Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………
При сложном анализе происходит вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места. В своем развитии сложный анализ выполняет функцию определения последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам в слове. Эта форма анализа появляется при специальном обучении [23].
Исследователи выделяют несколько этапов в развитии фонематического слуха.
Стадии формирования фонематического слуха (Р.Е.Левина):
1 дофонематический этап - от рождения до шести месяцев. Отсутствует дифференциация звуков речи на слух; полностью отсутствует как понимание, так и активная речь самого ребенка.
2 фонематический этап:
- начальный этап переработки фонем, характеризуется различением акустически более далеких фонем и недифференцированностью близких. На этой стадии произношение ребенка неправильное, искаженное, оно соответствует тому, как он воспринимает речь;
- ребенок начинает слышать
- получают преобладание новые
образы восприятия звуков, но
ребенок еще узнает
- завершается процесс фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка, также перестает узнавать неправильно сказанные слова.
Первые три стадии ребенок проходит в раннем детстве, последние в дошкольном возрасте [27].
Н.Х. Швачкин также выделяет в развитии слухового восприятия 2 стадии:
Дофонемная стадия.
- в 1 - 2 месяца отмечаются ориентировочные реакции на слуховой раздражитель (звучание погремушки, голос матери, мелодия);
- в 2 - 3 месяца – ориентировочно-поисковые реакции;
- в 3 - 4 месяца ребёнок находит источник звука, различает голоса близких, реагирует на интонацию, дифференцирует качественно разные звуки и однородные звуки различной высоты;
- в 5 месяцев ребенок улавливает общую ритмико – мелодическую структуру слова;
- в 6 - 7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и обобщенно воспринимать звучащую речь;
- в 8 - 9 месяцев ребёнок понимает некоторые слова, узнаёт названия предметов, которые ему показывают;
- в конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова.
Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребёнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной.
Н.Х. Швачкин составил общую схему фонематического развития.
На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
- [А] в отличие от других гласных;
- противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У;
- противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
- различение сонорных – артикулируемых шумных;
- различение твердых – мягких;
- различение назальных и плавных;
- различение сонорных и неартикулируемых шумных;
- различение взрывных и придувных;
- различение губных и язычных;
- различение взрывных и щелевых;
- различение переднеязычных и заднеязычных;
- различение глухих и звонких согласных;
- различение шипящих и свистящих;
- различение плавных и йот [45].
К двум годам ребенок в состоянии классифицировать все звуки родного языка.
На втором – третьем году жизни у ребенка формируется фонетический слух.
К трем годам ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, что свидетельствует о развитии фонематического слуха.
К четырем – пяти годам ребенок в норме дифференцирует все звуки и правильно их произносит.
К шести годам ребенок дифференцирует близкие по звучанию фонемы.
К семи годам фонематическое восприятие оказывается достаточно развитым, начинает развиваться звуковой анализ [45].
Таким образом, фонематический слух – это восприятие фонемного состава слова и оценивание соответствия / несоответствия своего произношения установленному образцу.
Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает процессы: фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; фонематические представления. Эти процессы обеспечивают понимание различной речевой информации, поступающей одномоментно из нескольких источников.
Развитие фонематического слуха проходит 2 стадии: дофонемная и фонемная. Фонематическое восприятие формируется к семи годам, в это же время ребенок приобретает способность к звуковому анализу.
1.3. Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
Общее недоразвитие речи – это системное недоразвитие речи, при котором у ребенка с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика [23].
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии.
У детей с ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. В основе речевых расстройств у детей с ОНР преобладают нарушения фонематического восприятия, что влечет за собой нарушения в формировании фонематического анализа, синтеза, фонематических, морфологических обобщений, что и приводит к ограниченности словаря, недостаточному пониманию смысловых значений грамматических категорий. Детям с ОНР присуще неустойчивое внимание, небольшой объем памяти, низкий контроль над своей и чужой речью [27].
Совокупность перечисленных пробелов в фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка с ОНР служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия у детей с ОНР представлены в работах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Никашиной и др.
Нарушение звукопроизношения при общем недоразвитии речи Р.Е. Левина не рассматривала как изолированный дефект. В ряде ее работ отмечается, что грубые дефекты произношения звуков проявляется у детей одновременно с затруднениями в овладении фонематическими процессами и слоговой структурой слова [27].
Исследователи Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют разные варианты дефектов звукопроизношения, в основном у детей с ОНР 3 уровня звукопроизношение нарушается по типу дислалии, дизартрии или ринолалии, что проявляется в следующем:
1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков;
2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции, представляющими меньшую произносительную трудность для ребёнка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития.
3) смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребёнок употребляет звук верно, в других - этот же самый звук заменяет другими, близкими артикуляционно или акустически. Причём неустойчивость усиливается в самостоятельной речи детей [36].
Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.
Авторы видят в этом свидетельство того, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия.
Недоразвитие фонематических процессов в ряде случаев может проявляться тяжелее, чем собственно нарушение звукопроизношения, как считает Р.Е.Левина, и препятствует формированию у ребенка элементов анализа звукового состава слова и предпосылок языкового обобщения.
Выделяя признаки, позволяющие судить о недостаточном уровне развития фонематического восприятия, отмечаются следующие особенности:
1) дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносят правильно;
2) допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, а также при определении наличия звука в слове;
3) большие затруднения возникают у детей при отборе картинок и придумывании слов с определённым звуком;
4) дети испытывают затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове;
5) узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.
Среди нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и другие авторы отмечают разнообразные дефекты: пропуски звуков и слогов, добавление слогов и звуков, укорочение слова, перестановки звуков и слогов.
Р.Е. Левина условно выделила три уровня речевого недоразвития, от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи с элементами фонетического и лексико – грамматического недоразвития. Т.Б. Филичевой описан 4 уровень ОНР – остаточные явления речевого недоразвития.
Первые два уровня характеризуют глубокие степени нарушений речи, на третьем уровне у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя [27].
При третьем уровне речевого недоразвития в устной речи детей присутствуют отдельные аграмматические фразы, неправильное или неточное использование некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.
Третий уровень общего недоразвития речи у детей характеризуется следующими недостатками:
1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги [27].
2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).
4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.
Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе.
Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Правила грамматики в этих условиях усваиваются плохо. В дальнейшем общее недоразвитие речи начинает сказываться на усвоении арифметики и других предметов.
Подобные нарушения у детей 5-6 лет позволяют отнести их к категории детей с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Таким образом, III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения, т. к. самостоятельное общение является для них затрудненным.