Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования; 2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подбор методов определения типов родительских отношений к ребёнку; 4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………….. …… 3-5
Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18
1.3. Тревожность и её проявление у детей среднего дошкольного возраста
4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22
1.4. Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28
2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34
Список используемой литературы …………………………………………35-36

Файлы: 1 файл

готовая курсовая Пучкова.doc

— 822.00 Кб (Скачать файл)

Пассивно - защитное поведение - это забитые, робкие, трусливые дети. Они боятся не только суровых родителей или воспитателей, по и своих товарищей, их насмешек, избегают участия в общих играх (при слишком суровом подходе к детям со слабым типом нервной системы, применении к ним частых наказаний, особенно за случайные промахи, не зависящие от них проступки или неудачи). Такой тип поведения может перерасти в агрессивно – защитное.

Инфантилизированный тип поведения с признаками аффективности - ребенок, который долго остается в своем поведении как бы малышом, с бурно протекающими эмоциональными переживаниями (чрезмерная забота,

опека и мягкость родителей  не дают возможности проявить свою самостоятельность. Этих детей называют истеричными, т.к. нервная система ребенка не в силах справиться: с эмоциональным напряжением, переживанием чего-то непонятного, страшного, обидного, несправедливого с точки зрения самого ребенка).

«Уход в болезнь» - термин А. Адлера (австрийский психолог, психиатр, создатель системы индивидуальной психологии), невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают.

 Гуманистическая психология - в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение.

Педаго́гика сотру́дничества  — основывается не на классическом принципе «делай, как я сказал», а «делай, как я».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: «Владос», 2004
    2. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: «Гиппократ»,1995
    3. Захаров А. И. Неврозы у детей. – СПб.: «Дельта»,1996
    4. Иванова Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. В. «Учитель», 2009
    5. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: 1990
    6. Лендрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. Перевод с английского языка А. Я. Варга. – М.: Институт практической психологии, 1998
    7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – М.: «Воронеж»,1997
    8. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2000
    9. Петровский В. А. Учимся общаться с ребёнком. Руководство для воспитателя детского сада. – М.: «Просвещение», 1993  
    10. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. – НПО «Модек», 1990
    11. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – НПО «Модек», 2000
    12. Савина Е. А., Смирнова Е. О. Родители и дети. – М.: «Когито-Центр», 2003
    13. Спиваковская А. С. Как быть родителями: психология родительской любви. – М.: «Педагогика», 1986
    14. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Перевод с немецкого языка. СПб.: «Азбука-классика», 2006
    15. Фромм А. Азбука для родителей. – АСТ.: «Родничок, Астрель», 2003
    16. Фромм Э. Искусство любить. Любовь между родителями и детьми. М.: «Педагогика», 1990
    17. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: «Прогресс», 1993
    18. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: «Питер», 1999
    19. www.slovari.yandex.ru

20.www.pedlip.ru/Books

21.www.ido.rund.ru/psychology

22.www.psynn.ru/psidosnkol

23.www.solnet.ee/parents

24.www.otrok.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1.

Методика. «Выбери нужное лицо»

Цель методики: Исследовать и оценивать тревожность ребёнка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующие качество личности проявляется в наибольшей степени.

Методика представляет собой психодиагностический изобразительный материал, который представлен серией рисунков размером 8, 5х11см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных  рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур головы.

 Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными изображения детской головы детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом печальное.

 Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники, которые могут вызвать у них повышенную тревожность.

Рисунки с положительной  эмоциональной окраской

рис. 1 (игра с младшими детьми),

рис. 5 (игра со старшими детьми)

рис. 13 (ребёнок с родителями)

Рисунки с отрицательной  эмоциональной окраской

Рис. 3 (объект агрессии),

рис. 8 (выговор),

рис. 10 (агрессивное нападение)

рис. 12 (изоляция).

Рисунки имеющие двойной  эмоциональный смысл (может быть как положительным, так и отрицательным. )

Рис. 6 (укладывание в постель в одиночестве),

рис. 7 (умывание),

рис. 9 (игнорирование),

рис. 11 (собирание игрушек)

рис. 14 (еда в одиночестве)

Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного эмоционального состояния в подобных жизненных ситуациях.

При проведении методики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они здесь представлены, один за другим. Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию – разъяснение следующего содержания:

 Рис. 1. Игра с младшими детьми             Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем

 

 

 

 Рис. 3. Объект агрессии                                 Рис. 4. Одевание.

 

 

 

   Рис. 5. Игра со страшими детьми                     Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве

 

 

 

 



  

 

         Рис. 7. Умывание                                               Рис. 8. Выговор.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9 Игнорирование                                              Рис. 10. Агрессивное нападение

 


 

 

 

 

 

 

 Рис. 11. Собирание игрушек                          Рис. 12. Изоляция

 

 

   

 

 

 Рис. 13. Ребенок с родителями                            Рис. 14. Еда в одиночестве.

 

    



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2.

Проективный тест «Рисунок семьи»

 

Цель  методики: выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.

Методика  представляет собой проективный  рисуночный тест.

Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырех летнего возраста, но может быть с успехом применён и для выявления отношения к семейной сфере взрослого человека.

На основании особенностей изображения можно определить:

    • степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности на которой находится ребенок.
    • Особенности состояния ребенка во время рисования
    • Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 3

Метод незавершённых  предложений.

(тест Сакса Сиднея, адаптирован в лаборатории медицинской психологии Ленинградского НИИ им. Бехтерева)

Цель методики: Данный метод применяется для различных диагностических целей. Полученные высказывания детей позволяют судить об отношении ребёнка к родителям, к себе, о страхах.

Для проведения диагностики используется опросник, адаптированный нами для детей среднего дошкольного возраста, состоящий из 18 предложений.

