Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, курсовая работа
Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования; 2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подбор методов определения типов родительских отношений к ребёнку; 4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.
Введение. …………………………………………………………….. …… 3-5
Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18
1.3. Тревожность и её проявление у детей среднего дошкольного возраста
4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22
1.4. Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28
2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34
Список используемой литературы …………………………………………35-36
1) непринятие индивидуальных особенностей ребёнка;
2)гиперсоциолизация, выражающаяся в повышенных требованиях к ребёнку без учёта его индивидуальных особенностей;
3) эгоцентризм, когда ребёнок становится «кумиром семьи», «смыслом жизни для родителей.
А. И. Захаров (доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи РГПУ им. А. И. Герцена) полагал, что родительское отношение может быть оценено по следующим параметрам:
5. Тревожность – нетревожность. (2, с. 380)
С. Л. Соловейчик (писатель, журналист, один из инициаторов создания «педагогики сотрудничества») считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
По мнению А.Я. Варга (кандидат психологических наук, заведующая кафедрой системной семейной психотерапии ИППиП) и В.В. Столина (доктор психологических наук, профессор), «родительские отношения» – это система разнообразных чувств родителей к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин (совместно разработали тест-опросник родительского отношения к ребёнку) выделили следующие критерии родительских отношений:
1. «Принятие – отвержение».
-Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
-Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4. «Авторитарная
5. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия
А. С. Макаренко (педагог, писатель, разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально искалеченных детей. Основа его педагогики, это теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде) обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
А. В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
«Диктат» – систематическое подавление инициативы другого.
«Опека» – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
«Невмешательство» – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
«Сотрудничество» – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
«Паритет» – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
Учитывая взаимосвязь отношений в семье, их описывают через роли, которые выполняет ребёнок. По мнению А. С. Спиваковской (доктор психологических наук, профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова), роль ребёнка можно четко выделить в дисгармоничной семье, где относятся друг к другу шаблонно, стереотипно, годами сохраняя застывшие, ригидные, уже не соответствующие реалиям отношения. Роль – это набор шаблонов поведения по отношению к ребёнку в семье, сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребёнку взрослыми.
Наиболее типичны четыре роли: «козёл отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби».
«Козёл отпущения» - это объект для проявления взаимного недовольства супругов-родителей.
«Любимчик» заполняет эмоциональный вакуум в супружеских отношениях, забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу раз и навсегда остается в семье только ребёнком.
«Беби» - ребёнок с очень ограниченными правами.
«Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимают важнейшие место в структуре семьи. (13, с 160)
Для определения анализа
родительского отношения
На родительско - детских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
В реальной жизни, - замечает В. С. Мухина – всё ещё более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть предоставлены одновременно несколько стилей отношения к ребёнку отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т. д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребёнку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, готовность к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. (8, с. 456)
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Средний дошкольный возраст (4-5 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
В среднем дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир постоянных вещей, овладевая употреблением всё большего количества предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительности этого постоянства.
В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребёнок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребёнок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которыми ему предстоит овладеть в более старшем возрасте.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и обобщения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
В среднем дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.
В этот период (4-5 лет) продолжает бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использования знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.
Возникающее неудержимое, естественное для этого периода онтогенетического развития стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребёнку чувство переполненности и радости жизни. В возрасте с трех до семи лет самопознание ребёнка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.
В возрасте 4-5 лет ребёнок интенсивно овладевает речью как средством общения. С помощью речи он учиться рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями. Он учится строить с людьми адекватно- лояльные отношения, узнавая, от своих близких людей, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза. Он учится приветствовать людей в приятной форме, говоря им «Здравствуйте». Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окраска слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь, мимика, позы и жесты. Подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребёнка тот же тип общения.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – его взаимоотношение с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребёнку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищённости. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Ребёнок, будучи, зависим от любви взрослого, сам испытывает чувство любви к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам.
Потребность в любви и одобрении, являясь условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности к взрослому, обретает негативный оттенок, проявляясь в соперничестве и ревности.
Бурные и кратковременные эмоциональные реакции характерны для детей дошкольного возраста. Они ещё не умеют владеть собой, скрывать свои переживания. Дети до восьми лет легко возбудимы, их чувства быстро меняются, радость приходит на смену грусти, спокойное состояние уступает раздражению.
Для детей среднего дошкольного возраста 4-5лет характерна большая сила проявления всех чувств, часто не соответствующая вызывающим их раздражителям. Эти чувства изменчивы, неустойчивы, так дети среднего дошкольного возраста очень возбудимы.
Ребёнок дошкольного возраста переживает то, что связано с настоящим моментом. У него еще незначительно развиты, например эстетические и нравственные чувства, хотя зачатки их очень часто наблюдаются у дошкольников. Например, ребёнок радуется тому, что научился строить из кубиков домик или помог маме убрать со стола, он способен сочувствовать человеку, у которого неприятности.
В среднем дошкольном возрасте ребёнок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией и обособлением. Стремясь подтвердить свою самостоятельность, свою смелость, ребёнок весьма недвусмысленно обособляется, демонстрируя стремление настоять на своём: «Я так сказал!», «Я буду это делать!»
Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов. Он сочувствует несчастью Красной шапочки не меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю его чувства к персонажам от этого не только не ослабевают, но и становятся сильнее. Наблюдая ребёнка в естественных формах проявлений, его чувств и поведения мы видим, что взаимоотношения с другими людьми – важнейший, но, конечно, не единственный источник его чувств. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Он сочувствует сломанному цветку или дереву, мишке, который попал под дождь, камню, что лежит у дороги и ему, наверное, очень скучно.
Идентификация в
форме сочувствия – самая