Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, курсовая работа
Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования; 2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подбор методов определения типов родительских отношений к ребёнку; 4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.
Введение. …………………………………………………………….. …… 3-5
Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18
1.3. Тревожность и её проявление у детей среднего дошкольного возраста
4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22
1.4. Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28
2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34
Список используемой литературы …………………………………………35-36
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.
107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
108. Моему сыну (дочери)
нужно уделять значительно
109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112. Большинство детей - маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.
113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.
114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына (дочери).
115. Мне очень трудно сказать своему ребенку "Нет".
116. Меня огорчает: что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.
117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.
119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома - в яслях, детском саду, у родственников.
121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122. Кроме моего сына мне больше никто на свете не нужен.
123. У моего сына (дочери)
прерывистый и беспокойный сон.
124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125. Все, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло только благодаря моей постоянной помощи.
126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127. Я не могу вспомнить,
когда в последний раз отказал(
128. Мой сын говорил мне - вырасту, женюсь на тебе, мама.
129. Мой сын (дочь) часто болеет.
130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь и всех других людей.
Приложение №7
Анкета для родителей по выявлению тревожного ребёнка.
(Лаврентьева Г. П. , Титаренко Т. М. )
№п/п |
Ребёнок |
Да |
Нет |
1 |
Во время выполнений заданий напряжен, скован |
||
2 |
Смущается чаще других |
||
3 |
Как правило, краснеет в незнакомой обстановке |
||
4 |
Жалуется, что снятся страшные сны |
||
5 |
Руки обычно холодные и влажные |
||
6 |
Нередко бывает расстройство стула |
||
7 |
Сильно потеет, когда волнуется |
||
8 |
Не обладает хорошим аппетитом |
||
9 |
Спит беспокойно, засыпает с трудом |
||
10 |
Пуглив, многое вызывает у него страх |
||
11 |
Обычно беспокоен, легко расстраивается |
||
12 |
Часто не может сдержать слёзы |
||
13 |
Плохо переносит ожидание |
||
14 |
Не любит браться за новое дело |
||
15 |
Не уверен в себе, в своих силах |
||
16 |
Боится сталкиваться с трудностями |
Суммировать количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокий уровень тревожности – 11-16 баллов.
Средний уровень тревожности – 7-12 баллов.
Низкий уровень тревожности – 1-5 баллов.
Профилактика тревожности
- Тревожность часто является результатом противоречивых требований к ребенку со стороны близких людей. Детьми нельзя манипулировать, перетягивать как канат то в одну, то в другую сторону;
- Нельзя ставить ребенка перед необходимостью выбора: “Ты мамин или папин?”;
- Когда ребенок приходит в детский сад, появляется воспитатель, авторитет которого для ребенка очень высок. Ни родители, ни воспитатели не должны подрывать авторитет друг друга. Чем выше авторитет взрослого, тем большая ответственность за его эмоциональное благополучие лежит на них;
- Взрослый сам должен быть не противоречив в своих поступках;
Честность и искренность взрослых – это важнейшие основы благополучного общения;
- Порой представления родителей о желаемых качествах ребенка оказываются не соответствующими возможностям детей. Настаивая на чем-нибудь, внимательно присмотритесь к ребенку: вы увидите их интересы, откликнитесь на первые попытки найти что-то для них;
- Принятие ребенка также важно для профилактики тревожности;
- Ругая ребенка за лень, непослушание, нужно обязательно ему сказать, что он сможет это сделать, что вы уверены в нем. Он должен знать, что он хороший, любимый;
- Если ребенок уже тревожный, необходимо делать то же, что и при профилактике тревожности;
- Кроме того, нужно распознать причины тревожности, чтобы знать, когда нужно пожалеть, не требовать того, что ребенок не в состоянии сделать;
- Особое внимание нужно уделять слабым местам тревожности, утомляемости, затруднении в общении.
- В каких формах не проявлялась бы тревожность, ребенку нужно повышать самооценку. Это совет – общий для всех.
Беседа-консультация с родителями
1. Уделять тревожному ребенку больше внимания.
2. Укреплять уверенность ребенка в себе, развивать самооценку.
3. Заниматься с тревожными детьми танцами, спортом, разнообразными
играми – они помогают раскрепощать ребенка.
4. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, е приводите их в пример.
5. Если вы хотите подчеркнуть динамику в работе ребёнка над каким – то своим качеством, то лучше сравнить успехи ребёнка, с его же результатам
ранее.
6. Избегайте соревновательных моментов в играх. Пусть лучше ребёнок играет для собственного удовольствия и пользы, а не с целью выиграть.
7. Нежелательно ставить тревожному ребёнку временные рамки выполнения задания или подгонять его. Этим вы вряд ли ускорите его действия, а вот уровень тревожности поднимите наверняка.
8. Если вы ощущаете сопротивление ребёнка, его нежелание выполнять то лил иное задание, ни в коем случае не настаивайте. Проявите творческий подход, чтобы заинтересовать ребёнка и снизить у него беспокойство.
9. Для преодоления тревожности необходимо советоваться у психологов и педагогов.
10. Использовать совместные обсуждения проблем и достижений семьи.
11. Расспрашивать ребёнка о его проблемах (вместо объяснений и констатаций), это способствует развитию навыков мышления и критики.
12. Задавать вопросы детям только при наличии подлинного интереса к мнению и чувствам ребёнка.
13. Нельзя задавать вопросы как «ловушки», если родитель заранее знает на них ответ ребёнка.