История развития системы дополнительного образования детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58

Файлы: 1 файл

дипломная работа. ивановаdoc.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Время в стране в 20-е  годы было трудное. И не случайно первыми  кружками в пионерском клубе были: сапожный, столярный, переплетный (они назывались мастерские). Причинами тому стали, во-первых, безработица - надо было занять детей полезным делом. Во-вторых, дать детям такие знания и навыки, которые бы стали основой профессии, пригодились в жизни.

С 1925 года, получив это  здание в самостоятельное пользование, клуб «Юный ленинец» расширил количество кружков, развернул массовую работу с детьми. Так, в клубе были организованы: стрелковый тир, радиомастерская, фотокружок, кружок рисования, кружок моделирования. Проводились регулярно пионерские праздники. В этом здании клуб находился до 1931 года, затем он размещался на ул. К. Маркса, 9.

В 1940 году Дом пионеров перевели в помещение бывшей гостиницы «Европа» (пр. Ленина, 111) и он стал называться Дворцом. Это название вполне соответствовало масштабам в работе с детьми. Директором Дворца был назначен талантливый педагог Владимир Петрович Ильин.

Во время Великой  Отечественной войны Дворец несколько  раз менял место жительства. В послевоенные годы он обосновался на ул. Татарской, 16 и стал опять называться Домом пионеров.

В 1974 году началось строительство нового Дворца на ул. Вершинина, 17. Оно было объявлено ударной комсомольской стройкой. Открытие дворца состоялось 8 февраля 1980 года. На открытие собралось множество людей. Красную ленточку перерезали начальник городского пионерского штаба Иван Григоренко и директор Дворца Люция Павлова Шульга. Всего более 180 кружков, студий, клубов приступили к работе в новом Дворце пионеров и школьников. Дворец был задуман и проектировался с большим размахом как уникальное архитектурное сооружение, где будет красиво и удобно для повседневной работы детям и взрослым.

В 1993 году крупнейшее внешкольное  учреждение города Томска - Дворец пионеров - получил свидетельство о Государственной регистрации как Муниципальное учреждение дополнительного образования Дворца творчества юных г. Томска (ЦТЮ), а ныне это Дворц творчества детей и молодежи, в 2001 году его переименовали в Дворец творчества детей и молодежи.

В 2009 году по результатам государственной аккредитации подтвержден государственный статус образовательного учреждения дополнительного образования высшей категории. В 2011 году Дворец подтвердил наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности68.

В настоящее время  Дворец представляет собой некоммерческую организацию, учредитель которой - муниципальное  образование «Город Томск». Предметом  деятельности является оказание дополнительных образовательных услуг гражданам  в возрасте до 25 лет, проживающим на территории г. Томска и Томской области.

В ДТДиМ созданы необходимые  условия для удовлетворения разнообразных  потребностей и запросов детей в  дополнительном образовании. Оборудованы 40 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, 6 хореографических классов, методический кабинет, книгохранилище, паркетный зал, 2 малых театральных зала, актовый зал на 342 места, 2 выставочных зала, имеется телескоп Кессегрена с увеличением до 300 раз. В здании расположены зимний сад и несколько больших аквариумов, в том числе трехтонный. Учреждение имеет 2 детских образовательно-оздоровительных лагеря - «Пост № 1» и «Энергетик». На закрепленной территории парка (1,5га) оборудованы автогородок и игровая площадка.

Дворец работает по различным  программам: «Каникулы» - организация досуга детей в дни школьных каникул; «Звезды зажигает Дворец» - конкурс юных дарований и поддержки талантов; «Игра - дело серьезное» - организация деятельности, оказание помощи и проведение фестивалей игровых клубов; «Школа светофорных наук» - обучение и помощь школьным отрядам ЮИД, агитация и пропаганда правил дорожного движения, проведение конкурсов, соревнований, фестивалей; «Лето» - организация загородных профильных лагерей Пост №1 и ЭИД, площадки при Дворце, помощь школам в организации досуга; «Старшеклассник» - возрождение встреч КВН, конкурса патриотической песни; «Я - гражданин» - социализация подростков с ограниченными возможностями, проект ДЮП; «Детский концертный зал» - еженедельные выступления детских творческих коллективов Дворца, конкурсы вокалистов, исполнителей, чтецов, театрального мастерства; «Дети и родители» - совместные праздники для кружковцев и родителей, традиционный рождественский праздник «Семья вместе – душа на месте»; «Томск исторический» - историческое краеведение, конкурсно-познавательная программа «Люби и знай свой город и край» и многие другие69.

