История развития системы дополнительного образования детей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58

Файлы: 1 файл

дипломная работа. ивановаdoc.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

С целью создания условий, направленных на повышение воспитательного  потенциала образовательных учреждений всех типов и видов, развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования, совершенствования содержания дополнительного образования детей принят ряд важных документов. 27 декабря 2000 года вышло распоряжение Правительства № 1847, в соответствии с которым Минобразованием России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была подготовлена и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования на 2002-2005 гг. В 2002 году была разработана Концепция модернизации дополнительного образования детей до 2010 года, Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 годы (приказ Министра образования и науки от 16 октября 2007 г. № 283), Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Проблемы дополнительного  образования в 1990-е годы были обусловлены  социально-экономической ситуацией, которая неоднократно принимала  кризисный характер. С небывалой  остротой стояли проблемы социальной защиты работников образования, в числе  которых и педагоги дополнительного образования. Государство не выполняло в полной мере свои финансовые обязательства, что привело к появлению платных услуг. Внешкольные учреждения оказались вынуждены все чаще обращаться к родителям с просьбой о финансовой помощи. Несмотря на это, в последнем десятилетии XX века контингент обучающихся неуклонно растет. Если в 1990 году в России было 6,3 млн. обучающихся, то 2000 году – 7,6 млн., т.е. 40% детей-школьников занималось в учреждениях дополнительного образования.

На сегодняшний же день в Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения – государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах Российской Федерации активно развивается   региональная система  дополнительного образования детей, реализуется межведомственный (межотраслевой) подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться  системообразующие центры  развития дополнительного образования детей  на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей,  призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.

 

Список  использованных источников и литературы

 

Источники

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992.  №3. С. 5-33.
  2. Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 годы [Электронный ресурс]. Москва, 2007 // URL: http://74214s029.edusite.ru/DswMedia/analiticheskayaprogramma.doc (дата обращения 16.03.2012).
  3. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года [Электронный ресурс]. Москва, 2007 // URL: http://www.sakhaedu.ru/index.php?newsid=133 (дата обращения 15.03.2012).
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 163-р от 7.02.2011 г.  [Электронный ресурс] // URL: http://www.fcpro.ru/ (дата обращения 17.05.2011).
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. №1. С. 7-16.
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 [Электронный ресурс] // URL: http://www/rosnation.ru/index.php?D=458 (дата обращения 17.03.2012).
  7. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233; в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 № 470 [Электронный ресурс] // URL: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12882 (дата обращения 15.03.2012).
  8. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей // Воспитание школьников. 1994. №5. С. 2-8.
  9. О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей: стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по образованию. 22 мая 2008 г. 10 часов [Электронный ресурс] // URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/pdf/accessory_education.pdf (дата обращения 16.03.2012).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Астраханцева С.В. Предпосылки государственно-общественного подхода к воспитанию и дополнительному образованию детей в начале XX века // Современные проблемы науки и образования. 2008. №2. С.1-7.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Организация дополнительного образования детей в школе // Справочник заместителя директора школы. 2009. №2. С.13-20.
  3. Волохов А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. 2004. №3. С. 9-13.
  4. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. №10. С. 3-7.
  5. Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 69-84.
  6. Горский В.А. Взаимосвязь и преемственность формального,  неформального и внеформального образования // Теория и практика дополнительного образования. 2009. №8. С.8-12.
  7. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. № 4. С. 136-144.
  8. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для вузов / Под     ред. О. Е. Лебедева. М.:ВЛАДОС, 2003. 254 с.
  9. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. №5. С. 39-43.
  10. Еремина Л.С., Титова Г.Ю. Возможности социально-педагогической работы в учреждениях дополнительного образования // XIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20-24 апреля 2009 г.). Том 3: Педагогика и психология. Часть 3: Проблемы дошкольного, начального, социального и профессионально-педагогического образования на современном этапе. Томск: ТГПУ, 2009. С. 352-354.
  11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. 2 изд., испр. и дополн. М.: ТЦ «Сфера», 2001.  512 с.
  12. Козлова Н.Ю. Роль учреждений дополнительного образования детей в формировании личности школьника // Вестник ТГУ. 2010. №341. С. 174-177.
  13. Константинов С.Ю. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №7. С. 11-12.
  14. Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. 116 с.
  15. Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 83-90.
  16. Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 49-54.
  17. Лобанов В.В. Этапы и условия развития дополнительного образования детей в многопрофильных внешкольных учреждениях // Автореферат дис. … канд. пед. наук (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования). Томск, 2011. 23 с.
  18. Малинин Г.А. Новые документы о С.Т. Шацком // Дополнительное образование. 2004. №12. С. 47-55.
  19. Мартиросян В.П. Инновации в дополнительном образовании // Дополнительное образование. 2003. №4. С. 7-10.
  20. Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования // Народное образование. 2004. №2. С. 52-54.
  21. Михайлова М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России: монография. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. 294 с.
  22. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи г. Томска [Электронный ресурс] // URL: http://www.dtdm.tomsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139&Itemid=73 (дата обращения 1.06.2012).
  23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992. 960 с.
  24. Окулич-Казарин В.П. О развитии дополнительного образования // Дополнительное образование. 2004. №8. С. 16-18.
  25. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. №4. С. 30-44.
  26. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия: Дрофа, 2003. 527 с.
  27. Полуэктова Е.Б. «ДТДИМ» как учреждение дополнительного образования и как Дворец, где зажигаются звезды // XI Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16-20 апреля 2007 г.): Материалы конференции в 6 т. Том 3: Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Часть 2: VIII Сибирская школа молодого ученого «Проблемы и перспективы совершенствования подготовки молодого ученого». Томск: ТГПУ, 2007. С. 324-332.
  28. Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. №4. С. 50-57.
  29. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. №6. С. 35-40.
  30. Силанов А.Н. Проблемы и перспективы развития муниципальной системы дополнительного образования // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей: информационно-методический журнал. 2006. №12. С. 6-9.
  31. Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №1. С. 25-27.
  32. Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи. М.: УЦ Перспектива, 2009. 196 с.
  33. Фурсенко А.А. Стенографический отчёт о заседании Совета по развитию местного самоуправления, посвящённого развитию дошкольного, общего и внешкольного образования. 1 февраля 2008 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring/comments/document6551.shtml (дата обращения 1.06.2012).
  34. Хомякова А.А., Шишковский В.И. О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. 2007. №6 (69). С. 82-88.

 

 

 

 

 

1 Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. №5. С. 39-43.

2 Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 69-84.

3 Константинов С.Ю. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №7. С. 11-12.

4 Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. №4. С. 50-57.

5 Волохов А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. 2004. №3. С. 9-13.

6 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для вузов / Под     ред. О. Е. Лебедева. М.:ВЛАДОС, 2003. 254 с.

7 Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 83-90.

8 Горский В.А. Взаимосвязь и преемственность формального,  неформального и внеформального образования // Теория и практика дополнительного образования. 2009. №8. С. 8-12.

9  Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 69.

10   Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003. С. 153.

11 Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 83.

12 Михайлова М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России: монография. М., 1993. С. 133.

13 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М, 2003. С. 8.

14 Волохов А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. 2004. №3. С. 10.

15 Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 70.

16 Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №1. С. 26.

17 Малинин Г.А. Новые документы о С.Т. Шацком // Дополнительное образование. 2004. №12. С.47.

18 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 49.

19 Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. № 4. С. 137.

20 Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. №4. С. 52.

21 Астраханцева С.В. Предпосылки государственно-общественного подхода к воспитанию и дополнительному образованию детей в начале XX века //Современные проблемы науки и образования. №2. 2008. С.3.

22 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 50.

23 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 51.

24 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. 2 изд., М., 2001.  С.301.

25 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 52.

26 Попова Г. Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. № 4. С. 54.

27 Окулич-Казарин В.П. О развитии дополнительного образования // Дополнительное образование. 2004. №8. С. 17.

28 Силанов А.Н. Проблемы и перспективы развития муниципальной системы дополнительного образования // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей: информационно-методический журнал. 2006. №12. С. 6.

29 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2003. С. 22.

30 Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 87.

31 Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №1. С. 27.

32 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233; в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 № 470 [Электронный ресурс] // URL: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12882 (дата обращения 15.03.2012).

33 Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. №5. С. 40.

34 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2003. С. 27.

35 Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года [Электронный ресурс]. Москва, 2007 // URL: http://www.sakhaedu.ru/index.php?newsid=133 (дата обращения 15.03.2012).

36 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. №1. С. 12.

37 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. №1. С. 12.

38 О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей: стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по образованию. 22 мая 2008 г. 10 часов [Электронный ресурс] // URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/pdf/accessory_education.pdf (дата обращения 16.03.2012).

39 Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992.  №3. С. 22.

40 Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования // Народное образование. 2004. №2. С. 53.

41 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей: утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233; в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 № 470 [Электронный ресурс] // URL: http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12882 (дата обращения 15.03.2012).

42 Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. 2005. №2. С. 248.

43 Константинов С.Ю. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003 №7. С. 11.

44 Хомякова А.А., Шишковский В.И. О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. 2007. №6 (69). С. 84.

45 Силанов А.Н. Проблемы и перспективы развития муниципальной системы дополнительного образования // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей: информационно-методический журнал. 2006. №12. С. 7.

46 Лобанов В.В. Этапы и условия развития дополнительного образования детей в многопрофильных внешкольных учреждениях // Автореферат дис. … канд. пед. наук (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования). Томск, 2011. С. 18.

47 О состоянии и мерах по развитию системы дополнительного образования детей: стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по образованию. 22 мая 2008 г. 10 часов [Электронный ресурс] // URL: http://www.smolin.ru/duma/audition/pdf/accessory_education.pdf (дата обращения 16.03.2012).

Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России