Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………
0,25 баллов – в любой позиции заменяется или искажается только один звук группы;
0 баллов – искажениям или
заменам во всех речевых
Приложение 3
Речевые пробы и система оценки методики Н.И. Дьяковой «Исследование просодической стороны речи».
При выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном.
2. Слухомоторные координации: повторить:
простые ритмы:
сложные ритмы:
(полужирным шрифтом выделены
акцентированные громкие удары)
Оценка:
5 баллов — правильное
4 балла — имеются единичные
случаи ошибочного воспроизведе
3 балла — правильное восприятие и воспроизведение ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией;
2 балла — нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное воспроизведение после 3— 4 предъявлений, невозможность воспроизведения сложных ритмов);
1 балл — невозможность
Серия 2. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации
1. Послушать и определить:
- близко или далеко (громко или тихо) кричат в лесу: ау;
- взрослое животное или детеныш издает звук мяу;
- ласково или грубо, радостно или грустно говорит человек:
— ты хороший малыш, я тебя люблю;
— ура! каникулы!
— сказка «Три медведя».
2. Воспроизвести самостоятельно все задания.
Оценка:
5 баллов — правильно выполнены оба задания;
4 балла — правильно выполнено задание 1, в задании 2 единичные ошибки;
3 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 не точно воспроизведена интонация;
2 балла — при выполнении задания 1 затруднено воспроизведение интонационной окраски голоса, а при выполнении задания 2 — воспроизведение высоты голоса и интонации;
1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.
Результат переводится в проценты и подсчитывается по методике Т.А. Фотековой.
Приложение 4
Сказка «Три медведя»
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты: одна — столовая, другая — спальня.
Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михаила Ивановича. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны. Третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — для Михаила Ивановича, другой поменьше — Настасьи Петровны, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.
Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаила Ивановича, другая средняя — Настасьи Петровны, и третья маленькая — Мишуткина.
Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал из моей чашки?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал из моей чашки?
А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал!
Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Мишутка взглянул на свой поломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую горницу.
- Кто ложился в мою постель и смял ее? - заревел Михайло Иванович страшным голосом.
- Кто ложился в мою постель и смял ее? - зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тоненьким голосом:
— Кто ложился в мою постель?
И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи! Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Приложение 5
Протоколы обследования
Алина К. |
Вова Д. |
Глеб К. |
Глеб О. |
Данил Л. |
Дима А. |
Захар Д. |
Катя М. |
Лев Д. |
Олег У. | ||||||||
Серия 1. Исследование уровня развития фонематического восприятия в % | |||||||||||||||||
88 |
66 |
79 |
81 |
73 |
81 |
70 |
83 |
87 |
80 | ||||||||
Серия 2. Исследование уровня развития фонематического анализа в % | |||||||||||||||||
69 |
39 |
44 |
47 |
44 |
52 |
40 |
68 |
80 |
69 | ||||||||
Серия 3. Исследование уровня развития фонематического синтеза в % | |||||||||||||||||
39 |
6 |
0 |
11 |
2 |
6 |
0 |
30 |
50 |
25 | ||||||||
Серия 4. Исследование уровня развития фонематических представлений в % | |||||||||||||||||
80 |
24 |
33 |
56 |
49 |
70 |
54 |
79 |
85 |
80 | ||||||||
Серия 5. Исследование уровня развития артикуляционной моторики в % | |||||||||||||||||
80 |
50 |
60 |
90 |
70 |
90 |
80 |
90 |
90 |
80 | ||||||||
Серия 6. Исследование уровня развития звукопроизношения в % | |||||||||||||||||
70 |
50 |
50 |
60 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 | ||||||||
Серия 7. Исследование уровня развития просодической стороны речи в % | |||||||||||||||||
87 |
13 |
67 |
67 |
47 |
67 |
40 |
73 |
87 |
80 | ||||||||
Средний уровень успешности в % | |||||||||||||||||
73 |
35 |
48 |
59 |
51 |
62 |
51 |
70 |
78 |
69 |