Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………
Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки.
Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа, у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными.
Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.
Коррекционное обучение детей с III уровнем речевого развития предусматривает:
а) дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
б) формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;
в) подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
2.2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)
2.1. Организация педагогического эксперимента
Анализ литературных данных по проблеме изучения фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитие речи показал, что несформированность фонематического восприятия существенным образом сказывается на развитии фонетического, лексического и грамматического строя речи. Дети дефектно произносят звуки, недостаточно их различают, не улавливают акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте.
Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.
В связи с этим проведено исследование фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста в группе с ОНР (III уровень).
Констатируюший эксперимент проводился на базе КОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №292 V вида» города Омска.
В эксперименте принимали участие старшие дошкольники в возрасте 5 - 6 лет в количестве 10 человек – 8 мальчиков и 2 девочки (Приложение 1).
Основная цель нашего исследования – определение актуального уровня развития фонематического восприятия у детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и применить методику, позволяющую всесторонне оценить уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
2. Выявить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень).
3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов.
Принципы логопедического обследования.
При проведении логопедического обследования детей необходимо опираться на принципы комплексной диагностики.
1. Принцип комплексного подхода.
Требует всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребёнка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.
2. Принцип учёта ведущей
Требует предъявлять задания в форме, отвечающей ведущей деятельности ребёнка на этапе развития: игровой.
3. Принцип динамического изучения.
Принцип предполагает применение диагностических методик с учётом возраста обследуемого и выявление его потенциальных возможностей.
4. Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики.
Качественный анализ речевой деятельности ребёнка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребёнка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учёту количественных данных. Необходимо сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных.
Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия [41].
Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.
Трудности в слуховой дифференциации звуков могут влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.
Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.
Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематичного восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.
Нами были изучены методики, позволяющие выявить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста:
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда - в пособии представлены иллюстрированные задания для обследования речи детей, направленные на выявление нарушений фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений [15];
2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. В пособии представлены исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза [9].
3. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [38].
Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию, в которой была отражена последовательность предстоящих действий испытуемых, а также форма устного ответа.
В процессе проведения обследования детям оказывалась помощь в двух случаях:
1. При непонимании смысла инструкции показывали образец выполнения.
2. Повторяли задание, если дети его забывали.
Предлагаемые методики предназначены для выявления особенностей фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень): качественной и количественной оценки нарушения.
Фонематическое развитие детей с ОНР (III уровень) мы исследовали, используя две методики - О.Б. Иншаковой и Н.И. Дьяковой. С помощью заданий О.Б. Иншаковой мы диагностировали фонематическое восприятие, фонематический анализ, синтез, представления. Для определения первичности и вторичности нарушения фонематического восприятия мы провели диагностику артикуляционной моторики и звукопроизношения.
Просодическую сторону речи мы диагностировали, используя методику Н.И. Дьяковой.
Количественный и качественный анализ результатов в двух методиках был определен при помощи критериев оценки из тестовой методики Т.А. Фотековой.
Структура первой методики (Приложение 2):
Исследование сенсомоторного уровня речи включает шесть серий.
В первой серии исследуется фонематическое восприятие. Серия 1 состоит из 5 заданий.
В первом задании 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.
Во втором задании определяется наличие или отсутствие заданного звука в слове.
В третьем задании нужно показать картинки с заданным звуком.
В четвертом задании услышать слово с заданным звуком.
В пятом задании подобрать пары картинок к названным словам паронимам, а также назвать слова паронимы.
Во второй серии обследуется фонематический анализ, эта серия состоит из 11 заданий:
1. Выделение гласного звука, стоящего в начале слова.
2. Выделение гласного звука, стоящего в середине слова.
3. Выделение гласного звука, стоящего в конце слова.
4. Выделение согласного звука, стоящего в конце слова.
5. Выделение согласного звука, стоящего в начале слова.
6. Выделение согласного звука из стечения двух звуков.
7. Определение количества
8. Определение звуков слова.
9. Выделение одинаковых звуков в двух названных словах.
10. Определение места заданного звука в слове.
11. Определение
В третьей серии исследуется фонематический синтез. Ребенку предлагается два задания:
1. Составить слова из заданного количества звуков.
2. Составить слова из звуков,
данных в нарушенной последоват
В четвертой серии с помощью четырех заданий обследуются фонематические представления:
1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук.
2. Подобрать слово на заданный звук.
3. Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове (начало, середина, конец).
4. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.
В пятой серии с помощью выполнения артикуляционных упражнений исследуется артикуляторная моторика.
Шестая серия направлена на исследование звукопроизношения.
Максимальное количество баллов за выполнение серий:
1 серия - 35 баллов;
2 серия – 60 балла;
3 серия – 16 баллов;
4 серия – 48 баллов;
5 серия – 5 баллов;
6 серия – 14 баллов.
При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех выделенных уровней успешности:
IV — 100—80%;
III — 79,9—65%;
II — 64,9—50%;
I — 49,9% и ниже.
В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество баллов, полученных за каждое задание, серию и за весь тест в целом. Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб, абсолютное значение малоинформативно для оценки того, какие виды проб вызывают наибольшие трудности. Поэтому удобнее представить данные в процентном выражении.
Структура второй методики (Приложение 3, 4)
Исследование просодической стороны речи включает две серии заданий.
В первой серии исследуется восприятие и воспроизведение ритмов, она состоит из двух заданий. В первом задании диагностируется восприятие ритмов: нужно прослушать удары и сосчитать их. Во втором, определяются слухомоторные координации.
Во второй серии исследуется восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации. Серия состоит из двух заданий.
Обе методики позволяют вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, следовательно, помогают разработать коррекционную программу для развития речи детей.
С целью выявления уровня фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) было организовано экспериментальное исследование. Средний результат, полученный при выполнении первых четырех серий первой методики, представлен на рисунке 1.