Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, курсовая работа
Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования; 2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подбор методов определения типов родительских отношений к ребёнку; 4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.
Введение. …………………………………………………………….. …… 3-5
Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18
1.3. Тревожность и её проявление у детей среднего дошкольного возраста
4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22
1.4. Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28
2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34
Список используемой литературы …………………………………………35-36
Чаще силой, смягчающей возникающие вокруг ребёнка напряжения, оказывает семья. В семье ребёнок, прежде всего, получает признание своего человеческого «Я» утверждается как личность, находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями. Семья, не дающая ребёнку этого эмоционального фундамента, оставляет его, не защищённым перед трудностями и противоречиями окружающего его большого мира. Тревога проникает в душу ребёнка, лишь, когда конфликт пронизывает всю жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.
К этим важнейшим потребностям, относятся: потребность в физическом существовании – пище, воде. Свободе от физической угрозы. Потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей. Потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «я»; потребность в самореализации, в раскрытие своих способностей, своих скрытых сил; потребность в цели, смысле своей жизни.
Очень часто взрослые заставляют ребёнка заниматься музыкой, танцами, плаванием, фигурным катанием, отлично учиться. Навязывают мальчику образ «настоящего мужчины» - сильного, ловкого, смелого, не знающего поражений, несоответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно!) больно бьёт по мальчишескому самолюбию. Конечно, ни спортивные, ни музыкальные, ни какие либо другие увлечения сами по себе вреда не приносят. Однако ребёнок должен иметь право свободно и самостоятельно выбирать их! Свои склонности, интересы, способности он, право же, оценит лучше кого бы то ни было.
В основе подобных родительских требований лежит представление, будто ребёнок непременно должен добиваться каких-то внешне заметных успехов, быть лучше. И любить, и ценить его следует в соответствии с этими достижениями.
Ценить ребёнка
исключительно по его
Тревогу у детей вызывает эмоциональное отвержение именно от близкого человека. Все знают: детей принято любить; телесные наказания вредны; ребёнок должен быть сыт, одет, обут и обласкан. Возникающие у нас порой отрицательные чувства мы не подвергаем анализу. А ребёнок не в состоянии
понять, откуда эта внезапная злость в голосе матери, которая ещё полчаса назад была так добра с ним…
Вот где один из важнейших корней детской тревожности! Не открытое пренебрежение интересами ребёнка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождает в нем внутренний конфликт. Как же иначе – он то близок, то далек, то одарён всеми милостями, то отвергнут и наказан – и сам не знает за что. Суть тревоги – внутренние противоречия детской души – в этой ситуации выступает особенно ясно. Ребёнок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет к родителям, другая отталкивает от них. Он ощущает их любовь, но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в её надежность: вот его любят сейчас, сию минуту; но вдруг через миг на смену этому придут холод и отчуждение. Ребёнок нуждается в искренности, откровенности своих близких людей. Он ищет ясности, устойчивости отношений. Чем меньше лжи мы будем допускать по отношению к близким и к самим себе, чем проще и искренне станут наши отношения с людьми, тем устойчивей будет мир наших детей, тем меньше у них останется оснований для тревоги.
Анализ психолого-педагогической литературы показал: что родительское отношение оказывает существенное влияние на психическое развитие и эмоциональное состояние детей. Тревожность выступает серьезным эмоциональным барьером, осложняющим психологическое состояние ребенка.
На основании теоретического анализа психологической и педагогической литературы установлено:
- Родительское отношение многообразно в своих проявлениях и типах;
- Психологические особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в интенсивном развитии эмоциональной сферы, формировании самосознания;
- Родительское отношение оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и психологический климат детей;
Глава 2 Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1.Изучение родительского отношения
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт. Действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Негативное влияние в свою очередь является основанием для возникновения детской тревожности.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями личностного развития дошкольников являются тревожность и страхи у детей. (2, с. 304)
Одним из условий,
влияющих на тревожность
Из этого следует, что актуальность изучения проблемы, влияния типа родительского отношения на уровень тревожности детей, приобретает особую значимость в науке и практике обучения и воспитания в связи с изменением
социально –
экономических условий
Цель нашего исследования: Установить связь между родительским отношением и уровнем тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Определение типов родительского отношения к детям;
2. Определение уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста;
3. Выявление связи типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста;
4. Разработка комплекса занятий с детьми по снижению уровня тревожности;
5. Подготовка на основе
полученных результатов исследо
2.2 Цель, задачи и методики исследования
Для проведения исследования в ходе работы с детьми мы предполагаем использовать:
1) Методику «Выбери нужное лицо» (авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)
Цель методики: изучение уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста. (см. приложение № 1)
2) Проективную методику «Рисунок семьи». (см. приложение №2)
Цель методики: исследовать и оценивать тревожность ребёнка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующие качество личности проявляется в наибольшей степени.
