Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:18, курсовая работа
Цель исследования – изучение типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Задачи исследования: 1. Знакомство с теоретической психолого-педагогической литературой по теме исследования; 2. Подбор методов исследования для определения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста; 3. Подбор методов определения типов родительских отношений к ребёнку; 4. Разработать комплекс занятий с детьми по снижению уровня тревожности.
Введение. …………………………………………………………….. …… 3-5
Глава 1. Теоретический анализ изучения типов родительского отношения и уровня тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
1.1.Родительское отношение к ребёнку: определение, модели, типы……..6-13
1.2.Психологические особенности развития детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…... …………………………………………………………….13-18
1.3. Тревожность и её проявление у детей среднего дошкольного возраста
4-5 лет……………….……………………………………………………..…18-22
1.4. Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет…………………………………………22-26
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
2.1 Изучение родительского отношения…………………………………...27-28
2.2 Цель, задачи и методики исследования ……………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………………...30-31
Понятийный аппарат…………………………………………………………32-34
Список используемой литературы …………………………………………35-36
Если ребёнку не достает любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребёнку, порождает у него чувство отчужденности от других. И связанный с этим страх – состояние сильной тревоги, беспокойства душевного смятения.
Если взрослый не оказывает ребёнку поддержки в необычной для него ситуации, предоставляет его самому себе, ребёнок чувствует себя покинутым, испытывает страх.
В среднем дошкольном возрасте 4-5 лет ребёнок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности, что в норме уже становится устойчивым у ребёнка в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребёнок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола. В возрасте 4-5 лет обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.
Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинять свое поведение моральным нормам и требованиям. За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребёнок осваивает правила адекватно- лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
1. 3. Тревожность и её проявления у детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности, подтверждает интерес к этому явлению.
Понятие «тревожность»
А. И. Захаров (доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи РГПУ) обращает внимание на то, что в дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности. (3, с. 380)
Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребёнка к этому переживанию. (11, с. 304)
А. М. Прихожан (профессор кафедры возрастной психологии на факультете «Психология образования» МГППУ, Лауреат премии Президента РФ в области образования) выделяет две основных категории тревожности:
1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая — в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
Говоря о тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой с «замаскированной тревожности». Под «масками» тревожности такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют ребёнку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. (11, с. 304)
Так называемый «Уход в болезнь» часто встречается у детей дошкольного и младшего школьного возрастов: физически ослабленных, перенесших в раннем детстве тяжелые заболевания. Ухудшению их физического состояния может способствовать тревога, т. е. болезнь могла являться не средством защиты от тревоги, а просто следствием ее действия.
Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является, по Л. И. Божович, специфической особенностью сложных психологических новообразований.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.
Исследования В. В. Лебединского (доцент кафедры «нейро- и патопсихологии» факультета психологии им. Ломоносова. Основоположник психологической науки аномального развития, создатель классификации нарушений психического развития) позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. (5, с.190)
Так, какой он, тревожный ребёнок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к обучению снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, т.е. минимальная самореализация (5, с. 197)
Дети с высокой тревожностью не создают больших проблем для окружающих, им несвойственны серьезные нарушения поведения. Трудно решиться на «правонарушение», если заранее мучает страх, возникает тревога по поводу возможных последствий — осуждения знакомых и наказаний. Тем не менее, тревожные дети — не вполне благополучный контингент.
Они могут стать неуспевающими; но даже если отставание в учении им не грозит, они постоянно беспокоятся по другим поводам и могут дойти до невроза.
Ситуативная
тревожность возникает в
Когда ребенка укоряют, стыдят и откровенно ругают за, всё подряд — лежащую, не на месте игрушку, оставленную во дворе лопатку, грязные руки, растрепавшиеся волосы, испачканную одежду и т. д. — всплески ситуативной тревожности превращаются в сплошной эмоциональный фон.
