Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

Неоднородными оказались и уровни нарушенного произношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Уровни нарушенного произношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Уровни нарушенного произношения

Показатели %

Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков

10

Неправильное произношение звука или звуков в речи при правильном произношении изолированно или в лёгких словах

20

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении

30

Нарушение дифференциации близких по звучанию или артикуляции звуков речи при умении правильно произносить звуки

40


 

Как видно из этой таблицы, наибольший процент составили дети с нарушением дифференциации близких по звучанию или артикуляции звуков речи при умении правильно произносить звуки. Максимальную трудность представляла дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении, наблюдалась у 30% детей с ОНР (III уровень). Это, по всей видимости, обусловлено существованием нечетких артикуляторных образов, что приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.

При исследовании развития просодической стороны речи только 30% детей полностью справились с заданиями. Особые трудности вызвали задания на воспроизведение сложных ритмов, изменение модуляции голоса, дети не контролируют длину речевого выдоха, говорят в замедленном темпе.

Таким образом, анализ результатов исследования фонематических функций показал низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза, неразвитость просодической стороны речи у дошкольников с ОНР (III уровень).

Дети недостаточно сознательно оперируют элементами языка, овладев некоторыми умственными действиями, они не могут осуществлять анализ слов в целом. Дети либо недостаточно, либо абсолютно не усвоили разницу между понятиями "звук" и "слог".

Анализ исследований показал, что ни один ребенок не выполнил все предложенные задания правильно, без ошибок. В процентном выражении результата прослеживается зависимость развития фонематического анализа, синтеза, представлений от уровня развития фонематического восприятия. Также наблюдается такая тенденция, чем ниже процентное выражение уровня фонематического восприятия, тем хуже происходит отбор правильных звуков при произношении в самостоятельной речи, даже если звук изолированно произносится правильно.

При исследовании слуховой дифференциации звуков было выявлено, что дети наиболее часто не могли выделить в слове свистящие, шипящие звуки, а также сложные сонорные. Затруднялись при подборе пары картинки к названным словам – паронимам, что указывает на трудности при дифференциации звуков по признаку глухость – звонкость, акустически близких звуков.

Симптоматика нарушений фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень) проявляется в сложности дифференциации звуков, в затруднении произвести звуковой анализ и синтез; в трудности воспроизведения звуко-слоговой структуры слова; слабое развитие просодической стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, направленное на решение следующих задач:

- изучить литературные источники  по проблеме исследования;

- определить онтогенез развития фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста в норме и при патологии (на примере детей с ОНР (III уровень));

- изучить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень);

- изучить диагностические методы  для выявления уровня развития  фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень);

- отобрать диагностический инструментарий для изучения состояния фонематического восприятия у дошкольников с речевым недоразвитием третьего уровня;

- экспериментальным путем выявить состояние фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Таким образом, мы выяснили, что фонематическое восприятие является  одним из компонентов фонематического слуха. Фонематический слух – это восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия / несоответствия своего произношения установленному образцу.

За развитие фонематического слуха отвечает взаимосвязанная работа первой и второй сигнальных систем. Формирование фонематического слуха происходит путем развития системы условных связей, которая вырабатывается на словесные раздражители при действии речевого раздражителя. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает процессы: фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; фонематические представления. Эти процессы обеспечивают понимание различной речевой информации, поступающей одномоментно из нескольких источников. Наивысшей ступенью в развитии фонематического слуха является развитие фонематического анализа и синтеза, который базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцируемых представлениях о звуковом составе слова, являющегося продуктом слухоречедвигательного взаимодействия.

Для развития фонематического восприятия также важен достаточный уровень развития интеллекта, памяти, произвольного внимания.

На развитие фонематического слуха существенным образом оказывает влияние развитие моторного аппарата речи, который представлен артикуляционным аппаратом, проводящими путями и соответствующим отделом в головном мозге, а именно зоной Брока.

Центральным отделом речеслухового анализатора является зона Вернике, в ней осуществляется анализ звучащей речи.

Речь имеет динамическую мозговую организацию.

Таким образом, за развитие фонематического слуха отвечают:

- доминантное (у правшей левое) полушарие головного мозга;

- слухоречевая  зона коры больших полушарий, центр Вернике;

- зона  Брока.

