Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.
Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58
Время в стране в 20-е годы было трудное. И не случайно первыми кружками в пионерском клубе были: сапожный, столярный, переплетный (они назывались мастерские). Причинами тому стали, во-первых, безработица - надо было занять детей полезным делом. Во-вторых, дать детям такие знания и навыки, которые бы стали основой профессии, пригодились в жизни.
С 1925 года, получив это здание в самостоятельное пользование, клуб «Юный ленинец» расширил количество кружков, развернул массовую работу с детьми. Так, в клубе были организованы: стрелковый тир, радиомастерская, фотокружок, кружок рисования, кружок моделирования. Проводились регулярно пионерские праздники. В этом здании клуб находился до 1931 года, затем он размещался на ул. К. Маркса, 9.
В 1940 году Дом пионеров перевели в помещение бывшей гостиницы «Европа» (пр. Ленина, 111) и он стал называться Дворцом. Это название вполне соответствовало масштабам в работе с детьми. Директором Дворца был назначен талантливый педагог Владимир Петрович Ильин.
Во время Великой Отечественной войны Дворец несколько раз менял место жительства. В послевоенные годы он обосновался на ул. Татарской, 16 и стал опять называться Домом пионеров.
В 1974 году началось строительство нового Дворца на ул. Вершинина, 17. Оно было объявлено ударной комсомольской стройкой. Открытие дворца состоялось 8 февраля 1980 года. На открытие собралось множество людей. Красную ленточку перерезали начальник городского пионерского штаба Иван Григоренко и директор Дворца Люция Павлова Шульга. Всего более 180 кружков, студий, клубов приступили к работе в новом Дворце пионеров и школьников. Дворец был задуман и проектировался с большим размахом как уникальное архитектурное сооружение, где будет красиво и удобно для повседневной работы детям и взрослым.
В 1993 году крупнейшее внешкольное учреждение города Томска - Дворец пионеров - получил свидетельство о Государственной регистрации как Муниципальное учреждение дополнительного образования Дворца творчества юных г. Томска (ЦТЮ), а ныне это Дворц творчества детей и молодежи, в 2001 году его переименовали в Дворец творчества детей и молодежи.
В 2009 году по результатам государственной аккредитации подтвержден государственный статус образовательного учреждения дополнительного образования высшей категории. В 2011 году Дворец подтвердил наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности68.
В настоящее время
Дворец представляет собой некоммерческую
организацию, учредитель которой - муниципальное
образование «Город Томск». Предметом
деятельности является оказание дополнительных
образовательных услуг
В ДТДиМ созданы необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей и запросов детей в дополнительном образовании. Оборудованы 40 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, 6 хореографических классов, методический кабинет, книгохранилище, паркетный зал, 2 малых театральных зала, актовый зал на 342 места, 2 выставочных зала, имеется телескоп Кессегрена с увеличением до 300 раз. В здании расположены зимний сад и несколько больших аквариумов, в том числе трехтонный. Учреждение имеет 2 детских образовательно-оздоровительных лагеря - «Пост № 1» и «Энергетик». На закрепленной территории парка (1,5га) оборудованы автогородок и игровая площадка.
Дворец работает по различным программам: «Каникулы» - организация досуга детей в дни школьных каникул; «Звезды зажигает Дворец» - конкурс юных дарований и поддержки талантов; «Игра - дело серьезное» - организация деятельности, оказание помощи и проведение фестивалей игровых клубов; «Школа светофорных наук» - обучение и помощь школьным отрядам ЮИД, агитация и пропаганда правил дорожного движения, проведение конкурсов, соревнований, фестивалей; «Лето» - организация загородных профильных лагерей Пост №1 и ЭИД, площадки при Дворце, помощь школам в организации досуга; «Старшеклассник» - возрождение встреч КВН, конкурса патриотической песни; «Я - гражданин» - социализация подростков с ограниченными возможностями, проект ДЮП; «Детский концертный зал» - еженедельные выступления детских творческих коллективов Дворца, конкурсы вокалистов, исполнителей, чтецов, театрального мастерства; «Дети и родители» - совместные праздники для кружковцев и родителей, традиционный рождественский праздник «Семья вместе – душа на месте»; «Томск исторический» - историческое краеведение, конкурсно-познавательная программа «Люби и знай свой город и край» и многие другие69.
На сегодняшний день, кроме Дворца творчества детей и молодежи, в г. Томске работает большое число учреждений дополнительного образования. В их числе: Областное Государственное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей. Областной центр дополнительного образования создан 20 сентября 2001 г. путём слияния государственных учреждений: Областной детско - юношеской спортивной школы, Областной станции юных туристов и Областного эколого-биологического центра; Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр». В оперативном управлении Хобби-центра находятся Центр детского и семейного отдыха «Лукоморье» в пос. Аникино и детский оздоровительно-образовательный лагерь «Солнечная республика» в д. Некрасово; Дом детского творчества «Искорка»; Дом детства и юношества «Наша гавань»; Дом детского творчества «У Белого озера»; Дом детства и юношества «Факел»; Детско-юношеский центр «Синяя птица» и др.
Таким образом, учреждения дополнительного образования детей осуществляют свою деятельность в целях реализации государственной и муниципальной политики в области дополнительного образования, обеспечения обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, а также развития мотивации личности к познанию и творчеству, создания условий для развития гражданской активности детей, подростков и молодежи. Обеспечивают необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда, социальной адаптации детей и подростков к жизни в обществе.
