Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………
Рис.1 – Средний результат фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Таблица 1 – Уровень успешности, присвоенный группе за выполнение заданий 1, 2, 3, 4 серии
Сенсорное развитие |
Уровень успешности |
Фонематическое восприятие |
III уровень |
Фонематический анализ |
II уровень |
Фонематический синтез |
I уровень |
Фонематические представления |
II уровень |
Согласно представленным данным можно сделать вывод, что уровень развития фонематического восприятия детей группы приближен к нижней границе нормы. Уровень развития фонематических представлений приближен к третьему уровню успешности, в то время как уровень развития фонематического анализа находится на нижней границе второго уровня. Уровень развития фонематического синтеза обнаружил себя на самой низшей ступени развития.
Исследуя моторный уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) мы получили результат, представленный на рисунке 2.
Рис.2 – Средний результат моторного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Таблица 2 – Уровень успешности, присвоенный группе за выполнение заданий 5, 6 серии
Моторный аппарат речи |
Уровень успешности |
Артикуляционная моторика |
III уровень |
Звукопроизношение |
III уровень |
По полученным результатам можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) уровень развития артикуляционной моторики недостаточен для развития нормального звукопроизношения. В процентном выражении звукопроизношение уступает в развитии фонематическому восприятию, что позволяет сделать вывод, что фонематическое восприятие у детей с ОНР (III уровень) в основном нарушено вторично.
Исследуя во второй методике уровень развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) мы получили результат, представленный на рисунке 3.
Рис.3 – Средний уровень развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Таблица 3 – Уровень успешности, присвоенный группе за выполнение второй методики
Просодическая сторона речи |
Уровень успешности |
Громкость, высота, интонационная окраска голоса, тембр голоса, темп и динамика организации речи, наличие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха. |
II уровень |
Анализируя уровень развития просодической стороны речи, мы пришли к выводу, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) трудности в развитии фонематического восприятия отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов таким детям, как правило, недоступно.
При выполнении качественного анализа проведенной диагностики можно выделить следующее.
При выполнении первой серии заданий большие затруднения вызвали задания на дифференциацию акустически близких звуков [С] – [Ш], с ним не справились 70 % детей. 40 % затруднились при дифференциации звуков [Ж] - [Ш], [З] - [С]. Также 40% детей не различают звуки [Ц] - [С], [Ч] - [Т’], 20% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков [Р] - [Л]. 20% детей с трудом дифференцируют звуки раннего онтогенеза по принципу звонкость – глухость.
Степень распространенности нарушенной дифференциации при восприятии различных групп звуков у обследуемых детей представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Средний результат при выполнении заданий на определение развития фонематического восприятия звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Нарушенные при восприятии звуки |
Количество детей в группе |
Акустически близкие звуки |
70% |
Артикуляционно близкие звуки |
40% |
Звонкие – глухие |
40% |
[Р] - [Л] |
20% |
Другие |
20% |
Недостаточность фонематического восприятия в основном обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры.
В звуковом анализе выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий — выделение гласного звука, стоящего в середине слова, дети с ОНР, как правило, пропускают его; определение количества гласных и согласных звуков в слове; выделение одинаковых звуков в двух названных словах; определение места заданного звука в слове. Все названные задания находятся на первом уровне успешности.
Чуть лучше дети справились с заданиями - выделение согласного звука из стечения двух звуков; определение звуков слова; определение последовательности звуков в слове. Эти задания находятся на втором уровне успешности.
На третий уровень успешности вышли такие задания, как - выделение гласного звука, стоящего в конце слова; выделение согласного звука, стоящего в конце слова; выделение согласного звука, стоящего в начале слова.
Лучше всего дети справились с первым заданием, выделение гласного звука, стоящего в начале слова.
Уровень успешности при выполнении заданий второй серии у обследуемых детей представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Средний результат при выполнении заданий на определение развития фонематического анализа слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Фонематический анализ слов |
Уровень успешности при выполнении заданий в % |
Выделение гласного звука, стоящего в начале слова |
83% |
Выделение гласного звука, стоящего в середине слова |
49% |
Выделение гласного звука, стоящего в конце слова |
70% |
Выделение согласного звука, стоящего в конце слова |
76% |
Выделение согласного звука, стоящего в начале слова |
69% |
Выделение согласного звука из стечения двух звуков |
51% |
Определение количества гласных и согласных звуков в слове |
38% |
Определение звуков слова |
50% |
Выделение одинаковых звуков в двух названных словах |
48% |
Определение места заданного звука в слове |
38% |
Определение последовательности звуков в слове |
57% |
Таким образом, типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков.
Обнаружились сложности при назывании первого или последнего согласного звука в словах, ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Также дети затрудняются при сравнении слов по звуковому составу — определение количества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.
Исследуя уровень развития фонематического синтеза, обнаружились значительные трудности в заданиях на составление слов из заданного количества звуков. При выполнении этого задания обнаружилась частая встречаемость реверсов слов, что указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.
С заданием на составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности, дети не справились.
Уровень успешности при выполнении третьей серии заданий представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 – Средний результат сформированности фонематического синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) в %
Составить слова из заданного количества звуков. |
Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. | ||||
3 звука |
4звука |
5звуков |
3 звука |
4звука |
5звуков |
42% |
15% |
11% |
13% |
0 |
0 |
При исследовании сформированности фонематических представлений дети с трудом подбирали слова, начинающиеся на тот же звук, что и названные экспериментатором. Особые трудности при подборе вызвали слова, начинающиеся на свистящие, шипящие звуки, а также мягкие звуки.
У 40% детей наблюдалось переключение с выполнения основной задачи на другую: ребенок начинал придумывать слова, относящиеся к одному родовому понятию, например, рука - нога.
Уровень успешности при выполнении четвертой серии заданий представлен в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Средний результат развития фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Фонематические представления |
Уровень успешности при выполнении заданий в % |
Подобрать слова определенной тематики на заданный звук |
77% |
Подобрать слово на заданный звук |
58% |
Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове (начало, середина, конец) |
56% |
Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом |
48% |
Исследуя артикуляционную моторику у детей с ОНР (III уровень) в основном обнаружилось замедленное и напряженное выполнение артикуляционных движений; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы.
Уровень успешности при выполнении артикуляционных движений представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Средний результат при выполнении артикуляционных движений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Артикуляционная поза |
Уровень успешности при выполнении артикуляционного движения в % |
«Улыбочка» |
75% |
«Лопатка» |
90% |
«Иголочка» |
70% |
«Маятник» |
75% |
«Улыбка – трубочка» |
80% |
При исследовании звукопроизношения, наиболее распространенными нарушениями у детей с ОНР (III уровень) было нарушение произношения 3-х групп звуков. Среди нарушенных звуков оказались сложные сонорные звуки, шипящие и свистящие. Переднеязычные звуки также часто являлись нарушенными, среди сохраненных заднеязычные и звук "Й".
Степень распространенности неправильного произношения различных групп звуков у обследуемых детей представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 –Звукопроизношение у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Группы звуков |
Показатели нарушенного произношения в % |
Группа свистящих звуков |
75% |
Группа шипящих звуков |
82% |
[Л] |
84% |
[Р] |
84% |
Другие |
75% |
Нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков свидетельствует о нарушении слухового восприятия, так как эти звуки являются акустически близкими между группами и в группе, что отрицательно влияет на усвоение нормативного произношения.