворительным и «запущенным». Сложная ситуация с организацией внешкольной деятельности объясняется в немалой степени тем, что в конце 1940-х годов внешкольные учреждения области зачастую не имели квалифицированных руководителей и крайне редко такое учреждение возглавлял директор с высшим педагогическим образованием: специалистов, погибших на войне, заменить было попросту некем22.
В послевоенный период внешкольная работа приобрела особую актуальность в деле воспитания и развития детей. В начале 1950-х годов выросло поколение «безотцовщин», особенно нуждающихся во внимании педагогов внешкольных учреждений, которые могли уделить им больше времени, чем школьные учителя. Внешкольная работа успешно ограждала детей от вредного влияния улицы, одновременно помогая формированию определенного, заранее заданного мировоззрения. Осознавая большой потенциал внешкольной работы в деле воспитания молодежи и для преодоления кризиса в работе внешкольных учреждений, 7 июня 1952 г. Томский облисполком принял постановление «Об упорядочении сети и утверждении типов штатов внешкольных учреждений». В соответствии с этим постановлением, а также с целью с пользой организовать свободное время детей в 1952/1953 учебном году были созданы и реорганизованы из станций юных техников следующие учреждения: семь домов пионеров, областная станция юных натуралистов, областная станция юных техников, две детские спортивные школы (в г. Томске и в г. Колпашево), детский городской парк23.
Затем стало происходить дальнейшее расширение сети внешкольных учреждений. В 1977 г. во дворцах и домах пионеров Министерства просвещения насчитывалось 70 650 кружков, в которых занимались примерно 1,5 млн. детей. Сохранились все виды внешкольных учреждений, которые сформировались в предыдущие годы, но число их существенно выросло. Число дворцов и домов пионеров и школьников в 1986 г. (по сравнению с 1950 г.) выросло почти в четыре раза, станций юных техников – в 3,8 раза, станций юных натуралистов – в 4,6 раза, станций юных туристов – в 4,4 раза. В клубных учреждениях Министерства культуры и профсоюзных организаций имелось 107 512 кружков, в которых занимались почти 2 млн. детей24.
Расширенная сеть внешкольных учреждений охватывала все более широкий круг детей. Известно, что в Томске в 1970 году во внешкольную деятельность были вовлечены приблизительно 20000 школьников, а в 1975/1976 учебном году кружковой, клубной и секционной работой уже было охвачено 27373 школьника25.
В 70-е гг. практически все учащиеся 4-8-х классов были пионерами. Одним из основных принципов деятельности детских внешкольных учреждений считалась идейная направленность работы с детьми: создавались особые структуры во внешкольных учреждениях (ленинские музеи, залы, комнаты), использовались особые формы воспитательной работы (экскурсии, походы, путешествия по дорогам гражданской и Великой Отечественной войн, на ударные стройки). На одном из первых мест стояли задачи патриотического воспитания школьников, формирования их как патриотов-интернационалистов. Соответственно в системе внешкольной работы возникли юношеские политические клубы и клубы интернациональной дружбы, школьные музеи, различные детские объединения для осуществления трудовой и иной социальной деятельности. В свою очередь, усиливается образовательный компонент во внешкольной работе. В частности, в деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, формирование у детей читательских интересов. Усиливается работа по развитию творческих способностей детей, складывается система работы с одаренными детьми. Формируется научно-исследовательское направление деятельности учащихся во внешкольной работе, в том числе по новым направлениям науки и техники, астрономии и космонавтики, электроники, автоматики, биохимии, экологии и другим. Возникают научные общества учащихся, деятельность которых обеспечивается вузами и научными учреждениями и организациями26.
В 70-80-е годы усилилась роль в отношении воспитательной работы школ, пионерской организации, детских лагерей и структур, работающих с детьми по месту жительства. Дети обладали свободой выбора в пределах предлагаемых педагогом направлений деятельности. Между детьми и взрослыми, как правило, складывались неформальные отношения сотрудничества27. К завершению советской эпохи, в связи с распадом Советского Союза в 1991 г., система внешкольного образования была достаточно развитой и включала в себя комплексные и профильные учреждения различного типа28.
Таким образом, как социально - педагогическое явление, учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец ХIХ - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, особенности педагогического взаимодействия. В результате развития системы внешкольного образования сформировались ее основные характеристики: массовость, общедоступность, добровольность участия детей в занятиях и деятельности; реализация принципа педагогической поддержки детской инициативы и самодеятельности; создание ситуации личностного развития и самореализации воспитанников; использование значительных воспитательных возможностей педагогически организованной внешкольной деятельности.
Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России