3) Метод незавершенных предложений.
(тест Сакса Сиднея, адаптирован в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ им. Бехтерева). (см. приложение №3)
Цель методики: полученные высказывания детей позволяют судить об отношени ребёнка к родителям, к себе, о страхах.
4) Методика исследования самооценки «Лесенка»
(авторы В. Г. Щур, С. Г. Якобсон). (см. приложение №4)
Цель методики: выявление внутрисемейных отношений.
5) Конспекты занятий по снижению уровня тревожности (см. приложение №5)
Цель: непосредственная работа с детьми ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха.
При работе с родителями мы предполагаем использовать:
1) Методика
«Анализ семейных
(авторы Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис)
Цель методики: определить тип воспитания и причины закрепившие его в семье;
2) Анкета для родителей (см. приложение №7)
Цель: выявление типа родительского отношения к детям;
3) Беседы и индивидуальные рекомендации;
Подготовка папки-передвижки на тему «тревожность и её профилактика».
При работе с педагогами ДОУ мы предполагаем использовать:
Психологическое просвещение педагогов
(беседы и общие рекомендации воспитателям)
Заключение
Таким образом, в ходе нашей работы было установлено, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на все сферы психической жизни детей, эмоционально - волевую, когнитивную, коммуникативную. Тревожность мешает ребенку гармонично развиваться, препятствует формированию таких личностных качеств, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, высокая потребность достижения успеха.
Одной из основных
причин детской тревожности
Родители часто кричат на своих детей, не задумываясь о том, что дурное обращение с ребёнком ранит и ожесточает детское сердце. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, у ребёнка возникают искажённые суждения о людях, ошибочные критерии об их взаимоотношениях вообще и об отношении к нему самому. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей – самых близких людей – дают основания считать, что чужой человек способен причинить ему больше неприятностей и огорчений. Отсюда состояние неуверенности и недоверия, чувство неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми, повышенная тревожность.
Анализ психолого-
На основании теоретического анализа психологической и педагогической литературы установлено:
- Родительское отношение многообразно в своих проявлениях и типах;
- Психологические особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в интенсивном развитии эмоциональной сферы, формировании самосознания;
- Родительское отношение оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и психологический климат детей;
Понятийный аппарат
Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени.
Базальная тревожность – термин К. Хорни, обозначающий переживание ребёнком чувства беспомощности и изоляции. Считается, что оно возникает в результате утраты чувства безопасности.
Замаскированная тревожность (скрытая) – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путём через специфические способы поведения.
Личностная тревожность – рассматривается как личностная черта, которая проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к таким переживаниям не располагают. Она характеризуется состоянием безотчётного страха, неопределённым ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребёнок подверженный такому состоянию, постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.
Микроклимат семьи – своеобразная атмосфера отношений, сложившаяся между членами семьи и характеризует содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни.
Гуманистическая модель семейного воспитания – термин А. Адлера, ключевые понятия данного воспитания – сотрудничество, соучастие, творческий гибкий подход в отношении детей, эмоциональная честность, атмосфера любви, поощрения, ободрения.
Генезис общения – развитие общения ребёнка со взрослыми.
Аддитивное поведение – связано с желанием уйти из реальной жизни путём изменения состояния своего сознания (алкоголь, наркомания, компьютерные игры и т.д.).
Сензитивность - особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний.
Поведение приневротического характера с признаками дезадаптации – ребёнок, у которого возбуждение преобладает над торможением, часто проявляется раздражительность, нетерпеливость. Повышенная истощаемость внимания, наблюдается нарушение сна (сон поверхностный, с частыми пробуждениями). Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого. Происходит нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних и внутренних причин. Такой тип поведения может перерасти в девиантное поведение, т.е. совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.