История развития системы дополнительного образования детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58

Файлы: 1 файл

дипломная работа. ивановаdoc.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

В процессе трансформации  сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, произошли заметные изменения в их функциях. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Более востребована стала функция предупреждения детской безнадзорности, поскольку ситуация экономического кризиса в стране привела к росту числа детей, лишившихся попечения родителей или необходимого родительского надзора. Среди педагогических функций ведущим стало дополнительное образование. Функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменились подходы к определению путей их осуществления. В качестве основного стала рассматриваться реализация образовательных программ различного направления. Произошли изменения и в методических функциях. С исчезновением пионерской и комсомольской организаций, естественно, прекратилось и методическое обеспечение их деятельности. Основное внимание стало уделяться повышению профессиональной квалификации педагогических кадров. Повышается роль реализации социальной функции в деятельности учреждений дополнительного образования детей. В трудах современных отечественных теоретиков и практиков дополнительного образования обозначаются также познавательная, социально-адаптивная, коррекционно-развивающая, воспитательная, профилактическая, информационно-коммуникативная, ценностная, личностно-образующая, психолого-терапевтическая и досуговая функции40.

В Российской Федерации  дополнительное образование детей  реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов (учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных образовательных учреждениях — школах, дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и т.п.), в учреждениях культуры (музеи, театры, дома и дворцы культуры и т.д.), физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т.д.

Наряду с другими  типами образовательных учреждений (дошкольными, общеобразовательными, учреждениями профессионального образования и др.) учреждения дополнительного образования детей выделены в Законе «Об образовании» как особый тип образовательного учреждения. Он имеет специфические черты, признаки, функции.

Цели учреждения дополнительного  образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения:

- обеспечение необходимых  условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к  жизни в обществе;

- формирование общей  культуры;

- организация содержательного  досуга41.

Отличительными  чертами педагогики дополнительного  образования детей являются:

- создание условий  для свободного выбора каждым  ребенком образовательной области  (направления и вида деятельности), профиля программы и времени  ее освоения, педагога;

- многообразие  видов деятельности, удовлетворяющей  самые разные интересы, склонности  и потребности ребенка;

- личностно-деятельностный  характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации  личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; 

- личностно-ориентированный  подход к ребенку, создание  «ситуации успеха» для каждого;

- создание условий  для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

- признание  за ребенком права на пробу  и ошибку в выборе, права на  пересмотр возможностей в самоопределении; 

- применение  таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка42.

В Российской Федерации  только в системе образования  в 2001 году функционировало 8,7 тысяч  учреждений дополнительного образования, в которых занималось 7,9 млн. человек, что составляет 41% от всего числа учащихся России. По сравнению с 1998 годом количество учреждений увеличилось на 857, а число занимающихся выросло почти на 900 тысяч. В учреждениях с детьми работает 273 тысячи человек, из них 184 тысячи педагогов дополнительного образования. Разнообразие видов учреждений дополнительного образования в 2003 году характеризовалось следующими показателями: 29% от общего числа учреждений дополнительного образования составляют школы (музыкальные, художественные, спортивные и др.); 24,2% - центры, 18,2% - Дворцы и Дома творчества; 11,3% - клубы: 9,5% станции и др.43

По состоянию на 1 января 2004 года в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч образовательных учреждений дополнительного образования детей  различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования — 8,9 тыс., системе культуры — 5,8 тыс., системе спорта — 1,1 тыс., общественных организаций — более 2 тыс. В них занимаются свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (38,7% от общего числа обучающихся)44.

Основными направлениями на данный период принято считать следующие: художественно-эстетическое, научно-техническое, спортивно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, экономико-правовое45.

Возросшее количество учреждений дополнительного образования детей говорит об их востребованности обществом, родителями и детьми. Следует отметить, что изменилось не только количество учреждений дополнительного образования детей, но можно фиксировать и тенденцию к повышению вариативности дополнительного образования. Эффективность деятельности российской системы дополнительного образования детей находит свое подтверждение в итогах всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных состязаний.

В Федеральной программе развития образования (2001-2005 гг.) состояние учреждений дополнительного образования детей оценивалось как критическое. Авторы программы справедливо указывали на сокращение оказания услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом, на закрытие многих учреждений или их перехода к платному образованию (в связи с недостатком финансирования), что делало их труднодоступными для граждан с низкими доходами. Программа развития дополнительного образования детей направлена на реализацию государственной политики РФ в области образования детей, усиление внимания к воспитанию и творческому развитию подрастающего поколения, охрану прав детства.

Цель Федеральной программы развития образования на период 2006-2010 гг. -  формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой  личности, развитие конструкторских способностей детей, технического мышления, познание окружающей  действительности.

Основными направлениями в реализации программы являются:

- Сохранение и развитее дополнительного образования детей по всем имеющимся видам деятельности;

- Обеспечение доступности дополнительного образования для детей;

- Поддержка и развитие технического творчества детей и юношества;

- Разработка и внедрение дополнительных программ нового поколения, усовершенствование имеющихся образовательных программ;

- Расширение банка нормативно-правовых документов, методических рекомендаций;

- Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;

- Разработка мер по улучшению финансового и ресурсного обеспечения.

Задачи:

1.     повышение  качества содержания дополнительного  образования детей по всем  видам деятельности, его организационных  форм, методов и технологий;

2.     Расширение видов творческой деятельности, с целью привлечения обучающихся среднего и старшего школьного возраста;

3.     Освоение  и использование информационно-компьютерных  технологий для повышения творческого  потенциала детей и подростков;

4.     Формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности воспитанников, воспитание уважения к истории и культуре народов России.

В программе 2006-2010 гг. развитие дополнительного образования детей рассматривалось в контексте модернизации всей системы образования. Вследствие чего изменились и задачи учреждений дополнительного образования.

Задачи учреждений дополнительного образования в  контексте целевых установок  Федеральных программ развития образования46

 

 

Целевые установки

Задачи

2000-2005

Развитие системы образования  в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного  образования детей и взрослых.

2006 - 2010

Обеспечение условий  для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых  институциональных механизмов регулирования  в сфере образования, развития фундаментальности  и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Расширение возможности  получения дополнительного образования  в соответствии с запросами населения (увеличение количества учащихся в  возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования)


 

Основная задача Федеральных  программ не сохранение, а развитие учреждений дополнительного образования. По состоянию на 2008 год в Российской Федерации функционируют 17,6 тысяч  учреждений дополнительного образования детей (95% являются муниципальными), в которых занято 10,9 млн. детей от 5 до 18 лет (что составляет 49,1% от общего количества)47. По сравнению с 2004 годом количество учреждений уменьшилось.

Таким образом, выполняя государственный заказ, учреждения  дополнительного образования удовлетворяют запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они способствуют развитию умений и навыков школьников в различных видах творческой деятельности, формируют основы творческого мышления, воображения, оригинальности, способствуют нравственно - эстетическому воспитанию и развитию творческой активности школьников. Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей

 

2.1 Содержание  понятия «дополнительное образование детей»

 

В Концепции  модернизации дополнительного образования  детей Российской Федерации на период до 2010 г. отмечено: «...дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка...»48.

Известно, что  само понятие «дополнительное образование  детей» вошло в педагогический лексикон только с 1992 года Законом Российской Федерации «Об образовании» было включено в государственную систему образования, но не было точного определения понятия.  В настоящее время имеется несколько определений понятия «дополнительное образование детей».

В словаре Ожегова С.И., термин «дополнение» - прибавление, второстепенный член предложения49.

 Составитель   психологического словаря А.Ребер,  термин «дополнительное» толкует  так: «дополнение - то, что завершает  что-нибудь»  (A. S. Reber The penguin of psycholody sekond edition. 1995. r.257)50

В Концепции  модернизации российского образования  под «дополнительным» понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее  ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно51.

В этом случае дополнительность можно рассматривать как механизм обеспечения полноты и целостности  чего-либо, например, обеспечение некой полноты, целостности, завершенности образа.

Исследователь В.П. Мартиросян дополнительное образование детей рассматривает как один из видов образования по выбору, как эффективное средство социального, а в последующем, возможно, и профессионального самоопределения учащихся. И приводит более точное определение: «Дополнительное образование детей — это совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности, лежащей за пределами государственного образовательного стандарта. В основе этой деятельности лежат любознательность и природосообразность, увлеченность свободным творчеством и интерес к человеку, стремление к мастерству и поиск ответов: с кем и что делать по пути постижения смысла жизни»52.

Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России