Взаимодействие этих зон определяет развитие, как фонематического слуха, так и звукопроизношения.

Развитие фонематического слуха проходит 2 стадии: дофонемная и фонемная. При полноценном развитии слухового, речедвигательного анализаторов, способности ребенка к подражанию, благоприятной речевой среде, к концу второго года жизни сформировано фонематическое восприятие всех звуков. К пяти годам дети овладевают произношением всех звуков. К семи годам ребенок приобретает способность к звуковому анализу, что говорит о его готовности к обучению грамоте.

У детей с ОНР помимо недоразвития лексико – грамматической стороны речи неразвита и фонетико – фонематическая сторона речи, что проявляется в  пониженной способности к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие всех фонем языка. С фонематической стороны речи детей с ОНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и/или акустическими признаками. В речи это выражается различным образом: заменой звуков более простыми по артикуляции; трудностями различения звуков; особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Также у детей нарушены просодические компоненты речи.

В ходе проведенного экспериментального исследования нами было выявлено следующее.

В фонетико - фонематическом развитии в среднем группа находится на II уровне успешности, соответствующим 55%; при этом индивидуальные показатели варьируют от 35% до 78% успешности (Приложение 5).

Отсюда, основное направление в коррекционной работе по развитию фонетико – фонематической стороны речи у детей с ОНР (III уровень) можно порекомендовать следующее:

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

- развитие просодической стороны  речи;

- формирование полноценных произносительных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

1. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.// Логопедия сегодня.-2007, №1(15), стр.67-69.

2. Боскис Р.М., Левина Р.Е. Об одной из форм акустической агнозии. Косноязычие в речи и письме. // Невропатология, психиатрия, психогигиена.-1936. T.V. Вып. 5.

3. Буторкова А.В. Личностные особенности детей с ФФН // Логопедия сегодня.- № 4 (30), 2010, стр. 30.

4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.: Лабиринт, 2008.-352 с.

6.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев – Изд-во: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.

7. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - стр.70-83.

8. Домашний логопед. Полный справочник. Авторский коллектив 
Изд-во: Эксмо, 2007.- 441с.

9. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников /  Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.

10.  Ендовицкая Т.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. -М., Просвещение, 1964. – 352с.

11. Жинкин Н.И. Механизмы речи.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

12.  Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1963. стр.213-227.

13. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности.- Москва – Воронеж, 2001. – 429 с.

14.   Зиндер Л.Р. Общая фонетика.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш.школа, 1979.

15. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 279 с.

16.  Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

17.  Каше Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Г.А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.- М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986.

18. Китик Е.Е. Психологические аспекты восприятия фонетически деформированной речи как основа профессиональной подготовки логопедов.//Логопедия сегодня.- № 2 (28), 2010, стр. 36

19. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. // Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - стр.112-129.

20. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 221с.

21. Левина Р.Е. Связь аномалий речевого развития с состоянием гностических и регуляторных процессов // VI Научная сессия по дефектологии.- М., 1961.

22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М.: Академия, 2010.- 511с. 

23. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 703 с.

24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия – М.: Академия 2006.–384 с.

25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- М.: АРКТИ, 2005.

26. Нейман Л.В. Анатомия, физиология органов речи и слуха. М., 1977.

27. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

28.  Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга – М.: Либроком, 2010.- 296с.

29. Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности.//Избранные произведения.- М.:Политиздат, 1951.- 264 с. 

30. Розенгарт – Пупко Г.Л. Речь и развитие восприятия в раннем детстве.– М.: Изд-во АМН СССР, 1948. – 200 c.

31. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А.В. Семенович – М.: Генезис, 2005. – 319с.

32. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы.- М.: Либроком, 2001.- 130с.

33. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М., 1947.

34. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. в 2-х т.-М.: Владос, 1997.- стр. 560 – 656. 

35. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Г.А. Тумакова - М.: Изд. Мозаика – Синтез, 2006. – 144с.

36. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.

37.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др. Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей. М.: Просвещение, 2008. -272с.

38.  Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.

39. Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у ребенка // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1955. – Т. ХII.

Информация о работе Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)