Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

0,25 баллов – в любой позиции  заменяется или искажается только один звук группы;

0 баллов – искажениям или  заменам во всех речевых ситуациях  подвергаются все или несколько  звуков группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Приложение 3

Речевые пробы и система оценки методики Н.И. Дьяковой «Исследование просодической стороны речи».

 

Серия 1. Восприятие и воспроизведение ритмов

При выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном.

  1. Восприятие ритмов: прослушать удары и посчитать их:

2. Слухомоторные координации: повторить:


простые ритмы:

 

сложные ритмы:

 

(полужирным шрифтом выделены  акцентированные громкие удары).

Оценка:

5 баллов — правильное восприятие  и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления;

4 балла — имеются единичные  случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла — правильное восприятие  и воспроизведение ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией;

2 балла — нарушение восприятия  и воспроизведения простых ритмов (правильное воспроизведение после 3— 4 предъявлений, невозможность воспроизведения сложных ритмов);

1 балл — невозможность выполнения.

Серия 2. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации

1.  Послушать и определить:

- близко или далеко (громко или тихо) кричат в лесу: ау;

- взрослое животное или детеныш издает звук мяу;

- ласково или грубо, радостно или грустно говорит человек:

—  ты хороший малыш, я тебя люблю;

—  ура! каникулы!

—  сказка «Три медведя».

2.  Воспроизвести самостоятельно  все задания.

Оценка:

5 баллов — правильно выполнены оба задания;

4 балла — правильно выполнено  задание 1, в задании 2 единичные ошибки;

3 балла — правильно выполнено  задание 1, при выполнении задания 2 не точно воспроизведена интонация;

2 балла — при выполнении задания 1 затруднено воспроизведение интонационной окраски голоса, а при выполнении задания 2 — воспроизведение высоты голоса и интонации;

1 балл — неверное восприятие  и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

Результат переводится в  проценты и подсчитывается по методике Т.А. Фотековой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Сказка «Три медведя»

 

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня.

 

Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаила Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны. Третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — для Михаила Ивановича, другой поменьше — Настасьи Петровны, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.

 

Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаила Ивановича, другая средняя — Настасьи Петровны, и третья маленькая — Мишуткина.

 

Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

- Кто хлебал из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

- Кто хлебал из моей чашки?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

- Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал!

 

Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой поломанный стульчик и пропищал:

- Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

- Кто ложился в мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иванович страшным голосом.

- Кто ложился в мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.

 

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тоненьким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи! Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

 

Приложение 5

Протоколы обследования

 

Алина К.

Вова Д.

Глеб К.

Глеб О.

Данил Л.

Дима А.

Захар Д.

Катя М.

Лев Д.

Олег У.

Серия 1. Исследование уровня развития фонематического восприятия в %

88

66

79

81

73

81

70

83

87

80

Серия 2. Исследование уровня развития фонематического анализа в %

69

39

44

47

44

52

40

68

80

69

Серия 3. Исследование уровня развития фонематического синтеза в %

39

6

0

11

2

6

0

30

50

25

Серия 4. Исследование уровня развития фонематических представлений в %

80

24

33

56

49

70

54

79

85

80

Серия 5. Исследование уровня развития артикуляционной моторики в %

80

50

60

90

70

90

80

90

90

80

Серия 6. Исследование уровня развития звукопроизношения в %

70

50

50

60

70

70

70

70

70

70

Серия 7. Исследование уровня развития просодической стороны речи в %

87

13

67

67

47

67

40

73

87

80

Средний уровень успешности в %

73

35

48

59

51

62

51

70

78

69


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)