Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………
40. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17
41. Черкасова Е.Л. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи.//Дошкольное воспитание.- 2006, №11, стр.65-75.
42. Черкасова Е.Л. Современные аспекты исследования слухового восприятия детей с нарушениями речи.//Логопедия сегодня. 2010, №3 (29), стр.9-15
43. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240с.
44. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи.- М.: ВЛАДОС, 2000.
45. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР. Вып.13. 1948. - с.101-133.
46. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении.- СПб, 1912.
47. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — М.: «Академия», 2006. - 384 с.
48. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. стр.107-110.
Приложение 1
Список детей старшей логопедической группы
ФИО |
Диагноз |
Возраст |
1. Алина К. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
6 лет |
2. Вова Д. |
ОНР 3 уровень. Дизартрия. |
5 лет |
3. Глеб К. |
ОНР 3 уровень. Дизартрия. |
5 лет |
4. Глеб О. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
5 лет |
5. Данил Л. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
5 лет |
6. Дима А. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
5 лет |
7. Захар Д. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
6 лет |
8. Катя М. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
6 лет |
9. Лев Д. |
ОНР 3 уровень. |
6 лет |
10. Олег У. |
ОНР 3 уровень. Стертая дизартрия. |
5 лет |
Приложение 2
Речевые пробы и система оценки методики: «Исследование сенсомоторного уровня речи».
Серия 1. Проверка состояния фонематического восприятия
1. Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение
- ба – па - па—ба—
- са – ша - ша—са—
- ша – жа - жа—ша—
- ца – са - са—ца—
- ра – ла - ла —ра
- ва - фа - фа - ва
- ма - на - на—ма—
- да – та - та—да—
- га – ка - ка—га—
- за – са – са—за—
- ча – тя – тя—ча—
Вначале предъявляется первый член пары (ба — па), затем второй (па — ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба — па — па — ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Оценка:
1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла — первый член
0,25 балла — неточное
0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2.
Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове (по 1 звуку в каждом слове):
флаг, балалайка, груша, игла, топор, ключ, гриб
3.
Показать картинки с заданным звуком (по 1 звуку в каждом слове):
молоток, вишня, комар, сорока, карандаш, мак, еж.
Для решения второго и третьего задания ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
4. Услышать слово с заданным звуком:
[в] На заборе сидит ворона.
У Вовы новые валенки.
[н] Наташа хорошо поет.
У Насти болит нога.
[м] Маша ела кашу.
Мальчик пьет молоко.
[ж] Ира увидела жука.
В лесу живут медвежата.
[з] На полянке заяц.
У Зои розовый бант.
[п] Мама варит суп.
Паша нарисовал пальму.
[к] У Нины сок.
На картине нарисован мак.
[ш] Маша купила ленту.
У Лены большой шар.
[с] Летит сова.
Соня ест булку.
Оценка:
1 балл — правильно услышал звук во всех словах;
0,5 балла — правильно услышал звук в двух словах;
0,25 балла — правильно услышал звук в одном слове;
0 баллов — не услышал звук.
5.
Подобрать пары картинок к названным словам паронимам. Назвать слова паронимы.
Крыша, крыса, бочка, почка, коза, коса, дрова, трава, рожки, ложки, шар, жар, лук, люк, мышка, мишка, софа, сова, кот, год.
Оценка:
1 балл — правильно подобрал картинки ко всем паронимам и назвал их;
0,5 балла — правильно подобрал картинки к пяти паронимам и назвал их правильно;
0,25 балла — правильно подобрал картинки к трем паронимам и назвал их;
0 баллов — не выполнил задание.
Серия 2. Обследование фонематического анализа
1. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова.
Аист, облако, игла, удочка.
2.
Выделить гласный звук, стоящий в середине слова.
Рак, дом, лук, кит, сыр.
3.
Выделить гласный звук, стоящий в конце слова.
Пила, кенгуру, грибы, очки, кольцо.
4.
Выделить согласный звук, стоящий в конце слова.
Кот, дом, жук, шар, стул, автобус.
5.
Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.
Танк, ракета, коза, санки, ландыш, мышь.
6.
Выделить согласный звук из стечения двух звуков.
Бант, белка, груша, лампа, платье, слон.
7.
Определить количество гласных и согласных звуков в слове.
Нос, машина, улитка, вертолет, рыба, слон.
8.
Определить из каких звуков состоит слово.
Кот, сом, стул, ноты, лимон, крокодил.
9.
Выделить одинаковые звуки в двух названных словах.
Ложка, стакан. Груша, мишка. Лопата, веник. Самолет, корова.
10.
Определить место заданного звука в слове.
Рыба, шапка, тарелка, клубок, самовар, шкаф.
11.
Определить последовательность звуков в слове.
Мак, ветка, дом, ваза, танк, ягода.
Ребенку также предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Серия 3. Обследование фонематического синтеза
1. Составить слова из заданного количества звуков.
К,о,т м,а,к д,о,м с,о,к
Р,у,к,а ш,у,б,а к,р,а,н
С,у,м,к,а п,о,л,к,а ш,а,п,к,а
2. Составить слова из звуков,
данных в нарушенной
А,р,ш д,м,ы а,р,к
Л,а,н,у з,о,р,а и,ш,а,н
Ребенку также предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Серия 4. Обследование фонематических представлений
1. Подобрать слова определенной тематики на заданный звук.
Игрушка [ш] Фрукт [б]
Одежда [к] Цветок [г]
Ягода [м] Овощ [п]
Дерево [д] Время года [о]
Гриб [с] Мебель [ш]
2. Подобрать слово на заданный звук.
[в], [в’], [п], [п’], [к], [к’], [л], [л’], [з], [з’], [р], [р’].
3. Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове (начало, середина, конец).
[т], [т’], [м], [м’], [с], [с’], [н], [н’, [ф], [ф’], [д], [д’].
4. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.
Стол – сумка, зима – зебра, шанка - …, щепка - …, чайка - …, рука - …, репа - …, лужа - …, полка - …, бочка - …, туча - …, дом - …, каша - …, горка - …, вата - …, форма - … .
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще»
Оценка:
1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла — правильный ответ со второй попытки;
0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки;
0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Серия 5. Исследование артикуляторной моторики (посмотри внимательно, выполни задание):
1. «Улыбочка»
2. «Лопатка»
3. «Иголочка»
4. «Маятник»
5. «Улыбка – трубочка»
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3 – 5 секунд: последние три упражнения нужно выполнить 4 – 5 раз. Во время выполнения упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, гиперкинезов, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;
0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение
Серия 6. Исследование звукопроизношения:
1. Собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец.
2. Шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь.
3. Рыба-корова-топор река-варенье - дверь.
4. Лампа-молоко-пол лето-колесо-соль.
5. (Г, К, Х, Й, другие дефекты).
Оценка:
Предлагается условно разделить все звуки на 5 групп: свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Щ, Ж, Ч, Ш), сонорные (Л, ЛЬ), сонорные (Р, РЬ) и остальные звуки (задненебные Г, Х, К и их мягкие пары, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
1 балл – безукоризненное
0,5 баллов – один или несколько
звуков группы правильно