Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 01:12, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть процесс становления и развития системы дополнительного образования детей в России. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Описать процесс возникновения государственной системы внешкольного образования;
2. Проанализировать законодательную и нормативную базу преобразования внешкольной работы, становления и модернизации системы дополнительного образования детей в контексте изменений государственной образовательной политики в 1990-2008 гг.;
3. Показать роль учреждений дополнительного образования детей в современной системе общего образования и российского общества.
Введение………………………………………………………..…………….3
ГЛАВА 1. Формирование системы дополнительного образования детей в России……………………………....……………………………………….9
1.1. Система дополнительного (внешкольного) образования детей до 1990-х гг.………………...……………………………………………………...9
1.2. Нормативная основа системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг…………………………………………………………..19
1.3. Основные направления развития системы дополнительного образования детей в 1990-2008 гг. .................................................................27
ГЛАВА 2. Современная система дополнительного образования детей..35
2.1. Содержание понятия «дополнительное образование детей»…………………………………………………………….……………35
2.2. Современное состояние учреждений дополнительного образования детей на примере Дворца творчества детей и молодежи города Томска…………………………….………………………………..….45
2.3. Организация образовательного процесса в учреждениях основного общего среднего и учреждениях дополнительного образования детей…………………………...………………………………………..……..50
Заключение…………………………………………………………………55
Список использованных источников и литературы……………………..58
С целью создания условий, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений всех типов и видов, развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования, совершенствования содержания дополнительного образования детей принят ряд важных документов. 27 декабря 2000 года вышло распоряжение Правительства № 1847, в соответствии с которым Минобразованием России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была подготовлена и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования на 2002-2005 гг. В 2002 году была разработана Концепция модернизации дополнительного образования детей до 2010 года, Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствования их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 годы (приказ Министра образования и науки от 16 октября 2007 г. № 283), Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Проблемы дополнительного
образования в 1990-е годы были обусловлены
социально-экономической
На сегодняшний же день в Российской Федерации удалось сохранить уникальную систему воспитания и обучения – государственную систему дополнительного образования детей. Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня в основном потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. За последнее десятилетие достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности: в субъектах Российской Федерации активно развивается региональная система дополнительного образования детей, реализуется межведомственный (межотраслевой) подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения, созданы и продолжают развиваться системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях - государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
1 Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. №5. С. 39-43.
2 Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 69-84.
3 Константинов С.Ю. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №7. С. 11-12.
4 Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. №4. С. 50-57.
5 Волохов А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. 2004. №3. С. 9-13.
6 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для вузов / Под ред. О. Е. Лебедева. М.:ВЛАДОС, 2003. 254 с.
7 Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 83-90.
8 Горский В.А. Взаимосвязь и преемственность формального, неформального и внеформального образования // Теория и практика дополнительного образования. 2009. №8. С. 8-12.
9 Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 69.
10 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003. С. 153.
11 Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 83.
12 Михайлова М.В. Общественно-педагогические и просветительские организации дореволюционной России: монография. М., 1993. С. 133.
13 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М, 2003. С. 8.
14 Волохов А.В. Историко-педагогический анализ подходов к организации деятельности детских общественных объединений // Дополнительное образование. 2004. №3. С. 10.
15 Голованов В.П. Исторические уроки становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ. 2009. №1 (12). С. 70.
16 Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №1. С. 26.
17 Малинин Г.А. Новые документы о С.Т. Шацком // Дополнительное образование. 2004. №12. С.47.
18 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 49.
19 Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование. 2004. № 4. С. 137.
20 Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. №4. С. 52.
21 Астраханцева С.В. Предпосылки государственно-общественного подхода к воспитанию и дополнительному образованию детей в начале XX века //Современные проблемы науки и образования. №2. 2008. С.3.
22 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 50.
23 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 51.
24 История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. 2 изд., М., 2001. С.301.
25 Лобанов В.В. Становление системы внешкольных учреждений Томской области (1923-1991 гг.) // Вестник ТГПУ. 2009. №6 (84). С. 52.
26 Попова Г. Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России // Дополнительное образование. 2005. № 4. С. 54.
27 Окулич-Казарин В.П. О развитии дополнительного образования // Дополнительное образование. 2004. №8. С. 17.
28 Силанов А.Н. Проблемы и перспективы развития муниципальной системы дополнительного образования // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей: информационно-методический журнал. 2006. №12. С. 6.
29 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2003. С. 22.
30 Круглова Л.Ю. Развитие отечественной системы дополнительного образования // Педагогика. 2006. №8. С. 87.
31 Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. №1. С. 27.
32 Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования
детей: утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233;
в ред. Постановлений Правительства РФ
от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 № 470 [Электронный
ресурс] // URL: http://zakon.edu.ru/catalog.
33 Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. №5. С. 40.
34 Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2003. С. 27.
35 Межведомственная программа
развития системы дополнительного образования
детей до 2010 года [Электронный ресурс].
Москва, 2007 // URL: http://www.sakhaedu.ru/index.
36 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. №1. С. 12.
37 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. №1. С. 12.
38 О состоянии и мерах по развитию
системы дополнительного образования
детей: стенограмма парламентских слушаний
Комитета Государственной Думы по образованию.
22 мая 2008 г. 10 часов [Электронный ресурс]
// URL: http://www.smolin.ru/duma/
39 Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992. №3. С. 22.
40 Миссия, цели и стратегия развития дополнительного образования // Народное образование. 2004. №2. С. 53.
41 Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования
детей: утверждено Постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 марта 1995 г. №233;
в ред. Постановлений Правительства РФ
от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 № 470 [Электронный
ресурс] // URL: http://zakon.edu.ru/catalog.
42 Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года // Народное образование. 2005. №2. С. 248.
43 Константинов С.Ю. О развитии системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003 №7. С. 11.
44 Хомякова А.А., Шишковский В.И. О системе дополнительного физического образования учащихся в современной общеобразовательной школе // Вестник ТГПУ. 2007. №6 (69). С. 84.
45 Силанов А.Н. Проблемы и перспективы развития муниципальной системы дополнительного образования // Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей: информационно-методический журнал. 2006. №12. С. 7.
46 Лобанов В.В. Этапы и условия развития дополнительного образования детей в многопрофильных внешкольных учреждениях // Автореферат дис. … канд. пед. наук (13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования). Томск, 2011. С. 18.
47 О состоянии и мерах по развитию
системы дополнительного образования
детей: стенограмма парламентских слушаний
Комитета Государственной Думы по образованию.
22 мая 2008 г. 10 часов [Электронный ресурс]
// URL: http://www.smolin.ru/duma/
Информация о работе История развития системы дополнительного образования детей в России