Изучение английского языка в сети Internet: развитие навыка аудирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования - показать возможности изучения английского языка в Internet и развития навыка аудирования, как необходимой составляющей современного общения и образования. Поставленная цель, в свою очередь, требует решения ряда задач: изучение теоретических материалов, посвященных проблеме исследования (изучение английского языка в Сети и развитие навыков аудирования);
анализ практического использования программных и аутентичных материалов в процессе обучения аудированию;
анализ взаимодействия Internet и современной системы образования, а также ее влияние на трансформирование английского языка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………2

Глава I . Сеть Internet и современная система образования

I.1 Исторические предпосылки возникновения Internet
и его влияние на современный английский язык…………5
I.2 Роль Internet в современной системе
образования……………..………………………………........7

Выводы………………………………………………………….12

Глава II . Сетевые технологии изучения иностранных языков

II.1 Дистанционное обучение английскому языку…………..13
II.2 Internet-ресурсы для развития навыков аудирования.…..17
II.2.1 Программные курсы и школы……………………..18
II.2.2 Независимые ресурсы……………………………...21
II.2.3 Аутентичные материалы…………………………...22

Выводы……………………………………………………….…24

Заключение……………………………………………………...25

Список использованной литературы .…………………..….....27

Файлы: 1 файл

Изучение английского языка в сети Internet.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

•  курсы     дистанционного     обучения     английскому    языку, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для системы повышения квалификации, для вузов по отдельным дисциплинам, для школьников, для родителей);

•  курсы английского языка, совмещаемые с системой очного базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;

•  полностью сетевые курсы английского языка;

• курсы английского языка, совмещенные с использованием портативных технологий (печатные учебные пособия, видеокассеты, CD-ROM диски, пр.) [Соловов, 1995].

В принципе почти все  элементы указанной инфраструктуры в той или иной форме существуют в российском и зарубежном Internet. Определены роль и место Internet в гуманитарном образовании, разработана      дидактическая      система,      отражающая     личностно – ориентированный подход в современном образовании, которая может быть использована, как в очном, так и в дистанционном обучении (Эта форма обучения поощряется политикой нашего государства: в 2002 году Думой РФ был подписан приказ "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологии (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации").

Сейчас уже все понимают, что  Internet обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Internet создает уникальную возможность для изучающих английский язык: он позволяет пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями  английского языка, то есть создает естественную языковую среду.  Специфика предмета "английский язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения английскому языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности - говорению, аудированию, чтению, письму на английском языке (По данным www.liveschool.ru).

Следует иметь в виду и еще одну особенность при изучении английского языка. Система обучения должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, традициями и обычаями, быть способными к межкультурному взаимодействию [Смирнов, 2006].

Internet по своим дидактическим возможностям, разумеется, с учетом программного обеспечения и конфигурации компьютера может с разной степенью эффективности решать все эти задачи.                      При изучении английского языка через Internet, его ресурсы используются:

•  для   включения   аутентичных  материалов   сети   (текстовых, звуковых) в программу  обучения;

•  для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;

•  для самостоятельного изучения английского языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

•  для самостоятельной  подготовки к сдаче квалификационного  экзамена по английскому языку экстерном;

•  для систематического изучения определенного курса английского  языка дистанционно под руководством преподавателя.

Используя информационные ресурсы Internet, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

•  формировать   навыки   и   умения   чтения,   непосредственно используя материалы  сети разной степени сложности;

•  совершенствовать умения аудирования  на основе аутентичных звуковых текстов  Internet и мультимедийных средств;

•  совершенствовать умения поддерживать диалоги и дискуссии на основе проблемного обсуждения материалов урока английского языка;

• совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений на английском языке;

• пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка;

•  формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого (По данным http://www.college.ru/english/).

Таким образом, учащиеся могут успешно работать самостоятельно над совершенствованием своих знаний в области английского языка.

 

Выводы: Итак, по данным, изложенным в Главе I, можно сделать следующие выводы. За более чем тридцатилетнюю историю существования Internet развился в огромную по масштабам Сеть, большее количество ресурсов которой использует англоязычные материалы. Это обусловлено тем, что сегодня англоговорящее население является одним из самых больших по численности, а также страной возникновения Internet – США. Пользователи Сети постепенно трансформируют язык по своему усмотрению, изобретая новые формы слов, которые из виртуального пространства переходят в реальную жизнь людей. И хотя роль Internet в современной системе образования только начинает осознаваться, дистанционное обучение языкам уже получило развитие. Оно открывает новые грани и возможности для самосовершенствования, и возможно, в будущем станет неотъемлемой частью обучения иностранным языкам.

 

 

 

Глава II . Сетевые технологии изучения иностранных языков

II.1. Дистанционное обучение английскому языку

 

Нет сомнения в том, что  дистанционное обучение английскому  языку открывает новые возможности  в обучении и самообучении, значительно  расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, обучение на расстоянии предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.

В ходе такого обучения учащиеся должны приобретать и применять знания. Организация самостоятельной деятельности обучаемых предполагает использование  новейших педагогических технологий, способствующих формированию социальных качеств личности (умению выполнять различные социальные роли, решая сложные познавательные задачи) [Дергачева, Дистанционное обучение иностранным языкам в техническом ВУЗе, 2001: 63].

Информационная сфера обучения английскому языку должна быть неограниченной по объему и открытой для информационного взаимодействия, доступа и использования всеми субъектами образования. С другой стороны, она должна быть определяемой стандартами обучения, координируемой системами обучения и управляемой учителями английского языка. То   есть   информационная   сфера   в   качестве   среды   обучения английскому  языку должна иметь  мощное  систематизированное  ядро (базовую среду обучения), которое порождает эту сферу и все ее информационные процессы и отношения [Крупина, Методики преподавания английского языка, 2003, №12].

