Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 3.65 Мб (Скачать файл)

40. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17

41. Черкасова Е.Л. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание.- 2006, №11, стр.65-75.

42. Черкасова Е.Л. Современные аспекты исследования слухового восприятия детей с нарушениями речи.//Логопедия сегодня. 2010, №3 (29), стр.9-15

43. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240с.

44. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.- М.: ВЛАДОС, 2000.

45. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР. Вып.13. 1948. - с.101-133.

46. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении.- СПб, 1912.

47. Эльконин Д. Б.  Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — М.: «Академия», 2006. - 384 с.

48. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. стр.107-110.

 

 

 

 

Приложение 1

Список детей старшей логопедической группы

 

ФИО

Диагноз

Возраст

1. Алина К.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

6 лет

2. Вова Д.

ОНР 3 уровень. Дизартрия.

5 лет

3. Глеб К.

ОНР 3 уровень. Дизартрия.

5 лет

4. Глеб О.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

5 лет

5. Данил Л.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

5 лет

6. Дима А.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

5 лет

7. Захар Д.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

6 лет

8. Катя М.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

6 лет

9. Лев Д.

ОНР 3 уровень.

6 лет

10. Олег У.

ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия.

5 лет


 

Приложение 2

Речевые пробы и система оценки методики: «Исследование сенсомоторного уровня речи».

 

Серия 1. Проверка состояния фонематического восприятия

1. Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение

- ба – па -    па—ба—

- са – ша -    ша—са—

- ша – жа -    жа—ша—

- ца – са -    са—ца—

- ра – ла -    ла —ра

-         ва - фа -        фа - ва

- ма - на -    на—ма—

- да – та -    та—да—

- га – ка -    ка—га—

- за – са –    са—за—

- ча – тя –    тя—ча—

Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка:

1 балл — точное и правильное  воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла — первый член воспроизводится  правильно, второй уподобляется  первому (ба — па — ба —  па);

0,25 балла — неточное воспроизведение  обоих членов пары с перестановкой  слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

2.


 

 

Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове (по 1 звуку в каждом слове):

флаг, балалайка, груша, игла, топор, ключ, гриб

3.

Показать картинки с заданным звуком (по 1 звуку в каждом слове):

молоток, вишня, комар, сорока, карандаш, мак, еж.

Для решения второго и третьего задания ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Оценка:

1 балл — правильный ответ  с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ  с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ  с третьей попытки.

4. Услышать слово с заданным  звуком:

[в]  На заборе сидит ворона.

У Вовы новые валенки.

[н] Наташа хорошо поет.

У Насти болит нога.

[м] Маша ела кашу.

Мальчик пьет молоко.

[ж] Ира увидела жука.

В лесу живут медвежата.

[з] На полянке заяц.

У Зои розовый бант.

[п] Мама варит суп.

Паша нарисовал пальму.

[к] У Нины сок.

На картине нарисован мак.

[ш] Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

[с] Летит сова.

Соня ест булку.

Оценка:

1 балл — правильно услышал  звук во всех словах;

0,5 балла — правильно услышал звук в двух словах;

0,25 балла — правильно услышал звук в одном слове;

0 баллов — не услышал звук.

5. 

Подобрать пары картинок к названным словам паронимам. Назвать слова паронимы.

Крыша, крыса, бочка, почка, коза, коса, дрова, трава, рожки, ложки, шар, жар, лук, люк, мышка, мишка, софа, сова, кот, год.

Оценка:

1 балл — правильно подобрал  картинки ко всем паронимам  и назвал их;

0,5 балла — правильно подобрал картинки к пяти паронимам и назвал их правильно;

0,25 балла — правильно подобрал картинки к трем паронимам и назвал их;

0 баллов — не выполнил задание.

Серия 2. Обследование фонематического анализа

1. Выделить гласный звук, стоящий  в начале слова.

Аист, облако, игла, удочка.

2.

 

 

 

 

 

Выделить гласный звук, стоящий в середине слова.

Рак, дом, лук, кит, сыр.

3.

 

 

 

 

 

Выделить гласный звук, стоящий в конце слова.

Пила, кенгуру, грибы, очки, кольцо.

4.


 

 

 

 

Выделить согласный звук, стоящий в конце слова.

Кот, дом, жук, шар, стул, автобус.

 

 

5.


 

 

 

 

Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.

Танк, ракета, коза, санки, ландыш, мышь.

6.

Выделить согласный звук из стечения двух звуков.

Бант, белка, груша, лампа, платье, слон.

7.

 

 

 

 

 

Определить количество гласных и согласных звуков в слове.

Нос, машина, улитка, вертолет, рыба, слон.

8.

Определить из каких звуков состоит слово.

Кот, сом, стул, ноты, лимон, крокодил.

9.

Выделить одинаковые звуки в двух названных словах.

Ложка, стакан. Груша, мишка. Лопата, веник. Самолет, корова.

10.


 

 

 

 

Определить место заданного звука в слове.

Рыба, шапка, тарелка, клубок, самовар, шкаф.

11.

Определить последовательность звуков в слове.

Мак, ветка, дом, ваза, танк, ягода.

Ребенку также предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Оценка:

1 балл — правильный ответ  с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ  со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ  с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ  с третьей попытки.

Серия 3.  Обследование фонематического синтеза

1. Составить слова из заданного  количества звуков.

К,о,т   м,а,к   д,о,м   с,о,к

Р,у,к,а  ш,у,б,а  к,р,а,н

С,у,м,к,а  п,о,л,к,а  ш,а,п,к,а

2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

А,р,ш  д,м,ы  а,р,к

Л,а,н,у  з,о,р,а  и,ш,а,н

Ребенку также предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Оценка:

1 балл — правильный ответ  с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ  со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ  с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.

Серия 4. Обследование фонематических представлений

1. Подобрать слова определенной  тематики на заданный звук.

Игрушка  [ш]  Фрукт  [б]

Одежда  [к]  Цветок  [г]

Ягода  [м]  Овощ   [п]

Дерево       [д]           Время года           [о]

Гриб  [с]                  Мебель           [ш]

2. Подобрать слово на заданный  звук.

[в], [в’], [п], [п’], [к], [к’], [л], [л’], [з], [з’], [р], [р’].

3. Подобрать слово на заданный  звук с указанием его места  в слове (начало, середина, конец).

[т], [т’], [м], [м’], [с], [с’], [н], [н’, [ф], [ф’], [д], [д’].

4. Подобрать слово, которое будет  начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.

Стол – сумка, зима – зебра, шанка - …, щепка - …, чайка - …, рука - …, репа - …, лужа - …, полка - …, бочка - …, туча - …, дом - …, каша - …, горка - …, вата - …, форма - … .

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»

Оценка:

1 балл — правильный ответ  с первой попытки;

0,5 балла — правильный ответ  со второй попытки;

0,25 балла — правильный ответ  с третьей попытки;

0 баллов — неверный ответ  с третьей попытки.

Серия 5. Исследование артикуляторной моторики (посмотри внимательно, выполни задание):

1. «Улыбочка»

2. «Лопатка»

3. «Иголочка»

4. «Маятник»

5. «Улыбка – трубочка»

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 – 5 секунд: последние три упражнения нужно выполнить 4 – 5 раз. Во время выполнения упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;

0,5 баллов – замедленное и  напряженное выполнение; длительный  поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

Серия 6. Исследование звукопроизношения:

           1. Собака-маска-нос  сено-василек-высь  замок-коза  зима-магазин  цапля-овца-палец.

           2. Шуба-кошка-камыш           жук-ножи          щука-вещи-лещ           чайка-очки-ночь.

           3. Рыба-корова-топор    река-варенье - дверь.

           4. Лампа-молоко-пол    лето-колесо-соль.

           5. (Г, К, Х, Й, другие дефекты).

           Оценка:

Предлагается условно разделить все звуки на 5 групп: свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Щ, Ж, Ч, Ш), сонорные (Л, ЛЬ), сонорные (Р, РЬ) и остальные звуки (задненебные Г, Х, К и их мягкие пары, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).

1 балл – безукоризненное произношение  всех звуков группы в различных  речевых ситуациях;

0,5 баллов – один или несколько  звуков группы правильно произносится  изолированно и отраженно, но  иногда подвергается заменам  или искажениям в самостоятельной  речи, то есть недостаточно автоматизированы;

Информация о работе Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)