История развития системы дополнительного образования детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58

Файлы: 1 файл

дипломная работа. ивановаdoc.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Нормативная  основа системы дополнительного  образования детей в 1990-2008 гг.

 

Изменения в  обществе в 1990-е гг., распад СССР привели  к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии деятельности системы  образования, в том числе и  внешкольных учреждений, отразились такие факты, как: смена ценностных ориентиров, отказ от установленных прежде ограничений в сфере образовательной деятельности, сокращение финансирования системы образования. В это время переосмысливаются традиции внешкольного образования, внешкольного воспитания и внешкольной работы. Реорганизация современной системы образования Российской Федерации, начавшаяся в 1992 г., предопределила процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы, перехода ее в новое качественное состояние.

С принятием  Закона Российской Федерации «Об  образовании» в 1992 году статус внешкольных  учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки  для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования  к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности29.

В Законе целый  раздел (статья 26) посвящен дополнительному  образованию, дана типология образовательных  учреждений дополнительного образования  детей, разработаны их общие положения, определены задачи. Следует отметить, что в первоначальной редакции Закона РФ «Об образовании» был обозначен только один тип образовательного учреждения дополнительного образования (как для детей, так и для взрослых), что вносило много сложностей и неразбериху в деятельность учреждений данного типа, работавших с разными категориями населения. В новой редакции Закона (1996 г.) типология их была уточнена. Пункт 4 статьи 12 Закона дополнен такими типами образовательных учреждений, как учреждения дополнительного образования взрослых (институты и курсы повышения квалификации, дополнительное образование взрослых) и учреждения дополнительного образования детей30.

В Законе Российской Федерации (1992 г., 1996 г.) сказано, что  учреждения дополнительного образования  осуществляют образовательный процесс, реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Дополнительные образовательные программы и услуги компенсирую, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования. При этом содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации31.

Период с 1990 по 1996 годы стал временем адаптации образовательных учреждений к изменяющимся социально-политическим условиям начала 90-х годов ХХ века. Этот этап развития дополнительного образования детей можно назвать практико-ориентировочным. Происходило формирование и внедрение в практику новых подходов к организации дополнительного образования детей, соответствующих социально-экономическим реалиям и социокультурным ориентирам демократической России. В этот период был создан ряд важнейших документов, которые сегодня входят в число основополагающих нормативных актов в деятельности учреждений дополнительного образования, определяют государственную политику в этой области. В их числе: О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития (27.10.1993); О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (25.04.1994); О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (23.11.1994); О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования (10.01.1996); Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (05.06.1996); О государственной поддержке молодежных и детских объединений (26.02.1996).

7 марта 1995 года  был принят основной документ, прямо установивший содержание  и особенности работы учреждений  дополнительного образования – Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, прямо установившее содержание и особенности внешкольной работы с детьми. В этом документе учреждение дополнительного образования впервые определялось как место развития мотивации личности к познанию и творчеству, где развитие личности обучающихся должно происходить в ходе реализации дополнительных образовательных программ. В Положении подчеркивалась деидеологизация дополнительного образования,  гуманистическая направленность и его светский характер32.

В 1990-е годы государство  перестало быть единственным учредителем  образовательных учреждений, в том  числе и учреждений дополнительного  образования детей. Наряду с государством источниками социального заказа, а, следовательно, и развития системы дополнительного образования детей, выступили другие субъекты: сами дети и их родители, представители региональной и местной власти, различных сообществ и социальных групп российского общества33.

Проблемы дополнительного образования в 1990-е годы были обусловлены социально-экономической ситуацией, которая неоднократно принимала кризисный характер. С небывалой остротой стояли проблемы социальной защиты работников образования, в числе которых и педагоги дополнительного образования. Государство не выполняло в полной мере свои финансовые обязательства, что привело к появлению платных услуг.

Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи. Несмотря на это, в последнем десятилетии XX века контингент обучающихся неуклонно растет. Если в 1990 году в России было 6,3 млн. обучающихся, то в 2000 году – 7,6 млн., т.е. 40% детей-школьников занималось в учреждениях дополнительного образования34.

С 1997 года начался второй этап формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность учреждений дополнительного образования. Он продлился до 2000 г. Данный период историки называют технологическим. Основной задачей системы дополнительного образования детей было: освоение и коррекция нормативно - правовой и программно - методической базы дополнительного образования.