 

Личностно ориентированная  система образования предполагает возрастание самостоятельности  ученика в качестве ее подсистемы. Дистанционное обучение английскому языку, использующее сетевые технологии и Internet, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы [Карамышева, 2001].

Система контроля за усвоением  знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных ситуациях должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (должна быть возможность обращения к преподавателю), так и отсроченного контроля [Дергачева, Дистанционное обучение иностранным языкам в техническом ВУЗе, 2001: 63].

Предоставляя принципиально  новые средства обучения, дистанционное  обучение английскому языку открывает  и новые формы школьного обучения. Однако значимость и роль средств дистанционного обучения английскому языку в системе среднего образования можно определить только при рассмотрении их во взаимосвязи со всеми другими средствами обучения – субъектными, печатными, компьютерными (мультимедийными).

Учитель английского языка в качестве носителя знаний и, следовательно, средства обучения не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения английскому языку в доступном для восприятия виде, помогает систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика. Печатные (книжные) и компьютерные средства обучения английскому языку содержат модели изучаемых знаний и являются самостоятельными объектами обучения только в усеченной системе обучения – без учителя [Карамышева, 2001].

Английский online – это уникальная возможность получить дополнительное образование или обновить свои знания не выходя из дома. Компьютер с подключением к Internet позволит посещать уроки английского языка в виртуальных школах, которых много как в Рунете, так и в Internet на других языках. Виртуальная действительность Internet-технологий воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем-профессионалом дома или в офисе. Появляется возможность изучать язык в уютной домашней обстановке в удобное время и в заданном темпе.

Подобный вид обучения (e-learning, т.е. обучение при помощи электронных носителей информации) широко практикуется во всем мире, благодаря ряду существенных преимуществ, а именно:                                                                                                                                

  • гибкость учебного графика;
  • отсутствие    необходимости    физически    посещать   учебное заведение и тратить время на дорогу;
  • значительная экономия, т.к. стоимость такого обучения в несколько раз ниже стоимости очного обучения;
  • интерактивность обучения, т.е. возможность общения посредством Internet с реальным преподавателем-профессионалом и с другими сокурсниками;
  • индивидуальный подход к каждому студенту.

Весь процесс обучения в подобной виртуальной школе  построен в режиме   online.   При   этом   разработчики   стараются   учитывать   все необходимые   требования   к   курсу изучения английского   языка   в дистанционной форме:

  • создание проекта на базе современных Internet-технологий;
  • использование мультимедийных возможностей компьютера;
  • привлечение учебных материалов, созданных носителями языка;
  • обеспечение возможности общения обучающегося с преподавателем независимо от места их нахождения и разницы во времени;                                 
  • организация виртуальных классов для учащихся с посещением уроков преподавателем в реальном времени;
  • возможность общения между одноклассниками внутри группы;
  • предоставление возможности проделать пробный урок до начала занятий.

В программе изучения английского языка online присутствуют несколько функций, которые обеспечивают ее интерактивность. Например, уроки-чаты с преподавателем и другими учащимися школы; форум, где можно обсудить различные актуальные темы; переписка по электронной почте с учителем и собеседниками; проверка письменных заданий учителем в режиме online; встроенный в программу дистанционного обучения табель успеваемости, позволяющий учащимся корректировать свой индивидуальный темп обучения.

Все эти функции создают  ощущение обучения в реальном классе, в котором не просто передают определенный объем информации, а помогают понять, структурировать, запомнить новый материал с привлечением ранее изученного. При этом опытный преподаватель организует, направляет и контролирует учебный процесс, стимулируя интерес к учебно-познавательной деятельности

(По данным Международного языкового центра Language Link www.languagelink.ru/services/distance/).

 

II.2. Internet-ресурсы для развития навыков аудирования

 

На сегодняшний день в российском Internet появилось множество курсов по изучению иностранных языков online. При этом, статус самых популярных и востребованных прочно закрепился за курсами английского языка. Это объясняется многими факторами, как психологическими, так и многими другими. Разработано также и множество методик изучения языка. И если раньше преподаватели и учителя использовали в процессе обучения в основном фундаментальный и классический методы, то сегодня одним из  самых серьезных и всеобъемлющих методов изучения иностранного языка стал лингвосоциокультурный метод, предполагающий апелляцию к такому компоненту, как социальная и культурная среда.

Сторонники этого метода твердо уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и студенты ставят целью овладеть лишь "безжизненными" лексико-грамматическими формами. К примеру, изучающий английский может употребить грамматически правильное выражение The Queen and Her relatives, но британец с трудом поймет, что имеется в виду The Royal Family. Лингвосоциокультурный метод включает два аспекта общения - языковое и межкультурное. Цель изучения языка с помощью данного метода – облегчение понимания собеседника, формирование восприятия на интуитивном уровне. Поэтому каждый студент, избравший такой органический и целостный подход, должен относиться к языку, как к зеркалу, в котором отражаются география, климат, история народа, условия его жизни, традиции, быт, повседневное поведение, творчество [Крупина, Методики преподавания английского языка, 2003: 16. - №12].

Первую строчку в рейтинге популярности методик активно удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Эта методика отлично "работает" в Европе и США. Из 4-х "китов", на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним. Однако есть и оборотная сторона медали: клишированностъ фраз и небогатый лексикон. Плюс масса грамматических ошибок, и становится понятно, что единственный способ не прослыть, скажем, так, неумным собеседником - повышенное внимание к партнерам, знание этикета и постоянное желание совершенствоваться (По данным http://www.native-english.ru/theory/articles/prepod/).

Информация о работе Изучение английского языка в сети Internet: развитие навыка аудирования