Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.
Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58
1.2 Нормативная
основа системы
Изменения в
обществе в 1990-е гг., распад СССР привели
к глубокому социально-
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности29.
В Законе целый раздел (статья 26) посвящен дополнительному образованию, дана типология образовательных учреждений дополнительного образования детей, разработаны их общие положения, определены задачи. Следует отметить, что в первоначальной редакции Закона РФ «Об образовании» был обозначен только один тип образовательного учреждения дополнительного образования (как для детей, так и для взрослых), что вносило много сложностей и неразбериху в деятельность учреждений данного типа, работавших с разными категориями населения. В новой редакции Закона (1996 г.) типология их была уточнена. Пункт 4 статьи 12 Закона дополнен такими типами образовательных учреждений, как учреждения дополнительного образования взрослых (институты и курсы повышения квалификации, дополнительное образование взрослых) и учреждения дополнительного образования детей30.
В Законе Российской Федерации (1992 г., 1996 г.) сказано, что учреждения дополнительного образования осуществляют образовательный процесс, реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Дополнительные образовательные программы и услуги компенсирую, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования. При этом содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации31.
Период с 1990 по 1996 годы стал временем адаптации образовательных учреждений к изменяющимся социально-политическим условиям начала 90-х годов ХХ века. Этот этап развития дополнительного образования детей можно назвать практико-ориентировочным. Происходило формирование и внедрение в практику новых подходов к организации дополнительного образования детей, соответствующих социально-экономическим реалиям и социокультурным ориентирам демократической России. В этот период был создан ряд важнейших документов, которые сегодня входят в число основополагающих нормативных актов в деятельности учреждений дополнительного образования, определяют государственную политику в этой области. В их числе: О практике социально-педагогической работы в России и перспективах ее развития (27.10.1993); О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей (25.04.1994); О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения (23.11.1994); О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования (10.01.1996); Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (05.06.1996); О государственной поддержке молодежных и детских объединений (26.02.1996).
7 марта 1995 года
был принят основной документ,
прямо установивший содержание
и особенности работы
В 1990-е годы государство
перестало быть единственным учредителем
образовательных учреждений, в том
числе и учреждений дополнительного
образования детей. Наряду с государством
источниками социального заказа
Проблемы дополнительного образования в 1990-е годы были обусловлены социально-экономической ситуацией, которая неоднократно принимала кризисный характер. С небывалой остротой стояли проблемы социальной защиты работников образования, в числе которых и педагоги дополнительного образования. Государство не выполняло в полной мере свои финансовые обязательства, что привело к появлению платных услуг.
Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи. Несмотря на это, в последнем десятилетии XX века контингент обучающихся неуклонно растет. Если в 1990 году в России было 6,3 млн. обучающихся, то в 2000 году – 7,6 млн., т.е. 40% детей-школьников занималось в учреждениях дополнительного образования34.
С 1997 года начался второй этап формирования законодательной базы, регламентирующей деятельность учреждений дополнительного образования. Он продлился до 2000 г. Данный период историки называют технологическим. Основной задачей системы дополнительного образования детей было: освоение и коррекция нормативно - правовой и программно - методической базы дополнительного образования.
С целью создания условий, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов, развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования, совершенствования содержания дополнительного образования детей принят ряд важных документов. В марте 2000 года не заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос «О состоянии и перспективах развития системы дополнительного образования детей». 27 декабря 2000 года вышло соответствующее распоряжение Правительства № 1847, в соответствии с которым Минобразованием России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была подготовлена и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования на 2002-2005 гг.35
В Межведомственной программе
подчеркивается, что в учреждениях
дополнительного образования
В основополагающих государственных документах этого периода, книгах, статьях, выступлениях ученых, материалах конференций ключевой идеей при рассмотрении дополнительного образования выступает идея его перспективного развития как самоценного социально-педагогического явления, компонента непрерывной системы российского образования.
Третий период - 2001-2004 годы – период стабилизации. Стабилизировалась деятельность системы дополнительного образования, что выразилось в поддержке одаренных детей, консолидации образовательных учреждений, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации и способствовало решению широкого комплекса проблем воспитания.
В целях усиления внимания
к созданию условий для самообразования,
самореализации в творческой и интеллектуальной
деятельности, личностного и профессиональног
Концепция связана
с основными направлениями
- совершенствование системы
дополнительного образования
- развитие межведомственного
сотрудничества в целях
- создание условий
сохранения единого
- развитие нормативной правовой базы, приведение ее в соответствие с изменениями в российском законодательстве;
- разработка образовательных
программ нового поколения,
- сохранение и укрепление кадрового состава, повышение их профессионального уровня с учетом современных требований,
- укрепление материально-
В Концепции модернизации
дополнительного образования
Четвертый период, 2005-2008 гг., стал временем устойчивого развития системы дополнительного образования детей, началом модернизации и подведения ее первых итогов. Результат показал, что опыт развития системы дополнительного образования детей доказал ее большую роль в обеспечении занятости детей и подростков, профилактике правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
Вопрос о поддержке педагогов обсуждался на парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по образованию в 2008 году. Председатель Комитета Г.А. Балыхин главным достоинством дополнительного образования назвал высокую воспитательную составляющую, а без педагогов-профессионалов эффективное воспитание невозможно38.
Таким образом,
в результате трансформации системы
внешкольного образования в систему
дополнительного образования
1.3 Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг.
После распада Советского Союза в 1991 году воспитательная работа внешкольных учреждений еще более актуализировалась. С принятием Закона РФ «Об образовании»39 в 1992 г. статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый Закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В данном Законе требования к содержанию дополнительного образования детей формируется следующим образом: обеспечение здорового образа жизни детей и взрослых, самоопределение личности, создание условий для самореализации; формирование современной картины мира; уровень общей и профессиональной культуры, адекватной мировому; интеграция личности в системе мировой и национальной культур; воспитание гражданина, интегрированного в современное общество; воспроизводство и развитие интеллектуального, творческого потенциала общества; содействие взаимопониманию и сотрудничеству людей и народов; реализация прав человека.
Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России