Ранняя личностная тревожность, возникающая до подросткового возраста, считается результатом нарушения отношений между родителями и детьми. Она может появиться, если родителям несвойственна любовь к ребенку, принятие его таким, какой он есть на самом деле — некрасивым, не очень умным, слишком резвым, шумным или, наоборот, медлительным и замкнутым. Родители, раньше спокойно относившиеся к тому, что делает ребенок, начинают предъявлять ему непосильно высокие требования. Ожидая больших успехов, они нервничают и раздражаются по поводу их отсутствия.
Ребенок, которого ругают за любой промах и за каждую ошибку, начинает заранее ожидать неудачи. Еще не приступив к выполнению очередного задания, он представляет себе будущее недовольство родственников; появляется тревожность, мешающая сделать что-то хорошо, из-за этого результаты становятся все хуже, а оценки взрослых все ниже: глупый, неспособный. Низкие оценки вызывают дальнейший рост тревожности, неуверенности в себе. Замыкается порочный круг.
Часто родители, недовольные посредственным результатами своего ребенка, начинают с ним усиленно заниматься. Он выполняет дома каждое задание, с которым не очень хорошо справился в детском саду. Такая чрезмерная подготовка только ухудшает положение тревожного ребенка. Он переутомляется и приобретает негативное отношение к надоевшим занятиям.
Как же ему помочь добиться успеха? Порочный круг (тревожность — снижение продуктивности деятельности — низкая оценка взрослых — усиление тревожности — разрушение деятельности.) должен быть разорван. Сам ребенок из этого круга выбраться не может, изменить ситуацию могут только близкие ему взрослые люди, от мнения, оценок которых он зависит. Следует хвалить ребенка, отмечать его успехи. Постараться найти то, в чем он может проявить себя — плавании, собирании гербария и т. д. А замечания нужно делать в особой форме: «Ты молодец. У тебя получается очень хорошо. Но пока еще получилось не до конца. В следующий раз ты наверняка сделаешь еще лучше, чем сейчас». (10, с.220)
1.4.Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А. И. Захаров, А. М. Прихожан, являются родительские отношения. Анализ исследований других авторов по данной проблеме позволил обнаружить неоднозначную картину.
И. М. Балинский (русский психиатр, основатель петербургской школы психиаторов) считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной слабости ребёнка.
В. Н. Мясищев (отечественный психолог, исследователь проблем человеческих отношений и способностей) Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (сотрудники кафедры «клинической психологии» при ЛНИПИ им. Бехтерева В. М. под руководством Мясищева В. Н.), говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как этиологический фактор неврастении.
Е. Г. Сухарева (советский психолог, изучала вопросы клинической психиатрии в детском возрасте) делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно - защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.
Эти авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения, с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.
Исследования В. С. Мухиной, М. С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка. (8, с. 456)
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребёнка, важнейшие из которых – интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами, родительская, и прежде всего материнская любовь, внимание, забота. Обладая особыми возможностями в формировании эмоциональной культуры личности, семья тем самым создает предпосылки для развития семейной индивидуальности, и ничто в такой мере не выражает её субъективный мир, как чувство. Иначе обстоит дело, когда ребёнок чувствует себя некомфортно в семье, ему не хватает родительского внимания, нежности, ласки. Это в свою очередь является основанием для возникновения детской тревожности.
Тревога у ребёнка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребёнку, исходящие из разных источников (или даже одного источника – бывает, что родители противоречат сами себе то, разрешая то, грубо запрещая то же самое); требования не по силам, не по детским возможностям, требования, ранящие ребёнка, ставящие его в униженное, зависимое положение. В первом случае он мечется между двумя полюсами, пытаясь совместить в своём поведении несовместимые правила и идеалы. Во втором - страдает от жгучего чувства невозможности достичь тех высоких «жизненных стандартов», которые сам считает для себя обязательными. В третьем любовь и привязанность к близкому человеку вступают в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от человека. Такой внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями и во внешних отношениях – между родителями, между ребёнком и сверстниками. Ребёнок не может полноценно жить и душевно развиваться, если его отношение с миром обеднены. Когда, например, единственной значимой фигурой для ребёнка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию.