Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем в отличие от других.

Аналитико-синтетическая деятельность участвует и в акте сравнения ребенком своей несовершенной речи с речью старших, без чего вообще невозможно формирование произношения, как, впрочем, и других компонентов речи [27].

Таким образом, речь, являясь врожденной способностью человека, основное значение в своем развитии отдает слуху, который в период развития речи формируется сам под влиянием звуковой системы языка.

Взаимосвязь первой и второй сигнальных систем не исчерпывается только связью слуха и речи.

Слух для членораздельной речи является лишь одной частью речевого акта. Другая его часть — произношение звуков, которое постоянно контролируется слухом. Речь является также сигналом для связи с другими людьми и для самого говорящего. При артикуляции (произношении) возникают многочисленные тонкие раздражения, идущие от речевого механизма в кору больших полушарий, которые становятся для самого говорящего системой сигналов. Эти сигналы поступают в кору одновременно со звуковыми сигналами речи.

И. М. Сеченов по этому поводу писал: «…слуховые ощущения имеют перед другими то важное преимущество, что уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными в груди, гортани, языке и губах, то есть с ощущениями при собственном разговоре. На этом основании слуховая память подкрепляется еще памятью осязательною» [33, с.95].

И. М.Сеченов также указывал, что для артикуляции слов важны не сами по себе речевые движения, а их ассоциация со слуховыми ощущениями [32].

Первым голосовым проявлением новорожденного является крик. Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий в подкорковом слое, в самом низшем отделе высшей нервной деятельности. Крик новорожденного возникает в ответ на внешнее или внутреннее раздражение, что способствует рефлекторному вдоху и первому выдоху, при котором возникает первый крик.

На 4—6-й неделе жизни голосовые проявления младенцев отражают его ощущения, начинают появляться разные звуки — «агуканье». Так ребенок постепенно приобретает двигательный прототип для дальнейшего развития речи. Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Так развивается и закрепляется закономерная связь двигательного анализатора и слухового.

В возрасте 5–6 месяцев запас звуков у ребенка уже очень богат. Звуки бывают воркующими, чмокающими, вибрирующими и т. п. Легче всего ребенку удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама», «папа», «баба», «тата»), так как мышцы этих отделов благодаря сосанию хорошо развиты.

В период между 6–8 месяцами образуются условные рефлексы и дифференциация первой сигнальной системы. Происходит повторение одного слога как примитивное речевое проявление. Ребенок слышит образование фонем (тех или иных звуков), и звуковой стимул воспроизводит артикуляционный стереотип. Постепенно вырабатывается моторно-акустическая и акустико-моторная связь, т. е. ребенок произносит те фонемы (звуки), которые слышит.

Между 8–9 месяцами начинается период рефлекторного повторения и подражания. Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Постоянным повторением разных слогов у ребенка вырабатывается замкнутый слухо-двигательный круг.

В этот период возникает механизм повторения сложных звуков. Взрослый повторяет за ребенком его лепет, и его голос попадает в налаженный акустико-моторный круг ребенка. Так складывается работа между слышимой и собственной речью. Сначала ребенок повторяет за взрослым слоги или односложные слова. Эта функция простого повторения слышимых звуков называется физиологической эхолалией и является характерным признаком первой сигнальной системы. Приблизительно в одно время с физиологической эхолалией (повторением, подражанием) начинает развиваться и понимание значения слов. Ребенок воспринимает слова и короткие фразы как словесный образ. Важную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой взрослыми фразы. В этот период все большее значение в формировании речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов у ребенка постепенно развиваются сложные аналитические (акустико-оптические) процессы.

Также, продолжают укрепляются механизмы обеих сигнальных систем, возникают условные рефлексы высшего порядка. Моторные реакции на звуки являются доказательством, что акустико-моторная связь закрепилась. Слуховое восприятие вызывает моторную реакцию, которая имеет отношение к прежнему зрительному восприятию. В этой стадии двигательный анализатор развит больше, чем стимул механизмов речи. В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более сложные общие моторные реакции на словесные раздражения, но эти реакции постепенно тормозятся, и формируется речевой ответ. Первые самостоятельные слова ребенок начинает произносить, как правило, в начале второго года жизни. По мере развития ребенка внешние и внутренние раздражения и условные реакции первой сигнальной системы вызывают речевые реакции.

В этом периоде жизни ребенка все внешние и внутренние раздражения, все вновь образованные условные рефлексы, как положительные, так и отрицательные (негативные), отражаются речью, т. е. связываются с двигательным анализатором речи, постепенно увеличивая словесный запас детской речи.

На основе уже развившихся акустическо-артикуляционных и оптико-артикуляционных связей ребенок ранее слышимое слово произносит без подсказывания и называет видимые предметы.

Кроме того, он использует осязательные и вкусовые связи, и в комплексную речевую деятельность включаются все анализаторы. В этом периоде сложная система условных связей, речь ребенка находятся под влиянием прямого восприятия действительности. На развитие речи огромное влияние оказывают эмоции, и слово возникает под влиянием радости, неудовольствия, страха и т. д. Это связано с деятельностью подкорковой системы головного мозга. Первые слова, которые ребенок произносит самостоятельно, возникают как условно-рефлекторные реакции, зависящие от факторов внешней и внутренней среды. Ребенок называет предметы, которые видит, выражает словами свои потребности, например, голод, жажду и т. п. В этот период каждое слово становится целенаправленным речевым проявлением, имеет значение «фразы» и называется поэтому «однословной фразой».