2.3 Организация
образовательного процесса в
учреждениях основного общего
среднего и учреждениях
В учреждениях основного общего среднего и учреждении дополнительного образования детей есть свои особенности, которые обусловлены основными целями и задачами, поставленными перед ними государством. Важными являются процессы дополнения и компенсации тех или иных особенностей и возможностей, реальное взаимодействие, сотрудничество и интеграция этих типов образовательных учреждений для решения единой цели – «наши дети должны быть успешны и благополучны»70.
Основные
показатели, характерные для
Школа |
Учреждение дополнительного образования детей |
Государственным образовательным стандартом для школ установлены требования для основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов. |
Отсутствие
государственного образовательного стандарта
для программ дополнительного образования
детей позволяет проявлять |
Существует основательная законодательная база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д. |
Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов. |
Классно-урочная
система предусматривает |
Разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, работа в музеях, походы и т.д. |
Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться, и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету. |
Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал. |
Отношения учителя и ученика предполагают передачу знаний от взрослого ребёнку, где последний осваивает материал. Такие отношения носят формальный характер и определяют пассивность школьника в усвоении предложенного материала. |
Отношения между
педагогом дополнительного |
Обеспечивается
преимущественно теоретическая
направленность обучения. В связи
с главной задачей школы –
дать ребёнку общее образование- |
Обеспечивается практическая направленность программ дополнительного образования. Как правило, более 60% содержания программы – это практические занятия на природе, в спортивном, хореографическом залах, теплицах, зооуголках, музеях и т.д. Учреждения дополнительного образования развивают, прежде всего, умения и навыки. |
В силу того что за небольшой промежуток времени учителю необходимо донести до детей большой объём информации, то методы обучения, как правило, репродуктивные и объяснительно-иллюстративные. |
Методы обучения,
как правило, частично-поисковый, исследовательский,
проблемный. Педагоги и дополнительного
образования реализуются |
Гендерная специфика: большинство учителей школ – женщины. |
Гендерная специфика: большое количество мужчин – педагогов дополнительного образования (в зависимости от направленности программ). |
В классе учатся дети одного возраста. |
Разновозрастной состав объединений (разница в возрасте может составлять 3–4 года). |
Определён учебный год. |
Круглогодичная работа с детьми. Для детей есть возможность летом выехать на соревнования, учебно-тренировочные сборы, полевые практики, экспедиции, слёты и т.д. |
Наполняемость класса – 25 человек, мешает личностно-ориентированному подходу работы с детьми. |
Наполняемость группы может варьироваться от 8–10 человек и выше, в зависимости от года обучения, направленности программы проводятся индивидуальные занятия. |
Применение новых технологий в школе: мультимедийные проекторы, доски, компьютерные классы и т.п. Учебно-методический комплекс для школ полнее, разнообразнее и доступнее. |
В учреждениях
дополнительного образования начинают применяться
новые технологии. Методические материалы,
программное обеспечение |
Активное взаимодействие школы с родителями. |
Родители посещают учреждения дополнительного образования гораздо реже, чем школу. Как правило, это происходит при зачислении школьника в УДО, если ребёнок собирается в поход, на соревнования, многодневные сборы и т.д. |
Таким образом, дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, но и обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования. Благодаря многогранности, разносторонности сферы деятельности, в объединениях учреждений дополнительного образования, дети участвуют в поиске путей реализации своих возможностей в социально значимой деятельности, что помогает формировать и развивать у подрастающего поколения гражданское сознание. Различные виды совместной деятельности, где самоорганизация, самоопределение, самоуправление, социально значимая деятельность дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, есть способ формирования гражданских качеств личности.
Наряду с позитивными
тенденциями в развитии системы
дополнительного образования
- усиливающийся
разрыв между содержанием
- недостаточность
и противоречивость имеющейся
нормативной правовой базы, в
том числе ведомственной,
- ограничение
доступа детей из
- сокращение бюджетного финансирования и низкая инвестиционная привлекательность учреждений дополнительного образования детей, что ведет к ее ресурсному «истощению». Отсутствие гарантированного финансирования системы федеральных и региональных мероприятий с учащимися подрывает основы системы дополнительного образования детей, разрушает мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию образовательной деятельности, негативно отражается на качестве образования, возможности увеличения контингента обучающихся;
- недостаточный
уровень квалификации части
административно-
В целом, дополнительное образование детей России имеет все основания для признания его мировым сообществом образовательным пространством благополучного, безопасного и перспективного детства, а социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации, способствует стабилизации и дальнейшему совершенствованию системы отечественного дополнительного образования.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные системные изменения внешкольного образования, причины данных изменений, дана оценка состояния современной российской системы дополнительного образования детей и обоснована необходимость её совершенствования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Как социально
- педагогическое явление, учреждения
дополнительного образования
После кардинальных политических, экономических и социокультурных изменений, произошедших в начале 1990-х годов, учреждения внешкольного воспитания были преобразованы в учреждения дополнительного образования.
В результате трансформации системы внешкольного образования в систему дополнительного образования детей в 90-е гг. XX века происходит обновление системы дополнительного образования. Наблюдается стабильный, хотя и незначительный, рост числа учреждений дополнительного образования, сопровождающийся развитием теоретико-методологической и нормативно-правовой базы.
Определение
основных направлений развития дополнительного
образования было обусловлено сменой
ценностных ориентиров в обществе и
необеспеченностью нормативно-
Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России