С целью создания условий, направленных на повышение воспитательного  потенциала образовательных учреждений всех типов и видов, развития материально-технической  базы учреждений дополнительного образования, совершенствования содержания дополнительного образования детей принят ряд важных документов. В марте 2000 года не заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей». 27 декабря 2000 года вышло соответствующее распоряжение Правительства № 1847, в соответствии с которым Минобразованием России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была подготовлена и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования на 2002-2005 гг.35

В Межведомственной программе  подчеркивается, что в учреждениях  дополнительного образования детей  эффективно внедряются инновационные  социально-педагогические технологии, а стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опята гражданского поведения, постижение ими основ демократической культуры, самоценности личности, осознание важности выбора профессии, получение квалификационной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

В основополагающих государственных документах этого периода, книгах, статьях, выступлениях ученых, материалах конференций ключевой идеей при рассмотрении дополнительного образования выступает идея его перспективного развития как самоценного социально-педагогического явления, компонента непрерывной системы российского образования.

 Третий период - 2001-2004 годы – период стабилизации. Стабилизировалась деятельность системы дополнительного образования, что выразилось в поддержке одаренных детей, консолидации образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации и способствовало решению широкого комплекса проблем воспитания.

В целях усиления внимания к созданию условий для самообразования, самореализации в творческой и интеллектуальной деятельности, личностного и профессионального самоопределения, воспитания и гражданского становления подрастающего поколения в Министерстве образования и науки Российской Федерации в 2002 году была разработана Концепция модернизации дополнительного образования детей до 2010 года. Концепция является основным политическим документом, определяющим пути развития отечественного образования до 2010 года. В ней отведена роль учреждениям дополнительного образования36.

 Концепция связана  с основными направлениями социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации. В ней отмечается, что образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, что обуславливает необходимость существенных изменений в дополнительном образовании детей:

- совершенствование системы  дополнительного образования детей,  призванной обеспечить необходимые  условия для создания среды,  способствующей расширенному воспроизводству  знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения детей, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе,  формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости;

- развитие межведомственного  сотрудничества в целях обеспечения   доступного и качественного образования,  необходимого для обеспечения  конкурентоспособности молодых  людей в условиях рыночной  экономики;

- создание условий  сохранения единого образовательного  пространства во взаимодействии  дополнительного образования детей  с различными уровнями образования;

- развитие нормативной  правовой базы, приведение ее  в соответствие с изменениями  в российском законодательстве;

- разработка образовательных  программ нового поколения, направленных  на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

- сохранение и укрепление  кадрового состава, повышение  их профессионального уровня  с учетом современных требований,

- укрепление материально-технической  базы, ресурсного обеспечения учреждений  дополнительного образования37.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей  до 2010 года отмечается, что дополнительное образование детей как зона ближайшего развития личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями, по сути является практико-ориентировочным. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития одаренных детей.

Четвертый период, 2005-2008 гг., стал временем устойчивого развития системы дополнительного образования детей, началом модернизации и подведения ее первых итогов. Результат показал, что опыт развития системы дополнительного образования детей доказал ее большую роль в обеспечении занятости детей и подростков, профилактике правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

Вопрос о поддержке  педагогов обсуждался на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию в 2008 году. Председатель Комитета Г.А. Балыхин главным достоинством дополнительного образования назвал высокую воспитательную составляющую, а без педагогов-профессионалов эффективное воспитание невозможно38.

Таким образом, в результате трансформации системы  внешкольного образования в систему  дополнительного образования детей  в 90-е гг. XX века происходит обновление системы дополнительного образования. Наблюдается стабильный, хотя и незначительный, рост числа учреждений дополнительного образования, сопровождающийся развитием теоретико-методологической и нормативно-правовой базы. В нормативных документах по дополнительному образованию детей и подростков достаточно четко просматривается особое внимание к его личностно-развивающему потенциалу, определяется место развития мотивации личности к познанию и творчеству, где развитие личности обучающихся должно происходить в ходе реализации дополнительных образовательных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные  направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг.

 

После распада  Советского Союза в 1991 году воспитательная работа внешкольных учреждений еще  более актуализировалась. С принятием  Закона РФ «Об образовании»39 в 1992 г. статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый Закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В данном Законе требования к содержанию дополнительного образования детей формируется следующим образом: обеспечение здорового образа жизни детей  и взрослых, самоопределение личности, создание условий для самореализации; формирование современной картины мира; уровень общей и профессиональной культуры, адекватной мировому; интеграция личности в системе мировой и национальной культур; воспитание гражданина, интегрированного в современное общество; воспроизводство и развитие интеллектуального, творческого потенциала общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству людей и народов; реализация прав человека.

Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России