Разнообразными голосовыми оттенками ребенок выражает свое настроение. Однословными фразами ребенок говорит до 1,5 - 2-летнего возраста, затем он начинает формировать короткие словесные цепочки, например: «мама, на», «баба, дай» и т. п. Имена существительные применяются главным образом в именительном падеже, а глаголы — в повелительном, неопределенном наклонении, в третьем лице.

На 3-м году жизни начинается правильное связывание слов в короткие речевые цепочки, словарный запас ребенка уже составляет 300–320 слов. Чем больше предметов и вещей знает ребенок и правильно называет их, тем больше связей фиксируется в коре головного мозга.

При помощи повторяемых раздражений из внешней среды ребенок формирует сложные реакции, которые являются продуктом взаимодействия вновь приобретенных и уже установившихся в коре рефлекторных связей, продуктом тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.

Так постепенно формируется высшая интеграционная способность речи, вырабатывается высшая ступень обобщенных корковых цепных процессов, составляющих физиологическую основу самых сложных речевых функций мозга. Речевые цепи связываются во все более сложные комплексы, и закладывается основа человеческого мышления [8].

Таким образом, в основе формирования и развития речи лежат сложнейшие процессы, происходящие в центральной нервной системе человека, в коре головного мозга, подкорковых структурах, периферических нервах, органах чувств.

Формирование фонематического слуха происходит путем развития системы условных связей, которая вырабатывается на словесные раздражители при действии речевого раздражителя.

Развитие слухового анализатора до года протекает на уровне первой сигнальной системы. Раннее понимание ребенком слов, произносимых взрослыми, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Движения ребенка в ответ на речевые сигналы образуются по типу временной связи, в которой слово взрослого выступает как условный раздражитель, а подкреплением служит безусловный ориентировочный рефлекс.

На втором году жизни начинает функционировать вторая сигнальная система.

Восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем [41].

В этот период слуховое восприятие основано на артикуляционных признаках речевых элементов. В процессе становления речи создаются условия для образования условно – рефлекторных связей между группами звуковых сигналов и комплексами артикуляционных движений, при нарушении данные связи нарушаются (Г.В. Чиркина, 1982). Процесс создания таких связей настраивает слухоречевую систему ребенка на фонетическую систему родного языка (А.Д. Салахова, 1972).

Для слухового восприятия речи необходимо, чтобы оно протекало активно, целенаправленно, при достаточной концентрации произвольного внимания. При этом память предоставляет возможность при восприятии сличать,  сравнивать поступающие сигналы с «эталонными» сигналами, уже имеющимися в опыте ребенка (И.А. Зимняя, 2001) [13].

Для развития фонематического восприятия важен достаточный уровень развития интеллекта, памяти, произвольного внимания.

Речь имеет динамическую мозговую организацию, совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга.

Наиболее яркие нарушения речевой деятельности возникают при поражении зон Брока, Вернике, а также стыка височно-теменной и затылочной доли.

За развитие фонематического слуха отвечают:

- доминантное (у правшей левое) полушарие головного  мозга;

- слухоречевая  зона коры больших полушарий, центр Вернике;

- зона  Брока.

Взаимодействие этих зон определяет развитие, как фонематического слуха, так и звукопроизношения.

 

1.2.   Закономерности  развития фонематического восприятия  у дошкольников с нормальным  речевым развитием в онтогенезе 

 

В психологии определение фонематического слуха складывалось в соответствии с лингвистическими исследованиями понятия фонема -  кратчайший элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассоциироваться в этом языке со смысловыми представлениями [46].

В устной речи речевые звуки изменчивы в зависимости от манеры произношения, позиции и комбинации в слове, степени ударности. Умение слышать и различать акустические признаки речевых звуков создает основу для обобщения этих признаков в фонеме и дифференциации фонем в речевом потоке. Звук речи и фонема не являются равнозначными понятиями, отсюда звуки речи относятся к фонетическому аспекту, а фонема к фонематическому (фонологическому) аспекту.

Н.И. Жинкин указывал: «Звук речи – это физическая величина, производимая речедвигательным аппаратом и включающая огромное разнообразие акустических признаков. Фонема – это функция, которую выполняют некоторые из признаков звука для различения одного слова от другого» [11].

Взаимовлияние фонетического и фонематического аспектов раскрыты в исследованиях Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и др. В них указывается, что фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных [42].

Н.Х. Швачкин характеризовал фонематический слух, как «сложную операцию не только выделения, но и обобщения произносительно – слуховых признаков звуков речи, обобщения, отражающего звуковые отношения данного языка» [45, с. 103].

Понятие «фонематический слух» постоянно уточнялось, так, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия и др. трактуют его как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных дифференциальных признаков звуков речи и отвлечения от несущественных [42].

В настоящее время фонематический слух – это восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия / несоответствия своего произношения установленному образцу (С.Н. Цейтлин) [44].

Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает процессы: фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; фонематические представления. Эти процессы обеспечивают понимание различной речевой информации, поступающей одномоментно из нескольких источников [42].

Фонематическое восприятие – это способность дифференцировать и определять последовательность звуков в слове в устной речи, при нормальном речевом развитии фонематическое восприятие формируется спонтанно в условиях речевого окружения в период от 1 года до 4 лет.

Фонематический анализ является высшей ступенью в развитии фонематического восприятия, формируется на его основе и служит для различения и определения последовательности звуков в письменной речи.

Фонематический анализ подразделяется на элементарный и сложный.

Элементарный анализ выполняет функцию выделения звуков на фоне слова. Элементарный анализ появляется у детей спонтанно.

Информация о работе Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)