Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования; 2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подбор методов определения типов родительских отношений к ребёнку; 4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………….. …… 3-5
Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18
1.3. Тревожность и её проявление у детей среднего дошкольного возраста
4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22
1.4. Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28
2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34
Список используемой литературы …………………………………………35-36

Файлы: 1 файл

готовая курсовая Пучкова.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)


Департамент образования  города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

Педагогический колледж № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПОВ 

РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА УРОВЕНЬ  ТРЕВОЖНОСТИ

 ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

                                                     Автор: Пучкова Любовь Михайловна

                 Группа 51 «В».

                             Специальность: 050704

                                      «Дошкольное образование»

                                                              Руководитель:

                                                              Шныренков Евгений Анатольевич

                                                              Преподаватель социологии.

 

 

 

 

 

Дата________________                                    

Отметка_____________

____________________

(подпись руководителя)

 

 

 

 

Москва

2009

Содержание

Введение. …………………………………………………………….. ……   3-5

Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет  

1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13

1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18

1.3. Тревожность и её проявление  у детей среднего дошкольного  возраста

4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22

1.4.   Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26

Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности  детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28

2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29

Заключение…………………………………………………………………...30-31

Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34

Список используемой литературы …………………………………………35-36

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Все дети должны каждый день

испытывать радость,

и это должно стать  целью взрослых»

Г. Лендрет

 

Введение

 

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка, так и для организации воспитательной практики.

 В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Семья – главный защитник личности, убежище и фундамент. Связи «родитель – ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Родительская любовь имеет врождённые биологические  компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно – исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Необходимо помнить, что ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, в качестве наиболее распространённых явлений являются тревожность и страхи у детей. Одним из факторов, влияющих на тревожность ребенка, является психологический микроклимат семьи.

Изучение тревожности  на разных этапах детства важно как  для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей

развития эмоциональной  сферы человека, становления эмоционально – личностных образований. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития. Наличие тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальной деятельности, полноценному общению.

Для маленького ребёнка  семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия. Учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Этим и определяется научный интерес нашего исследования.

Проблемой влияния родительского  отношения к ребёнку занимались такие исследователи как: Л.С.Выготский; А. В. Петровский; Л. И. Божович;

В.С. Мухина; А.С. Макаренко; А.С.Спиваковская; А. Я. Варга; Д. Б. Эльконин; В.В.Столин; М.И. Лисина; В. В. Лебединский; Э. Г.Эйдемиллер; З. Фрейд; К. Хорни; А. М. Прихожан; А. И. Захаров; Э. Фромм и другие отечественные, и зарубежные психологи.

Исходя из актуальности выбранной темы, мы определили цели, задачи, объект и предмет исследования.

 Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Объект исследования – родители и их дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Предмет исследования – родительско-детские отношения и тревожность детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

 Задачи исследования:

1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования;

2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста;

3. Подбор методов определения  типов родительских отношений  к ребёнку;

4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.

Методы исследования:

1. Анализ литературы;

2. Наблюдение;

3. Беседы-консультации с родителями;

4. Анкетирование.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

 

1.1.Родительское отношение к ребенку: определение, модели, типы

 

Проблема родительско-детских  отношений становится одним из объектов рассмотрения психологии уже на первоначальных этапах становления её как науки.

Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию и содержанию родительски - детских отношений, сформулированных различными психологическими школами.

У З. Фрейда, в классическом психоанализе влиянию родителей на психическое развитие ребёнка отводится центральное место. В первые годы жизни ребёнка родители (и особенно мать) – это те лица, с которыми связаны самые важные ранние переживания. Обычные повседневные действия родителей по уходу за ребёнком имеют важный, психологический эффект.

 Способ и полнота удовлетворения биологических потребностей младенца на стадии грудного вскармливания, предоставления ему возможности получения удовольствия от сосания закладываются основы доверия, привязанности, активности в отношении других людей на всю последующую жизнь. Гибкость терпимость, разумная требовательность родителей в процессе приучения ребёнка к туалету, к опрятности, поддержка стараний ребёнка контролировать себя способствует появлению адекватных форм саморегуляции, позитивной самооценки, даже творческого мышления.

 К. Хорни, американский психолог, критически переосмысливая учение Фрейда, особое значение придавала культурной среде, социальным отношениям между родителями и ребёнком и той роли, которую они играют в развитии личности, в детстве основной потребностью является потребность в безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, например, в результате неустойчивого поведения или чрезмерной опеки, то у ребёнка развивается установка базальной тревожности ребёнок зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним обиду и негодование, что составляет основу базисного невротического конфликта. (17,с220)

Широкое признание получила точка зрения немецкого психолога Э. Фромма (всемирно известный психолог, психоаналитик, философ), на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви.

 Материнская любовь безусловна: ребёнок любим просто за то, что он есть. «В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать, ребёнку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Отцовская любовь по большей части обусловленная любовь, её нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданием, дисциплиной. (16, с. 319)

 Ключевые понятия программы воспитания с психоаналитической точки зрения: привязанность, безопасность, установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания взаимодействия ребёнка и родителей в первые часы после рождения.

 

 

«Гуманистическая» модель семейного воспитания

 

К. Роджерс (американский психолог, один из создателей гуманистической психологии) утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребёнок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребёнка является отсутствие противоречия между «Я» идеальным (представлением о том, как тебя любят) и «Я» реальным (действительным уровнем любви).

Созвучные идеи высказывает А. Фромм (американский специалист в области клинической психологии, педиатрии и детской психиатрии), родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребёнка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребёнка; передать ребёнку убеждение, что мы его любим и готовы помочь.

Ключевыми понятиями  его модели воспитания является уважение; близость с родителями; проявление любви. (15, с319)

 

 

Модели родительско-детских  отношений в отечественной психологии

 

Традиционным и общепризнанным в отечественной психологии является признание за взрослыми роли носителя человеческой культуры – необходимого источника развития ребёнка. Важнейшей характеристикой развития, его ключевым моментом является та система отношений ребёнка со взрослыми, в которую ребёнок вступает в каждый возрастной период, так называемая, социальная ситуация развития.

М. И. Лисина (доктор психологических наук, профессор, изучала генезис общения у детей) и её сотрудники показали, что специфической особенностью общения ребёнка и взрослого является его предмет, а именно другой человек, партнёр по общению. Родитель олицетворяет собой те ценностные и мотивационные уровни, на которые ребёнок может подняться вместе с ним – через общение, общие переживания и совместную деятельность. (7, с320)

 А. В. Петровский (доктор психологических наук, профессор, президент РАО) полагает, что можно условно выделить пять типов социально-психологического климата семьи соответственно, тактик семейного воспитания: «диктат», «опека», «конфронтация», «мирное сосуществование на основе невмешательства» и «сотрудничество».

 Наиболее оптимальной тактикой семейного воспитания является пятый тип – «сотрудничество». Основные характеристики которого: соучастие – эмоциональное, действенное включение в дела другого человека, активная помощь, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, поддержка, искренность, взаимность.

 М. В. Полевая выделила две основные характеристики родительского отношения: принятие, понимаемое как готовность родителя воспроизводить и поддерживать неординарные проявления активности ребёнка, и неприятие (отчуждение), проявляющееся в форме отторжения родителями неординарных проявлений ребёнка. Эмпирическими проявлениями отчуждения ребёнка от родителей выступает снижение чувства самоценности и общительности ребёнка, его повышенная конфликтность, закрытость в присутствии родителей, враждебность.

Родительское отношение  включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребёнке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребёнком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческие компоненты.

 В. И. Гарбузовым (детский психолог, психотерапевт)были также описаны типологии родительского отношения на основе анализа клинических данных, Выделено три типа неправильного воспитания:

Информация о работе Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста