История развития системы дополнительного образования детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58

Файлы: 1 файл

дипломная работа. ивановаdoc.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

В материалах ЮНЕСКО термином «дополнительное образование детей» характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах53.

Между тем основу современного дополнительного образования  детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Его назначение - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами54.

Особенностью  процесса дополнительного образования детей является то, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям на фоне свободного выбора, в их свободное время, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Здесь же заметим, что  целевые установки, реализуемые в дополнительном образовании, в разной мере отражают содержание общечеловеческих морально-нравственных ценностей.

Дополнительное образование детей реализуется по следующим направлениям: техническое творчество; экспериментально-исследовательская деятельность; туристско-краеведческая деятельность; физкультура и спорт; художественная самодеятельность; сельскохозяйственное опытничество и природоохранительная деятельность (экологическое воспитание); военно-патриотическое воспитание55.

Цели и задачи дополнительного образования учащихся реализуются на базе различных образовательных учреждений в форме самодеятельных добровольных объединений: кружки, курсы, клубы, секции, студии, научные общества учащихся, академии и др.56.

В практике учреждений дополнительного  образования реализуются несколько подходов (концепций), в которых дополнительное образование детей рассматривается, как57:

- средство компенсации  знаний, умений, видов деятельности, отсутствующих в общеобразовательной школе;

-  средство индивидуально-личностного развития (физического, эстетического, интеллектуального и т.п.);

- средство коррекции  различных личностных качеств (восприятие, воображение, мышление, память и т.п.);

- средство социального  и профессионального самоопределения обучающихся;

-  совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности детей и подростков на основе их любознательности и увлеченности в области науки, техники, искусства, спорта и туризма.

При этом сфера дополнительного образования рассматривается как своеобразная образовательно-производственная педагогическая среда, в которой осуществляется «штучная выделка» (производство) романтически увлеченных каким-то конкретным делом людей, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций58.

Еще в конце XIX -  начале XX вв., до принятия Закона Российской Федерации «Об образовании»59 такая образовательная деятельность называлась внешкольным образованием, а с конца 1920-х годов – внешкольным воспитанием.

Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определяется рядом обстоятельств. Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Взгляд на человека, прежде всего, как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития. Во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации. В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей60.

Сегодня, дополнительное образование детей — своеобразный педагогический феномен, направленный на:

  • сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме;
  • удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире;
  • организацию активной творческой жизнедеятельности детей; сознания и развития пространства детского благополучия61.

В целях создания условий для активного включения  детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества и улучшение условий социальной адаптации детей и молодежи, формирования здорового образа жизни была разработана Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 годы (приказ Министра образования и науки от 16 октября 2007 г. № 283)62.

Цели Программы:

  1. Совершенствование содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий.
  2. Развитие  инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
  3. Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.

Дополнительное  образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких  как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору,  социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.  Вместе с тем, социально-экономическое развитие   общества,  модернизация российского образования   требуют серьезных преобразований существующей системы  путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования детей и  совершенствования их социально-адаптирующих функций. Как показывает практика, остаточный принцип финансирования  образовательных учреждений дополнительного образования детей,  несовершенство нормативной базы образования,    снижение уровня научно-методического и программного обеспечения,    отсутствие планомерной подготовки и   повышения квалификации педагогических кадров для системы дополнительного образования детей   во многих  субъектах Российской Федерации привели к   серьезным  изменениям  в функциональном назначении учреждений дополнительного образования детей, сохранении и развитии сети учреждений данного типа. 

Сравнительный анализ качественного состава обучающихся  в творческих объединениях по интересам показывает, что в последние годы наблюдается рост объединений для детей младшего школьного возраста. Сокращается сеть объединений технической направленности, востребованных мальчиками и юношами.  В ряде территорий происходит слияние профильных учреждений в комплексные центры, в результате чего сокращается количество наиболее затратных детских объединений спортивного, туристского, технического профиля  для подростков старшего возраста, требующих особого внимания. Необходимо изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов, совершенствование  социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей. В настоящее время более 50 % педагогов дополнительного образования используют образовательные программы, разработанные еще в середине 80-х  годов. Отсутствует информационная,   методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и педагогов учебно-методическими пособиями по различным направлениям дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента. Однако в настоящее время доля руководителей в системе дополнительного образования детей,  имеющих соответствующее образование, составляет менее 0,1 %63.

Ключевой проблемой, влияющей на качество дополнительного образования детей, его доступность для различных социальных групп населения и, как следствие, - неэффективное использование его потенциала для социальной адаптации обучающихся, формирования здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения является неразвитость  механизма, обеспечивающего устойчивое развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях.

Возможности дополнительного  образования в области предупреждения асоциального поведения детей и  подростков связана перспективная  задача предоставления бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет, поставленная в принятой Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года64.

В основу развития системы  образования должны быть положены такие принципы как открытость образования к внешним запросам,  применение проектных методов,  конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике,  адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Развитие системы общего образования  предусматривает индивидуализацию,  ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения,  расширение сферы дополнительного образования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования -  повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

С целью обеспечения доступности  качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы65.

Задачи программы:

  1. модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  2. приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  3. развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

В  соответствии с мероприятиями  Программы в 2011-2013 гг. будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества. В 2014 - 2015 годы будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

Таким образом, деятельность учреждений дополнительного  образования детей, ставших преемником системы внешкольных учреждений, с одной стороны, сочетает в себе лучший исторический опыт и традиции внешкольного воспитания, а с другой стороны, является областью инновационной образовательной деятельности, способствующей раскрытию образовательных потребностей детей и творческой самореализации ребенка.

Можно отметить то, что дополнительное образование  детей в настоящее время завоевало  широкое признание и популярность. Педагогически целесообразная занятость  детей в их свободное время  формирует характер, волю молодежи, воспитывает толерантность, уважение к сверстникам и старшим, закаляет физически, дает простор к творчеству. Все эти качества помогают в дальнейшем добиваться успеха в искусстве и экономике, в науке и на спортивной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска

 

В настоящее время  сеть дополнительного образования  детей формируют учреждения различной  ведомственной принадлежности: учреждения системы образования, культуры, спорта, а также общеобразовательные организации.

Дворец творчества детей  и молодежи – это крупнейшее городское  многопрофильное учреждение дополнительного  образования. Но до того как стать масштабным центром детского творчества, ДТДиМ прошел долгий путь своего развития66.

19 мая 1922 года в нашей стране была создана пионерская организация. Первые отряды в Томске появились в июне 1923 года, затем шло их повсеместное распространение в городе и в Томской губернии. Первоначально отряды создавались на предприятиях и в учреждениях. Параллельно с ними при клубе рабочей молодежи, который размещался в здании по ул. Роза Люксембург, 2, был организован пионерский клуб «Юный ленинец». В течение 1922-23 годов к нему присоединились другие малочисленные пионерские клубы, имеющие менее приспособленные условия для нормальной работы с детьми. В начале 1925 года клубу рабочей молодежи предоставили другое помещение на ул. Обруб, 10. Здание с колоннами, расположенное возле каменного моста через реку Ушайку было передано городскому пионерскому клубу в самостоятельное пользование. Таким образом, клуб «Юный ленинец» стал по существу первым в Томске Домом пионеров. Здесь проходили сборы пионерских отрядов, детские праздники, концерты самодеятельности, занятия в кружках, учеба пионервожатых. При клубе работал детский драматический театр «Красный галстук», демонстрировались кинофильмы для детей по два сеанса в день67.

Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России