На сегодняшний день, кроме Дворца творчества детей и  молодежи, в г. Томске работает большое  число учреждений дополнительного  образования. В их числе: Областное Государственное Образовательное Учреждение  Дополнительного Образования Детей. Областной центр дополнительного образования  создан 20 сентября 2001 г. путём слияния государственных учреждений: Областной детско - юношеской спортивной школы, Областной станции юных туристов и Областного эколого-биологического центра; Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр». В оперативном управлении Хобби-центра находятся Центр детского и семейного отдыха «Лукоморье» в пос. Аникино и детский оздоровительно-образовательный лагерь «Солнечная республика» в д. Некрасово; Дом детского творчества «Искорка»; Дом детства и юношества «Наша гавань»; Дом детского творчества «У Белого озера»; Дом детства и юношества «Факел»; Детско-юношеский центр «Синяя птица» и др.

Таким образом, учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность в целях реализации государственной и муниципальной политики в области дополнительного образования, обеспечения обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, а также развития мотивации личности к познанию и творчеству, создания условий для развития гражданской активности детей, подростков и молодежи. Обеспечивают необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда, социальной адаптации детей и подростков к жизни в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организация  образовательного процесса в  учреждениях основного общего  среднего и учреждениях дополнительного  образования детей

 

В учреждениях  основного общего среднего и учреждении дополнительного образования детей есть свои особенности, которые обусловлены основными целями и задачами, поставленными перед ними государством. Важными являются процессы дополнения и компенсации тех или иных особенностей и возможностей, реальное взаимодействие, сотрудничество и интеграция этих типов образовательных учреждений для решения единой цели – «наши дети должны быть успешны и благополучны»70.

Основные  показатели, характерные для образовательных  учреждений

 

Школа

Учреждение дополнительного образования детей

Государственным образовательным стандартом для  школ установлены требования для  основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта  и инвариативного учебного плана  подразумевает реализацию определённых учебных предметов.

Отсутствие  государственного образовательного стандарта  для программ дополнительного образования  детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ. Варьировать содержание и темпы освоения программы обучающимися.

Существует  основательная законодательная  база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д.

Деятельность  учреждений дополнительного образования  детей не сопровождается большим  объёмом законодательных и нормативных документов.

Классно-урочная  система предусматривает проведение урока, который, как правило, ограничен  стенами кабинета и регламентирован  временными рамками.

Разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, работа в музеях, походы и т.д.

Отметочная  система знаний подразумевает, прежде всего, умение

ребёнка учиться, и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету.

Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку  вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал.

Отношения учителя  и ученика предполагают передачу знаний от взрослого ребёнку, где  последний осваивает материал. Такие  отношения носят формальный характер и определяют пассивность

школьника в  усвоении предложенного материала.

Отношения между  педагогом дополнительного образования  и обучающимся выстраиваются  по форме субъект-субъект, где отношения  выстраиваются, в основном, на равных и процессе совместной деятельности происходит усвоение знаний, ориентированных, прежде всего, на интерес ребёнка.

Обеспечивается  преимущественно теоретическая  направленность обучения. В связи  с главной задачей школы –  дать ребёнку общее образование-содержание образования предусматривает усвоение учениками большого количества знаний, теоретических по методам обучения и содержанию. Школа даёт знания.

Обеспечивается  практическая направленность программ дополнительного образования. Как  правило, более 60% содержания программы  – это практические занятия на природе, в спортивном, хореографическом залах, теплицах, зооуголках, музеях и т.д. Учреждения дополнительного образования развивают, прежде всего, умения и навыки.

В силу того что  за небольшой промежуток времени  учителю необходимо донести до детей  большой объём информации, то методы обучения, как правило, репродуктивные и объяснительно-иллюстративные.

Методы обучения, как правило, частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Педагоги и дополнительного  образования реализуются разнообразные  методы обучения, в связи с тем  что посещение ребёнком объединения является добровольным.

Гендерная специфика: большинство учителей школ – женщины.

Гендерная специфика: большое количество мужчин – педагогов  дополнительного образования (в  зависимости от направленности программ).

В классе учатся дети одного возраста.

Разновозрастной состав объединений (разница в возрасте может составлять 3–4 года).

Определён учебный  год.

Круглогодичная  работа с детьми. Для детей есть возможность летом выехать на соревнования, учебно-тренировочные  сборы, полевые практики, экспедиции, слёты и т.д.

Наполняемость класса – 25 человек, мешает личностно-ориентированному подходу работы с детьми.

Наполняемость группы может варьироваться от 8–10 человек и выше, в зависимости  от года обучения, направленности программы  проводятся индивидуальные занятия.

Применение  новых технологий в школе: мультимедийные проекторы, доски, компьютерные классы и т.п. Учебно-методический комплекс для школ полнее, разнообразнее и  доступнее.

В учреждениях  дополнительного образования позднее, чем в школах

начинают применяться  новые технологии. Методические материалы, программное обеспечение распространяются немногочисленным тиражом, ограничены географией распространения или, в  зависимости от направления деятельности, отсутствуют или устарели.

Активное взаимодействие школы с родителями.

Родители посещают учреждения дополнительного образования  гораздо реже, чем школу. Как правило, это происходит при зачислении школьника  в УДО, если ребёнок собирается в  поход, на соревнования, многодневные сборы и т.д.


 

Таким образом, дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования. Благодаря многогранности, разносторонности сферы деятельности, в объединениях учреждений дополнительного образования, дети участвуют в поиске путей реализации своих возможностей в социально значимой деятельности, что помогает формировать и развивать у подрастающего поколения гражданское сознание. Различные виды совместной деятельности, где самоорганизация, самоопределение, самоуправление, социально значимая деятельность дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, есть способ формирования гражданских качеств личности.

Наряду с позитивными  тенденциями  в развитии системы  дополнительного образования детей  имеется ряд нерешенных проблем:

- усиливающийся  разрыв между содержанием образования,  образовательными технологиями, структурой  образовательной сферы, уровнем  ее кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе (общая проблема российского образования);

- недостаточность  и противоречивость имеющейся  нормативной правовой базы, в  том числе ведомственной, которая  не в должной мере обеспечивает  социальный статус системы дополнительного образования детей, не гарантирует ее сохранение и защиту, ограничивает возможности ее развития; 

- ограничение  доступа детей из малообеспеченных  семей к качественному дополнительному  образованию;

- сокращение  бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному «истощению». Отсутствие гарантированного финансирования системы  федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей,  разрушает  мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;

- недостаточный  уровень квалификации   части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления71.

В целом, дополнительное образование детей России имеет все основания для признания его мировым сообществом образовательным пространством благополучного, безопасного и перспективного детства, а социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации, способствует стабилизации и дальнейшему совершенствованию системы отечественного дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены основные системные изменения внешкольного образования, причины данных изменений, дана оценка состояния современной российской системы дополнительного образования детей и обоснована необходимость её совершенствования.

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

Как социально - педагогическое явление, учреждения дополнительного образования имеют  историю, уходящую своими корнями в конец ХIХ - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, особенности педагогического взаимодействия. Формирование отечественной системы дополнительного образования детей началось с организации первых внешкольных учреждений в России. До 1917 года дополнительное образование детей определялось как внешкольное образование. После Октябрьской революции организуемое государством внешкольное образование наряду с дошкольным воспитаем было включено в общую систему народного просвещения. А с 1918 года внешкольные учреждения стали неотъемлемой частью системы образования и общественного воспитания подрастающего поколения в нашей стране.

После кардинальных политических, экономических и социокультурных изменений, произошедших в начале 1990-х годов, учреждения внешкольного воспитания были преобразованы в учреждения дополнительного образования.

В результате трансформации  системы внешкольного образования в систему дополнительного образования детей в 90-е гг. XX века происходит обновление системы дополнительного образования. Наблюдается стабильный, хотя и незначительный, рост числа учреждений дополнительного образования, сопровождающийся развитием теоретико-методологической и нормативно-правовой базы.

Определение основных направлений развития дополнительного  образования было обусловлено сменой ценностных ориентиров в обществе и  необеспеченностью нормативно-правовой базы. Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы дополнительного образования детей сыграл Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 года. Закон ввел в научный оборот термин «дополнительное образование», существенно изменил статус учреждений и педагогических работников системы, представил типологию образовательных учреждений дополнительного образования детей. Законодательная база системы дополнительного образования детей формировалась на основе Закона РФ «Об образовании», Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей и др. Дальнейшее развитие системы осуществлялось в соответствии с положениями, одобренными коллегиями Минобразования России.

Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России