1. Мы любим маму, а она нас…

    1. Я думаю, что мама чаще всего…
    2. Отцы иногда…
    3. Чтобы наш папа…
    4. Бывают среди детей…
    5. Дети, с которыми я играю…
    6. Мои друзья меня часто…
    7. Моя воспитательница…
    8. Если бы не было детского сада…
    9. Я всегда мечтаю…
    10. Я стесняюсь, когда…
    11. Я весь трясусь, когда…
    12. Я самый слабый…
    13. Я достаточно ловкий…
    14. Если бы все ребята знали, как я боюсь…
    15. Если бы ко мне обратился незнакомый человек…
    16. Был бы очень счастлив…
    17. Я хочу, чтобы у меня не было…
    18. Когда я буду взрослым…

 

 Приложение № 4

Методика исследования самооценки «Лесенка»

(авторы В. Г. Щур, С. Г. Якобсон)

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Используется стандартный  набор характеристик: «хороший –  плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №5

 

Конспекты занятий по снятию уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста (4-5лет).

Тема «Облака».

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения

Развивать функцию произвольности

Способствовать снижению уровня тревожности

Развивать сенсорные  способности детей

Способствовать развитию кругозора

 

 

Части занятия

Содержание

Методы и приёмы

I. Вводная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключительная часть

Ребята!

Посмотрите, какая картинка!

На ней - облака. Они плывут по небу.

Облака мягкие, пушистые как вата. Потрогайте вату, какая она мягкая!

Какого цвета облака на небе?

Посмотрите-ка, а мои облачка разноцветные! Есть и белое, и желтое, и красное, и синее.

Кому, какое облако нравится?

Показываю детям картинку, с облаками из ваты, обведенными по контуру разными цветами.

(Дети по очереди выбирают себе облако).

Облака несет ветерок, ласковый, теплый, и они плывут по небу куда-то далеко.

Посмотрите, я покажу, как плывут по небу облачка!

Плавно, неторопливо.

Повторяйте за мной!

(Воспитатель и дети выполняют плавные движения)

 Молодцы!

Ложитесь на спинку, закройте глазки.

(Дети ложатся на спину на ковёр, закрывают глаза)

Вы лежите сейчас, ребятки, на пушистых мягких облачках.

И каждого облачко очень-очень любит. И хочет покатать, покачать, убаюкать.

Лежать надо тихонечко, чтобы облачку было легко, а нам – уютно. Будем лежать тихонечко?

Хорошо!

Вот наши облачка поднимаются, летят, тихо качают ребят.

Нам сверху все-все видно! Посмотрите, что вы видите:

деревья, дома, речку, людей…

Облака качают вас, как на качелях!

И тихо-тихо облака опускаются вниз, возвращают нас в нашу группу.

«До свидания! Я еще  прилечу покатать тебя», - говорит каждому из нас наше облачко.

«Спасибо! Прилетай еще, я буду ждать тебя!»

И облачка поднимаются высоко в небо. А мы открываем глазки. Вспоминаем, какого цвета были наши облачка?

А что мы видели, проплывая над землей?

(дети по - очереди рассказывают, что каждый из них видел…)

Как хорошо мы покатались на облаках сегодня!

Спасибо вам, облака! 

Беседа и вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой приём

 

 

 

 

Звучит тихая музыка

 


 

 

 

 

 

Тема «Осенние листья»

Цель: Способствовать снятию психоэмоционального напряжения

Развивать функцию произвольности

Развивать восприятие цвета

Развивать общий кругозор

 

Части занятия

Содержание

Методы и приёмы

I. Вводная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключительная часть

Ребята!

Смотрите, что я вам принесла! Показываю вырезанные из цветного картона листья

Это разноцветные листочки.

Какие листочки были летом?

(Зелеными!)

Правильно!

Вот летний листочек, он зеленый!

А вот осенние листочки.

Какие они?

(желтые, красные, оранжевые, коричневые!)

Правильно!

И летние, и осенние листья очень красивые, правда?

(Да)

А осенние листочки еще  и умеют летать!

Хотите, я превращу сейчас всех нас в осенние листочки?

(Да)

Достаю «волшебную палочку»

Раз, два, три!

Вот мы уже листочками с вами стали.

Давайте представим, что мы висим на веточке, и нас качает осенний ветерок! Он так любит поиграть с нами!

Как он нас качает?

Дети вместе с воспитателем выполняют движения:

Руки подняты вверх, ладони сжаты и раскачиваются.

 

А теперь ветерок подул  особенно сильно и оторвал листочки от веточки! Раскачиваются сильнее

Кружатся, танцуют.

Листочки полетели, закружились, затанцевали с ветерком…

А теперь ветерок устал, стал дуть все тише, тише…

Листики успокаиваются, кружатся все медленнее, и

опускаются на землю.

Дети останавливаются.

Ложитесь на спинку, закройте глазки.

(Дети ложатся на спину на ковёр, закрывают глаза)

Ветерок улетел, а листочки остались лежать на земле отдыхать. Они лежат тихо-тихо…

Посмотрим, кто как настоящий листочек может лежать тихо-тихо?

Скоро листочки укроет мягкий снежок, и они будут спать всю зиму.

А во сне они увидят лето: солнышко светит ласково, греет наши листочки…

 Вот и вас оно  согрело: ручки стали теплыми, ножки стали теплыми, спинки тоже стали теплыми, и животики согрелись.

Хорошо быть листочками!

И ребятками тоже быть хорошо! И сейчас мы снова превратимся в ребят: вот моя волшебная палочка – Раз, два, три!

Все наши ребятки снова  в своей группе.

«Спасибо волшебной палочке!»

Дети открывают глаза.

Садятся.

Беседа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровой приём

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит тихая музыка

Информация о работе Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста